Долго же я собирался этот фильм посмотреть. Планировал его обзор год назад приурочить ко Дню сотрудника правоохранительных органов, потом посмотрел, что в нём три серии по часу каждая, и понял, что столько времени у меня нет, поэтому к празднику посмотрел фильм «Ко мне, Мухтар!»
В этом году совсем забыл, что фильм остался на старом ноутбуке, поэтому к празднику я его опять не посмотрел. Решил посмотреть через неделю, захватил с собой переносной жёсткий диск, почему-то думая, что скопировал фильм туда, оказалось – нет его там!
Наконец, сегодня добрался я до него. Посмотрел две серии, а третья – битая! Вместо фильма идёт звук от «Долгой прогулки»! Пришлось выкачивать третью серию дополнительно.
В общем, долгим и тернистым был мой путь к просмотру этого фильма!
А фильм мне понравился. Да, пусть вся эта история похожа на сказку с хорошим концом, но разве это плохо? Всегда приятно посмотреть, как добро побеждает зло, даже если это показано чересчур наивно.
Сержант милиции Николай Захаров заочно учится на юриста, он уже на четвёртом курсе. У него постоянно возникают разногласия с лейтенантом Гусеницыным (Анатолий Столбов).
Гусеницын – зачерствевший буквоед, а Николай – идеалист, который считает, что к каждому человеку нужно относиться со всей душой.
Скажу честно: сложно оставаться таким идеалистом, когда у тебя на руках одновременно штук пятнадцать заявлений. Это в фильме идиллия: никаких тебе преступлений, и тут, как гром среди ясного неба случается грабёж. Никогда такого в Ленинграде не было, и вот, наконец, и до этого города докатилась преступность.
И, раз уж всем заняться нечем, все усилия направляются на поимку пары жуликов, напоивших и ограбивших бедного студента. Локомотивом выступает Николай, а всё отделение милиции водит вокруг него хороводы.
Забавно, конечно, за этим наблюдать, но у нас жанр такой, детективный. Одно преступление, одно расследование. Потому что, если Николай будет вести пятнадцать дел одновременно, у зрителей голова кругом пойдёт, и все запутаются в этом винегрете.
По этому поводу вспоминается одна из серий поздних «Улиц разбитых фонарей», когда номер сезона исчислялся уже двумя цифрами, а Андрей Кивинов не имел никакого отношения к сценарию. Там, короче, начальник убойного отдела собирает всех на совещание и говорит: «Что делать будем? Какой-то неизвестный звонит одной тётке и пытается довести её до самоубийства!» Все морщат лбы и изображают умственную деятельность. Начальник говорит что-то типа: «Идите и без результата не возвращайтесь!» И убойный отдел всем составом выезжает к той самой тётке, пытаясь выяснить, что за злодей ей звонил?.. Ну, вы поняли.
Олег Янковский играет главаря банды по кличке «Князь». Мне понравилось, как он сыграл, настоящий негодяй получился. Правда, несколько карикатурный. Он и вор, и мокрушник, и баба его кассу в Новосибирске обнесла. У него налажена схема по реализации краденых вещей, Князь – само воплощение Ленинградской преступности.
Хотя, по сути, это рядовой жулик – ну не будет крёстный отец мафии студентов на вокзале на деньги разводить. Немножко уровень не тот.
Но, повторюсь: авторы придумали плохих и хороших персонажей, которые взаимодействуют между собой, зрителю интересно. Когда плохие персонажи на экране творят зло, зритель негодует, когда хорошие творят добро, зритель радуется. Всё отлично!
У Николая есть любимая девушка, её играет тётя Таня Веденеева.
Странные дела творятся с этой тётей Таней: так как я всё детство смотрел «Спокойной ночи, малыши» с её участием, я не могу воспринимать её в романтических ролях, как женщину. Ну, какая женщина – это же тётя Таня, она же как родственница! Если бы ваша тётка снялась в кино, вы ведь не стали бы оценивать её женские достоинства? Странно! Странно и забавно!
Вообще, в отзывах пишут, что оригинальная книга Ивана Лазутина, по которой был снят фильм, представляет собой не столько детектив, сколько любовный роман. В фильме всю эту амурную часть сильно почикали, чтобы мужики при просмотре не скучали.
Кто-то с презрением пишет: «Не фильм, а агитка!» Ну, во-первых, в самом начале фильма закадровый голос честно предупреждает, что создатели фильма ставили своей целью показать милиционера с человеческим лицом, поэтому – какие могут быть претензии? Если вы посмотрели этот фильм, значит, вы согласились с условием, поставленным изначально. А, во-вторых, вы удивитесь, но в рядах правоохранительных органов на самом деле служит очень много вот таких отличных и скромных парней. И, если, благодаря этому фильму, кто-то захочет быть похожим на главного героя – это прекрасно.
Актёрские работы – просто замечательные. Олег Янковский, Иван Краско, Анатолий Столбов, исполнитель главной роли – Алексей Минин: смотреть одно удовольствие! Но всех, бесспорно, затмила Елизавета Уварова, сыгравшая небольшую роль соседки Петуховых!
Я долго вспоминал, где я мог видеть Анатолия Столбова, сыгравшего «зачерствевшего» Гусеницына. Наконец, меня осенило! Это же он не советовал жениться на курсистках!
Помимо всех прочих достоинств фильма, он ещё и довольно ностальгический: смотришь его, а в нём всё такое родное и узнаваемое. Ну, почти: всё-таки такую моду я не застал, родившись в 1975 году.
Вернее, застал, но как-то в памяти моей это не отложилось, в виду возраста. Да и белых фуражек у милиционеров я не помню.
Просили добрый фильм? Получите, распишитесь! Приятного просмотра!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Сержант милиции» (1974).