Здравствуйте, товарищи. Вот опять я обленился и опоздал с выходом статьи, поэтому исправляю.
Сегодняшняя тема будет весьма необычной, но в то же время она может показаться вам интересной. Конечно, разбирать каждого педагога древности можно подробно и ни одной статьи для этого не хватит, но здесь я скажу кратко: немного о жизни и более подробно про идеи и мысли, а также работы, если таковые имеются. Приступаем.
Сократ
Сократовские беседы – беседы с учениками путём задавания наводящих вопросов, чтобы те смогли сделать вывод.
Не бывает только чёрного или только белого, есть полутона¹.
около 469 года до н.э., Афины — 399 год до н.э., Афины
Древнегреческий философ-моралист, учитель Платона и родоначальник других сократических школ, участник публичных диспутов в эпоху расцвета афинской демократии.
Сократ выходец из простой семьи, отец - скульптор, мать - повитуха. Был женат и имел троих сыновей, участвовал в военных походах в Пелопоннеской войне².
К его идеям относят:
Единство добродетелей. Сократ считал, что все добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность) взаимосвязаны и являются проявлениями одного и того же знания.
Самопознание. Один из ключевых принципов этики Сократа — это знаменитое изречение «Познай самого себя».
Этический интеллектуализм. Сократ был убеждён, что знание и разум являются основой нравственного поведения.
Особенностью деятельности Сократа являлось, что все свои знания он передавал устным путём. Нет ни одной работы и ни одного текста, который он написал бы. Но его идеи дошли до нашего времени от его учеников и современников: Платона, Аристотеля, Аристофана, Ксенофонта и др. Поэтому, предлагаю перейти к его ученику.
Платон
Платон считал, что для обучения необходимо конкретное место. Физическое, музыкально-этическое и философско-математическое обучение.
Он говорил, что у людей есть определённые задатки и способности и их надо развивать (вспоминать)¹.
427–347 до н.э.
Древнегреческий философ, основатель платонической школы мысли и традиции платонизма в европейской философии. Ученик Сократа, учитель Аристотеля.
Родился в Афинах в аристократической семье. При рождении получил имя Аристокл, а «Платоном» его прозвал учитель гимнастики за ширину плеч.
В 20 лет стал учеником Сократа. После смерти учителя путешествовал по Египту, Сицилии и Италии. После возвращения на родину в 347 году до н.э. основал школу — Академию. Умер в Афинах на 81-м году жизни.
Платон создал теорию идей (эйдосов): мир, воспринимаемый через чувства, — лишь бледная тень истинной реальности, мира идей, где пребывают совершенные и неизменные формы всего сущего.
Также, стоит отметить, что он чётко разделял чувственное и рациональное познание, что является основой человеческого мышления. Душа, по мнению философа, существует вечно и время от времени перевоплощается. Она вспоминает то, что было с ней раньше - это и есть познание.
Платон был идеалистом, а его идеи получили своё распространение в целой школе философии. Позже, во время эпохи возрождения его идеи вновь становились популярными и отражались на полотнах мастеров и письме профессионалов.
Эта школа была основана самим Платоном в IV веке до н.э.
Интерес людей эпохи Возрождения к Платону был во многом предопределён тем, что у него не было "конкурентов". Идеи Аристотеля людям показались скучными и серыми, а Платона – яркими и жизнеобещающими. Художники и поэты искали в земной любви и красоте отблеск божественного совершенства, о котором писал Платон.
Вообще, немного неправильно противопоставлять учителю его ученика, но я бы хотел попробовать сравнить идеи Платона и Аристотеля, и понять почему выбор "Возрожденцев" пал на первого, а не второго. Поэтому идём дальше.
Аристотель
Аристотель считал, что дети должны уделять много времени физическому развитию. С 7 до 14 лет их следует обучать музыке, философии, искусству. И уже после этого возраста и до 21 года – точным наукам¹.
384–322 годы до н.э.
Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.
Некоторые достижения Аристотеля:
- Систематизация знаний и создание науки как самостоятельной дисциплины.
- Развитие логики и создание силлогизма³ как метода доказательства.
- Классификация животных и растений.
- Разработка концепции этики и политической философии.
- Учение о четырёх видах причин. Аристотель выделил следующие типы: материальная, формальная, производящая и конечная (цель).
- Учение о познании. Первой стадией познания выступает чувственное познание, через ощущения, которые представляют собой отражение внешнего мира.
- Теория государства. Аристотель отверг проект платоновского «идеального государства» и предложил собственную теорию государства. По мнению Аристотеля, в государстве власть должна быть в руках среднего класса свободных граждан.
Некоторые труды Аристотеля: «Органон», «Физика», «О небе», «О душе» и другие. Самым знаменитым является труд «Метафизика», состоящий из 14 книг.
Хотя Аристотель не оставил специальных работ, посвящённых педагогике, его взгляды на воспитание и обучение рассеяны по различным произведениям, в особенности по «Политике», «Никомаховой этике» и «Риторике»⁴. Его влияние на педагогические идеи было велико в те времена, если сейчас нам его идеи кажутся само собой разумеющимся, то тогда это было в новинку.
Мне кажется, что я теперь понимаю людей эпохи Возрождения. Аристотель был, скажу грубо, "научным умным дяденькой", хотя большую часть своих трудов он создавал, когда уже был "дедушкой". Действительно, идеи Платона о совершенстве идеи и божественном начале мира, где всё должно быть красиво и прекрасно, естественным образом должны были стать более популярными. Наука это, конечно, хорошо, но куда лучше искусство и культура творчества, чем отягащающие мозг знания.
Конечно, такой вывод не подошёл бы для научной статье или хотя бы какой выдержки, но и я не ставил себе целью сделать что-то подобное. В рамках данной статьи вполне модно ограничиться и общими суждениями.
А теперь, идём дальше.
Демокрит
Демокрит считал, что очень важны духовное развитие, нравственное воспитание и упорный труд. Зубрёжка не нужна, важно уметь думать и размышлять.
Дети должны любить учиться, родители должны уделять этому внимание.
Среда влияет на личность, плюс наследственно-генетические факторы развития¹.
460–370 до н.э.
Древнегреческий философ, учёный и энциклопедист, который одним из первых занимался проблемами воспитания.
Философ считал, что родители — пример для ребёнка, эталон для подражания. Он осуждал скупых родителей, не желавших тратить средства на обучение детей и обрекавших их на невежество.
Сегодня идеи Демокрита могли бы стать очень популярными, ведь многие дети не могут развиваться и получать дополнительные навыки из-за того, что курсы и кружки стоят денег. Но скупость родителей не влияет на получение детьми основного образования, и на этом здесь можно остановиться.
Философ считал, что важным фактором развития личности является самосовершенствование, а для него следует выполнять упражнения, то есть учиться и трудиться: личность человека развивается только через усилие над ленью, над собой.
Демокрит считал, что учитель должен побуждать внутреннее влечение детей к учёбе, способствовать развитию души ребёнка, а не «губить» его естественное стремление к истине через насилие и убеждение. Важно не количество знаний, а интеллект!
Таким образом, получается
что Древняя Греция стала колыбелью педагогической науки. И несмотря на то, что она приняла привычные для нас черты много позже, именно период античности повлиял на неё в большей степени. Но у меня остался ещё один философ и педагог:
Марк Фабий Квинтилиан
42 — ок. 118 гг. н.э.
Древнеримский теоретик ораторского искусства, педагог. Он открыл в Риме собственную риторическую школу, где обучал юношей красноречию.
Марк Фабий подчёркивал важность начала воспитания с самого раннего возраста. Он рекомендовал использовать игры для развития речи у детей, а также уделять внимание их нравственному воспитанию. Также, он считал, что занятия в небольших группах способствуют развитию соревновательного духа и помогают детям лучше усваивать материал. Коллективные упражнения, по его мнению, стимулируют учеников к самосовершенствованию.
Квинтилиан говорил, что обучение должно включать три стадии: подражание, теоретическое наставление и практическое упражнение. Ученики сначала изучали примеры великих ораторов, затем осваивали теорию и, наконец, применяли знания на практике. Очень важным при этом было познание этики и морали: будущие ораторы должны стать примеро для общества, быть не только образованными, но и добрыми, человечными.
Его главным трудом стало «Наставления оратору», собрание сочинений из 12 томов, где он детальнейше разложил свои идеи риторики и педагогики.
Ну а на этом всё
Спасибо, что дочитали статью до конца, для меня важно, чтобы читателям понравилась не только тема, но и язык изложения статьи. Ждите уже на следующей неделе статью по риторике, а пока - всем пока 👋🫡
1 – все отрывки взяты из личных конспектов автора.
2 – если желаете могу подробнее рассмотреть эту войну и участие в ней Сократа
3 – Силлогизм – это рассуждение, которое состоит из трёх простых высказываний вида «А есть Б», два из которых называются посылками, а третье — заключением.
4 – Риторика – филологическая дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи, ораторское искусство, мировоззрение и красноречие.
У меня есть желание и несколько идей для будущих статей, которые так или иначе также будут связаны с этой дисциплиной. Чтобы не оттягивать развитие этой идеи, следующей же статьёй я постараюсь выпустить именно риторическую концепцию.