В настоящее время одним из основных долгостроев среди транспортных объектов в настоящее время является будущий транспортно-пересадочный узел (ТПУ) Нагатинская, проектом которого ранее было запланировано возвести 16-этажное здание 🏢 торгово-офисного центра, 3 из которых подземные. Также проектом была предусмотрена новая конечная станция для маршрутов наземного городского транспорта, хотя сейчас новое здание станции уже возведено на месте бывшего продуктового рынка, вдоль ж/д путей Павелецкого направления МЖД.
Территория будущей стройки обнесена забором на месте небольшого сквера вблизи станции метро и одноименной ж/д платформы Павелецкого направления МЖД ещё с осени 2019 года. В результате затруднён подъезд автобусов к метро Нагатинская, особенно при движении с юга Москвы они вынуждены совершать разворот на Варшавском шоссе и проехать ~ 300 метров в обратном направлении. При этом основные строительно-монтажные работы были приостановлены ещё не этапе разработки грунта, буквально сразу после установки на этой территории бытовых городков для строителей, видимо, из-за проблем, возникших у инвестора ООО «ТПУ Нагатинская».
С тех пор какого-либо движения строительной техники, на данном объекте пока не наблюдается. При этом в открытых источниках нет данных по новым контрактам с компанией-подрядчиком – ООО «Трэйд Инвестментс». На портале Стройкомплекса столицы информация о продолжении работ также отсутствует. В этой связи судьба объекта остаётся неопределённой, несмотря на продление сроков окончания работ – сентябрь 2028 года, которые перед этим уже не раз переносились.
Поэтому в настоящее время никакого полноценного транспортного узла в районе метро и ж/д станции Нагатинская нет. Но будет ли такой огромный по площади офисно-торговый центр будет востребован в эпоху цифровой экономики и стремительного развития онлайн-торговли, остаётся под вопросом.
Ведь в непосредственной близости от станции метро и платформы Нагатинская (далее – узел) расположен небольшой торговый центр ForYou (Варшавское шоссе, 26, строение 7), в котором к услугам посетителей доступны кафе, рестораны, магазины разной направленности, которые также есть и на первых этажах других зданий неподалёку (дома №№ 32, 34, 39 по Варшавскому шоссе, второй из которых – Варшавские бани, на Нагатинской улице, дом 1 - бывшее здание компании «Ферейн» и др.). Также от метро «Нагатинская» действует бесплатный автобусный маршрут до ТЦ «Гудзон» (Каширское шоссе, 14), ещё один небольшой торговый центр находится через дорогу, по новому надземному переходу к бывшему фармзаводу имени Карпова (начало Нагатинской улицы).
Помимо всего прочего, посещаемость торговых центров столицы и других крупных городов РФ резко сократилась ещё со времён пандемии в 2020-2021 гг., когда многие из них были закрыты на период объявления режима самоизоляции. Это в свою очередь повлекло последующее снижение числа посетителей и в последующие годы по настоящее время. Также с введением санкций многие магазины и торговые сети иностранных компаний-производителей покинули Россию, а новые отечественные компании не всегда приходят на их места.
К тому же, судя по графике в проекте, новый объект не вполне удачно вписывается в исторический облик этой территории. Также на противоположной стороне железной дороги расположен современный 3-х этажный бизнес-центр «Нагатино-Парк» (Варшавское шоссе, владение 28А).
Пожалуй, наиболее уместный вариант – строительство на базе данного узла современного городского вокзала с последующим благоустройством прилегающих территорий на примере площади Тверской Заставы (Белорусский вокзал) и Павелецкой площади, на которых максимально сохранился их исторический облик, также они в значительной степени преобразились.
При этом в середине 2000-х годов за счёт средств инвестора на них планировалось возвести крупный торговый центр (полуподземный или подземный, как на Охотном ряду, например). Однако, инвестор свои обязательства по ряду причин выполнить не смог. В итоге власти столицы в ходе длительных судебных тяжб смогли добиться возврата земли обратно в собственность города.
На Павелецкой площади, помимо удобных пешеходных связей между вокзалом, станцией метро и остановками наземного городского транспорта, трамвайные пути (для маршрутов №№ А и 38) были перенесены ближе к зданию вокзала, также обустроены фонтаны, зоны отдыха, качели, скамейки, цветники и т.п.
При этом подземный торговый центр (5-7 этажей) Павелецкая Плаза всё же был построен. Хотя в здании на Кожевнической улице, 1к1, в Торговом центре «Кожевники» (Кожевническая улица, 7, строение 1, там же обувной магазин Парижская коммуна), ТЦ «Павелецкий пассаж (метро Павелецкая, Кольцевой линии, Новокузнецкая улица, дом 39) и других в непосредственной близости от вокзала находится множество магазинов, кафе, ресторанов, а также отделения банков, салоны связи, предприятия бытового обслуживания и т.п., часть из которых есть, даже в здании самого Павелецкого вокзала.
На площади Тверской Заставы для трамвайных маршрутов №№ 7 и 9 также обустроили полноценный разворотный круг, который неплохо было бы обустроить и на месте затянувшейся стройки возле метро Нагатинская вместо запланированного гигантского торгового центра. Там трамвай (например, маршрутов №№ 47 и 49), прежде всего, был бы удобным для пассажиров прибывающих пригородных поездов на одноименной станцию Павелецкого направления МЖД.
Кроме того, ведутся активные работы по сооружению будущего городского вокзала на базе станции МЦД-2 Царицыно (D2 Курско-Рижский диаметр – Нахабино – Подольск), продолжение которых ранее затянулось на годы из-за многолетних судебных споров АО «РЖД» с бывшими владельцами и арендаторами Царицынского радиоэлектронного торгового комплекса (радиорынка).
#тпу #нагатинская #вокзал #торговыйцентр #павелецкая #мжд #тверскаязастава #белорусскийвокзал