Найти в Дзене
Дарья Прокопенко

Это снова она

Я не оригинальна . Просматривала афиши в поисках спектакля на ноябрь, и меня как прошибло над Глобусом - Мастер-Класс. Мария Каллас. Это я потом уже узнала, что это премьерный спектакль этого года; что он идет на Малой сцене и посвящен юбилеям Светланы Галкиной (исполнительницы, собственно) и Ильи Панькова (режиссера спектакля). Сначала я в спешке "побежала" покупать билет, фуф, успела. Формат мастер-класса предполагает вопросы в зал. И когда актер задает их - ты не знаешь - отвечать на них или помалкивать. Вот и здесь, Мария Каллас, элегантная, стройная, в широких брюках и шляпе, появляется перед "студентами" и долго общается с нами, с аудиторией, мы якобы будущие оперные певцы. Мы ее слушатели. Она не стесняется в выражениях: "вот вы, вы в первом ряду - у вас абсолютно нет стиля, вы обычный. Не смейтесь девушка, сидящая сзади, у вас его тоже нет." "Придумайте свой стиль и как можно скорее". Она сыпет фразами-жемчужинами, за ней хочется записывать. Этот формат мастер-класса связан с

Я не оригинальна . Просматривала афиши в поисках спектакля на ноябрь, и меня как прошибло над Глобусом - Мастер-Класс. Мария Каллас.

Это я потом уже узнала, что это премьерный спектакль этого года; что он идет на Малой сцене и посвящен юбилеям Светланы Галкиной (исполнительницы, собственно) и Ильи Панькова (режиссера спектакля). Сначала я в спешке "побежала" покупать билет, фуф, успела.

Светлана Галкина в роли Каллас. Фото с сайта театра htts://globus-nsk.ru
Светлана Галкина в роли Каллас. Фото с сайта театра htts://globus-nsk.ru

Формат мастер-класса предполагает вопросы в зал. И когда актер задает их - ты не знаешь - отвечать на них или помалкивать. Вот и здесь, Мария Каллас, элегантная, стройная, в широких брюках и шляпе, появляется перед "студентами" и долго общается с нами, с аудиторией, мы якобы будущие оперные певцы. Мы ее слушатели.

Спектакль "Мастер-класс. Мария Каллас". Фото отсюда: htts://globus-nsk.ru
Спектакль "Мастер-класс. Мария Каллас". Фото отсюда: htts://globus-nsk.ru

Она не стесняется в выражениях: "вот вы, вы в первом ряду - у вас абсолютно нет стиля, вы обычный. Не смейтесь девушка, сидящая сзади, у вас его тоже нет." "Придумайте свой стиль и как можно скорее".

Она сыпет фразами-жемчужинами, за ней хочется записывать. Этот формат мастер-класса связан с ее биографическим фактом: она преподавала в конце 60х в США.

Мастер-класс Марии связан с биографическим фактом. Она преподавала в США в конце 60х - начале 70х гг. Фото отсюда: htts://globus-nsk.ru
Мастер-класс Марии связан с биографическим фактом. Она преподавала в США в конце 60х - начале 70х гг. Фото отсюда: htts://globus-nsk.ru

Каждое ее высказывание, не о ком-то, а только о себе. Для нее приготовили трон - она недовольна, должна быть еще подушка, должна быть вода, подставка для ног, должна быть самоотдача.

Фото сцены перед спектаклем. Малая сцена в театре Глобус.
Фото сцены перед спектаклем. Малая сцена в театре Глобус.

А еще этот голос - Мария, нет, Светлана говорит низким грудным, достаточно неприятным голосом. Но потом к нему привыкаешь, его обожаешь, его боготворишь.

На сцене аккомпаниатор - суперпослушный Эммануил и еще будут появляться студенты. В общем, постановка музыкальная и что удивительно - многие арии актеры исполняют сами. По сценарию будут и реальные арии Каллас и это будет нечто! Музыкальные моменты - это не что иное, как ее исповедь.

Воспоминания голодной юности, чередуются с упоминанием триумфа на сцене. История про карандаш и апельсин. История про нелюбящую мать. История про красавицу сестру. История про мужа, которого она не любила. Истории обрывками, потоком, рефлексией. Океаны страсти.

Особенно меня тронула история, рассказанная, пока в зале была слышна ария Леди Макбет. Про Онассиса. "Ари", так она его называла. А он ее - "канарейка".

Это не объяснишь, это надо видеть собственными глазами.

Фото с сайта театра htts://globus-nsk.ru
Фото с сайта театра htts://globus-nsk.ru

Она помогает юному дарованию? Нееет, хвалит, а после втаптывает в грязь. Никто не дотягивает до ее таланта, она единственная и неповторимая, недостижимая высота. Благосклонность она проявила только к привлекательному молодому человеку Тони. Из желания нравиться ему, как истинная женщина.

Начинающий певец Тони и Мария Каллас. Фото отсюда: htts://globus-nsk.ru
Начинающий певец Тони и Мария Каллас. Фото отсюда: htts://globus-nsk.ru

Как она играет предметами - просто загляденье! Платок, шаль, веер - они оживают в ее руках.

Спектакль "Мастер-класс. Мария Каллас". Фотографии отсюда: htts://globus-nsk.ru
Спектакль "Мастер-класс. Мария Каллас". Фотографии отсюда: htts://globus-nsk.ru

Образ Марии в исполнении Светланы мне очень напомнил героиню Джулия Ламберт (Вию Артмане) из к/ф "Театр" по одноименной пьесе Сомерсета Моэма. Именно здесь была и трагическая пауза, и момент очарованности и игра вне сцены. Вот она говорит о сильных чувствах, о том, что музыка через нее проходит от лучших певцов этой арии к композитору оперы и далее к Богу. А спустя три минуты роется в своей сумке, клацая четырьмя футлярами в поисках нужных очков.

Читала интревью режиссера и Светланы. Они оба говорят, что не было цели создать точную копию героини, и уж тем более не пародию на нее. Этот Мастер-класс - еще один взгляд на величайшую певицу 20 века. Считаю, что у них получилось нечто большее.

Актерам аплодировали стоя
Актерам аплодировали стоя

И напоследок, фразы героини, рассыпанные по спектаклю, как бусины ее жемчужного колье.

"Люди хотят, чтобы на них звук обрушивался".
"Слушайте музыку, композитор подскажет вам".
"Я не хочу, чтобы все пели как Каллас".
"Спектакль - это борьба, зрители - враги. Они должны понять, что победила я. Они должны признать это".
"Голос - это я".
"Когда я на сцене, я больше не толстая, не безобразная, нет жирной кожи, я голос, который заполняет зал".
"С Менегини мы получили, каждый что хотел - он знаменитую жену, я хотела петь".
"Искусство - это сотрудничество".

#театр #Глобус #Новосибирск #МарияКаллас