Найти в Дзене

Ледокол "Ермак". История покорения Арктики.

Скованные льдом берега арктической территории привлекали отважных исследователей с давних времен. Одним из первых в далеком 1733 году Арктику посетил Семен Челюскин. В составе Великой Северной экспедиции он достиг полуострова Таймыр, на котором провел ряд важных географических исследований. Вернувшись на полуостров в 1741 году, Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем. В том же 18 веке Арктику активно исследовали двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. В последствии в их честь назвали море, омывающее ледяные берега Арктики. Море Лаптевых обладает суровым климатом, скудной флорой и фауной, а также низкой численностью населения на побережье. Большую часть времени, за исключением августа и сентября, оно находится подо льдом. Чтобы вы понимали степень оледенения, в море Лаптевых существует несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. При том, что последний мамонт вымер там примерно 4 т

Скованные льдом берега арктической территории привлекали отважных исследователей с давних времен. Одним из первых в далеком 1733 году Арктику посетил Семен Челюскин. В составе Великой Северной экспедиции он достиг полуострова Таймыр, на котором провел ряд важных географических исследований. Вернувшись на полуостров в 1741 году, Челюскин достиг крайней северной точки Евразии — мыса, названного впоследствии его именем.

В том же 18 веке Арктику активно исследовали двоюродные братья Дмитрий и Харитон Лаптевы. В последствии в их честь назвали море, омывающее ледяные берега Арктики.

Море Лаптевых обладает суровым климатом, скудной флорой и фауной, а также низкой численностью населения на побережье. Большую часть времени, за исключением августа и сентября, оно находится подо льдом.

Чтобы вы понимали степень оледенения, в море Лаптевых существует несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. При том, что последний мамонт вымер там примерно 4 тысячи лет назад.

Веком спустя к исследованию Арктики присоединились норвежцы, но передовыми покорителями Арктики так и остались русские мореплаватели и исследователи. Более ста лет эти отважные люди отправлялись изучать суровые берега Арктики и исследовать Северный Ледовитый океан на парусно-гребных судах.

Кочи — русские морские парусно-гребные суда поморов и сибирских промышленников, использовавшиеся в XI—XIX веках.

Некоторые особенности кочей, которые помогали исследователям:

Приспособленность для плавания по битому льду. Корпус, по форме напоминающий скорлупу ореха, предохранял судно от разрушения при столкновении с крупными льдинами.

Вторая обшивка корпуса — «коца» — предохраняла основную обшивку от ледовых повреждений.

Два якоря — если судно находилось в ледяных полях, мореходы спускались на лёд, вставляли лапу якоря в вырубленную лунку, а затем выбирали якорный канат и протягивали судно.

Бригантина - двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением.

Смешанное парусное вооружение — прямые паруса на передней мачте (фок-мачта) и косые на задней (грот-мачта). Это обеспечивало манёвренность и скорость, что было важно в ледовых условиях.

Усиленная обшивка — некоторые бригантины строились специально для арктических плаваний, чтобы противостоять льдам.

Защита винта и руля — у гружёного судна винт и руль были погружены в воду, что защищало их от льдов, идущих по поверхности воды вдоль борта.

В таких условиях не могло обойтись без жертв, некоторые экспедиции исчезали бесследно в арктических льдах.

Так зачем же люди разных стран так настойчиво пытались покорить Арктику, буквально своими жизнями оплачивая каждый новый открытый градус северной широты?

Арктика богата природными ресурсами, которые имеют стратегическое значение:

Углеводородные запасы (нефть и газ).

Минеральные ресурсы (никель, медь, платиноиды, апатиты, редкоземельные металлы).

Биологические ресурсы (рыба, морепродукты). Арктические моря богаты биоресурсами, включая рыбу ценных пород.

Также это уникальная площадка для проведения научных исследований в области климата, биологии, геологии и других наук.

И, конечно, Северный Морской Путь - стратегически важный транспортный коридор международного масштаба.

Для чего я так подробно пишу про историю изучения Арктики, про ее суровый климат и пропавшие экспедиции?

Для того, чтобы у вас было пониманию какую важную роль в ее покорении сыграли русские исследователи и какой толчок этому дали ледоколы.

Ледоколы

Одним из первых ледоколов стал "Ермак". Его построили под руководством адмирала и исследователя Степана Осиповича Макарова. Это был первый в мире ледокол арктического класса и "дедушка" современного русского ледокольного флота.

В "Ермак" был вложен весь накопленный Макаровым опыт мореплавания в суровых условиях. Ледокол обладал особой формой корпуса. Она была бочкообразной со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии – с так называемым ледовым поясом. Такая конструкция обеспечивала "Ермаку" повышенную прочность и способность противостоять воздействию льда. Второй важной особенностью ледокола была форма его носа. Она позволяла ему с ходу заходить на кромку льда и разламывать его своим весом. Корпус "Ермака" был разделен на 44 водонепроницаемых отсека. Эти отсеки обеспечивали непотопляемость судна. Так же ледокол получил ощутимую мощность в сравнении с другими судами.

фото с сайта krasrab.ru
фото с сайта krasrab.ru

Первое плавание "Ермака" состоялось в 21 февраля 1899 года.

Одной из основных задач ледокола была спасение застрявших во льдах кораблей.

Вторая не менее важная задача – это морские экспедиции в Северный Ледовитый океан. В 1901 году "Ермак" отправился в очередное такое плавание. Ледокол должен был подойти к северо-западным берегам Новой Земли, обогнуть их и добраться до устья Енисея. К сожалению, из-за сложной ледовой обстановки от таких больших планов пришлось отказаться. Но берега Новой Земли и Земли Франца Иосифа всё же были исследованы.

Проводка судов ледоколом "Ермак" во льдах Финского залива. Фото: https://goskatalog.ru
Проводка судов ледоколом "Ермак" во льдах Финского залива. Фото: https://goskatalog.ru

К сожалению, с началом Первой мировой войны в 1914 году, экспедиции в Арктику пришлось приостановить, а ледокол "Ермак" был мобилизован и зачислен в состав Балтийского флота. Затем была революция и снова "Ермак" сыграл важную роль в спасении русских судов от захвата вражескими войсками. "Ермак" и другие ледоколы провели среди льдов более 200 кораблей и судов.

В 1920–30-х годах «Ермак» обеспечивал перевозки грузов на Балтике, в западном секторе Арктики и в Белом море.

В феврале 1938 года участвовал в эвакуации полярников станции «Северный полюс-1».

Великая Отечественная война.

4 октября 1941 года «Ермак» вновь был мобилизован. На него установили два 102-мм, четыре 76-мм орудия, четыре 45-мм зенитных орудия, четыре пулемёта. Он участвовал в эвакуации гарнизона полуострова Ханко и островов Финского залива, проводил корабли для обстрела позиций врага, выводил на боевые позиции подводные лодки.

В июне 1944 г. ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.

Встреча героев-папанинцев в Ленинграде. Ледокол "Ермак" подходит к причалу Ленинградского порта. Фото: https://goskatalog.ru
Встреча героев-папанинцев в Ленинграде. Ледокол "Ермак" подходит к причалу Ленинградского порта. Фото: https://goskatalog.ru

В день своего пятидесятилетия в 1949 году ледокол «Ермак» был награждён Орденом Ленина. Абсолютно заслуженная награда, ведь ледокол спас тысячи жизней за свою службу.

К сожалению, до наших времен ледокол "Ермак" не сохранился. В 1960е годы его списали и отдали на слом. Практика создания кораблей-музеев еще не получила распространения в СССР. Но ледокол безусловно оставил яркий след в истории развития не только ледоколов, но и русского флота в целом.

Создание "Ермака" открыло эпоху регулярных проводок судов по Северному морскому пути. После последовало строительство других арктических ледоколов. Новый виток развитие русского ледокольного флота получило уже в послевоенное время — с покорением мирного атома. В 1959 году в практические плавания отправился первый в мире русский атомоход "Ленин". Но это уже другая история.

Подписывайтесь на мой канал и читайте все самое интересное первыми. Включайте уведомления, чтобы не пропустить выход новых публикаций на моем канале. Для этого: зайдите на канал из своих подписок, найдите иконку с колокольчиком рядом с кнопкой «Вы подписаны». Активируйте колокольчик, и вы начнете получать пуш-уведомления с новыми публикациями.