Многие родители сталкиваются с одной и той же ситуацией:
вы достали красивую настольную игру, разложили поле, начали объяснять правила, а ребёнок вдруг строит башни из фишек, складывает карты по цветам, вертит в руках кубик, начинает играть «по-своему».
Возникает естественный вопрос:
«Если он всё равно не играет по правилам, может, и не надо настаивать? Пусть играет, как хочет — главное, что занят».
Как нейропсихолог, я предлагаю смотреть на это иначе.
Свободное взаимодействие с игрой действительно важно и ценно, но если мы уже сели за настолку, это хорошая возможность мягко учить ребёнка играть по правилам — ради развития лобных отделов, которые отвечают за произвольное внимание, саморегуляцию и планирование.
Зачем вообще нужны правила?
Правила — это не про «строгость ради строгости» и не только про удобство взрослых.
С нейропсихологической точки зрения игра по правилам помогает развивать:
- произвольное внимание — дослушивать инструкцию до конца, удерживать условие, не «вываливаться» каждые 10 секунд;
- планирование и контроль — планировать ход, следить за очередностью, тормозить импульсы («хочу прямо сейчас, но по правилам позже»);
- эмоционально-волевую сферу — выдерживать ожидание, справляться с эмоциями, когда что-то идёт не так;
- социальное взаимодействие — учитывать других игроков, их ходы, их эмоции;
- согласованную работу разных систем мозга: зрения, движений, речи, контроля.
Когда ребёнок играет по правилам, мозг работает не в режиме «делаю, что захотелось», а в режиме: «Я помню правило, подстраиваю под него своё поведение и довожу действие до конца».
Это важный шаг от импульсивного поведения к более осознанному.
А что ценно в формате «играю как хочу»?
Важно не противопоставлять игру по правилам и свободное исследование компонентов.
У формата «играю как хочу» тоже есть своя развивающая ценность, особенно на старте знакомства с настолками:
- ребёнок осваивает новые предметы — трогает фишки, кубики, карточки;
- тренирует сенсорику и моторику — берёт, перекладывает, строит, крутит;
- придумывает свой мир и свои правила, развивая воображение;
- пробует, что вообще можно с этим сделать;
- чувствует себя более уверенно и свободно в новой ситуации.
На этом этапе мозг «примеряет» на себя игровую среду через тело, ощущения, собственные идеи.
Но если мы остаёмся только на уровне «делаю, что хочу», мы теряем ту самую часть, ради которой настолки особенно ценны для нейропсихолога: структуру, правила, развитие произвольности и контроля.
Что значит «не играет по правилам» с точки зрения мозга?
Когда ребёнок игнорирует правила или постоянно их нарушает, это не просто «упрямство». Это сигнал: что-то даётся тяжело.
Чаще всего за этим стоят:
- Трудности с произвольным вниманием.
Сложно держать в голове и правила, и игру, и свои желания. Мозг устаёт и «сдаётся» в пользу более простой активности — манипуляций фишками. - Недостаточная саморегуляция.
Хочется сделать так, как хочется прямо сейчас, а способность тормозить импульс ещё не сформирована. - Сложность усвоения и удержания инструкции.
Если правил сразу много, они длинные или сложные, ребёнок просто не может полноценно их усвоить и удержать в голове. - Тревога и страх «сделать неправильно».
Игра по правилам предполагает возможность ошибки. Для некоторых детей это сильно бьёт по самооценке, и тогда они уходят туда, где нет оценки — в свободную игру.
Всё это — не повод отменять правила, а повод подумать, что именно даётся тяжело, и как можно поддержать ребёнка в игре.
Как мягко перейти от «как хочу» к игре по правилам
Важно не рубить с плеча: «Хватит, играем только по правилам», но и не оставлять настолки лишь на уровне «потрогал и разложил».
Вот несколько шагов, которые помогают сделать переход бережным.
1. Дать время на знакомство
Перед первой партией можно дать ребёнку потрогать компоненты, рассмотреть картинки, немного поиграться с фишками. Это не "баловство", а часть процесса освоения новой среды. Но важно обозначить границу: «Сейчас ты немного посмотришь и потрогаешь, а потом мы попробуем сыграть по правилам».
2. Простыми словами обозначить, что у игры есть свои рамки
Например: «У этой игры есть свои правила. Давай я покажу, как она устроена. Ты попробуешь играть, а я помогу».
Так ребёнок понимает, что формат меняется: мы не просто трогаем, мы играем в определённую игру.
3. Упростить правила, не отменяя их
Не обязательно сразу запускать полный набор механик. Попробуйте убрать лишние карты или детали; сократить длину партии; играть до меньшего количества очков; начать с самого простого режима игры, даже если он описан как «вариант».
Смысл в том, чтобы правила были посильными, но всё равно оставались правилами, а не пожеланиями.
4. Проговаривать последовательность вслух
Например: «Сейчас твой ход. Сначала ты бросаешь кубик, потом смотришь, какое число выпало, потом двигаешь фишку».
Так ребёнок одновременно слышит, видит и делает. Это облегчает работу произвольного внимания и лобных отделов.
5. Поддерживать эмоции, не разрушая границу
Игра по правилам неизбежно приносит неудачные ходы, ожидание, проигрыши.
Здесь важно не обесценивать: «Я вижу, ты расстроился. Ты очень хотел, чтобы выпало другое число. Это нормально — злиться и расстраиваться».
И дальше, по возможности, мягко возвращать к игре: «Давай посмотрим, что ты можешь сделать сейчас в рамках правил».
Как настолки по правилам помогают в долгую
Если настольные игры становятся частью семейной жизни не только как «поиграли, как пришлось», а именно в формате регулярных игр по правилам, ребёнок постепенно:
- лучше удерживает инструкции;
- легче выдерживает ожидание и очередь;
- учится договариваться и учитывать других;
- тренирует способность двигаться дальше, даже если что-то пошло не так.
Настолки в этом смысле — мягкий нейро-тренажёр.
Я не за то, чтобы запрещать ребёнку трогать фишки и «делать по-своему» — у свободной игры есть своё важное место.
Но если мы уже сели за настольную игру, это хорошая возможность не только развлечься, но и потренировать высшие психические функции.
Задача взрослого — найти баланс:дать ребёнку освоиться с игрой, увидеть, где ему трудно, и мягко, шаг за шагом, помочь перейти от «как хочу» к игре по правилам, которые становятся опорой для развития, а не только ограничением.