Кажется, что к воспитанию детей нужно подойти серьезно уже в школе, но Михалков уверен: если ждать этого момента — вы опоздали. Он говорит о возрасте, когда закладываются главные ориентиры, и о таком способе влияния на ребенка, который работает даже без нотаций и запретов.
В чем, по его мнению, главный секрет воспитания и с какого момента все действительно начинается? Узнайте в статье!
А как вы считаете, в каком возрасте начинается самый важный этап воспитания ребенка? Напишите свое мнение в комментариях и поддержите статью 👍
Встреча, которая быстро ушла от формата лекции
В Национальном центре «Россия» 22 ноября состоялась большая встреча народного артиста РСФСР, режиссера, автора и ведущего программы «БесогонТВ» Никиты Михалкова с творческой молодежью — студентами и выпускниками вузов со всей страны.
В конгресс-зале было около 700 человек, и с первых минут стало ясно: это не будет сухой разговор с трибуны. Зал хором исполнил романс «Мохнатый шмель», знакомый по фильму «Жестокий романс», где его под гитару исполняет герой, которого играет сам Михалков.
Музыка стала эмоциональным вступлением к более серьезной теме — о том, как воспитывать молодое поколение, какие ценности ему передавать и почему делать это «потом» уже не всегда возможно.
Одним из ключевых вопросов, который задала молодежь, стал вопрос о том, как привить детям и подросткам любовь к культуре и с какого возраста стоит начинать этот путь.
Когда начинать воспитание: урок, который Михалков вынес из семьи
Говоря о том, с какого возраста стоит задумываться о воспитании, Никита Михалков опирается не только на профессиональный и жизненный опыт, но и на семейную мудрость, усвоенную еще в детстве. Он вспоминает слова своей мамы, которые, по его признанию, остаются актуальными и сегодня:
«Моя мама говорила: воспитывать надо, пока ребенок поперек кровати лежит, потом уже поздно. Родители тех, кого называют поколением "альфа", родились в девяностые годы. Поэтому здесь важно аккуратное, грамотное, талантливое внедрение в сознание тех принципов, по которым жила страна с точки зрения нравственных основ <...>
Сейчас, когда им по 13–14 лет, очень трудно силой заставить их воспринимать то, что мы хотим, чтобы они воспринимали. Поэтому принцип должен заключаться в том, что воспитание — это тонкий инструмент, который необходимо внедрять в сознание очень аккуратно, буквально с пеленок».
В этой цитате сразу несколько важных акцентов:
- Воспитание начинается очень рано — буквально с пеленок.
- Подростковый возраст — уже не старт, а продолжение, и силой заставить здесь практически невозможно.
- Нравственные основы должны формироваться не грубым нажимом, а аккуратным, грамотным, талантливым подходом.
Фраза «пока ребенок поперек кровати лежит» — образная формула, за которой стоит простая мысль: чем младше ребенок, тем легче привить ему ценности, а не только правила поведения.
Поколение «альфа»: почему их сложнее заставить
Отдельно Михалков затронул тему поколения «альфа» — тех, кому сегодня около 13–14 лет. Это дети, выросшие в мире гаджетов, социальных сетей и непрерывного потока информации.
Он подчеркивает, что родители этого поколения — люди, родившиеся в девяностые, а значит, сами прошедшие через период быстрых перемен, нестабильности и смены ориентиров.
Отсюда две важные сложности:
- Родителям иногда трудно опираться на собственный устойчивый опыт.
- Детям и подросткам сложно воспринимать нравственные установки, если они подаются исключительно в форме «так надо».
Когда Михалков говорит: «Сейчас, когда им по 13–14 лет, очень трудно силой заставить их», — это не упрек подросткам, а констатация факта: воспитание силой не работает, особенно в мире, где у ребенка есть доступ к альтернативным мнениям в один клик.
Воспитание как тонкий инструмент, а не жесткий механизм
Одна из ключевых мыслей встречи — воспитание нельзя рассматривать как навязывание правил.
Никита Михалков называет воспитание «тонким инструментом», который нужно внедрять в сознание очень аккуратно. Что это означает на практике?
- Не только говорить, но и показывать примером. Дети считывают не лозунги, а ежедневное поведение взрослых: как те разговаривают, уважительно ли относятся к другим, умеют ли признавать ошибки.
- Не давить, а объяснять. У современных детей много вопросов: «зачем?», «почему так?», «почему нельзя?». И воспитание все чаще строится не на фразе «потому что», а на честном разговоре.
- Не отрываться от реальности. Нравственные принципы важно объяснять на языке, понятном сегодняшнему ребенку, — через его опыт, его мир, его культурные ориентиры.
Такое понимание воспитания делает мам и пап не надзирателями, а проводниками в мир смыслов, которые помогают ребенку выстраивать внутренний ориентир.
Любовь к культуре: не обязаловка, а среда, в которой растут
Вопрос, который задали Михалкову, звучал просто, но по сути очень точно: как привить детям любовь к культуре?
Из его ответа следует важный принцип: любовь нельзя привить приказом. Ее можно только постепенно выращивать, превращая культуру в естественную часть повседневной жизни ребенка.
Это может быть:
- семейный просмотр хороших фильмов и обсуждение после,
- совместное чтение и разговоры о героях,
- живые примеры — музыка, театр, выставки, к которым ребенка не тащат, а приглашают и вовлекают.
В этом смысле воспитание — это не отдельный урок по вечерам, а атмосфера, в которой ребенок растет: какие слова он слышит, какие истории знает, как взрослые объясняют ему сложные ситуации.
Воспитание начинается задолго до школы
Одно из главных следствий из слов Михалкова — воспитание нельзя откладывать на потом.
Если воспринимать его как тонкий инструмент, который необходимо внедрять… буквально с пеленок, то становится очевидно:
- важны первые годы жизни, когда ребенок еще не понимает слов, но ощущает интонацию, внимание, заботу;
- важны дошкольные годы, когда формируется базовое представление о добре и зле, честности, уважении;
- важен пример родителей и старших, потому что именно он становится первой моделью поведения.
Так выстраивается не жесткая система запретов, а внутренняя опора, с которой ребенок потом выходит в мир — в школу, в цифровое пространство, во взрослую жизнь.
Встреча с Никитой Михалковым прошла в рамках комплекса воспитательных мероприятий «Культура суверенной России», которые проводятся в творческих вузах страны. Их задача — создать пространство, где молодые люди могут говорить о воспитании, культуре, ценностях не в абстрактном ключе, а через живой диалог с людьми, которые этим занимаются всю жизнь.
Если вам близки темы семьи, наследия и воспитания, приходите в Национальный центр «Россия». Здесь проходят встречи, лекции и выставки, которые помогают по-новому взглянуть на то, как культура и ценности передаются от поколения к поколению.
А вы согласны с тем, что воспитывать детей нужно с самых ранних лет? Напишите в комментариях и поддержите статью 👍