Найти в Дзене
50 ПЛЮСМИНУС

Прости, Териберка, но моё сердце осталось в Варзуге…

В этот раз мы планировали достаточно бесхитростный автомаршрут. Но что-то снова пошло не так. В итоге - максимально насыщенные две недели и более 6000 автокилометров. Первая незапланированная остановка случилась в городе «где резной палисад». Полюбовались вологодским деревянным зодчеством, поахали, глядя на кружева, добежали до памятника букве «О» (полегчало))), и поехали в сторону нежного-Заонежного. Подъезжая ближе к вечеру к Чёлмужской косе предвкушали закат, вечерний заплыв, тишину и умиротворение… Ага! Почти час искали место, чтобы втиснуться между не просто палатками, а лагерями. 13 км карельской красоты, но народу… Благо, что всё тихо-мирно, чисто. Можно спокойно оставить палатки, погулять, покупаться, сходить на родник. Мы, обогнув мыс, доплыли на каяках до деревянной Богоявленской церкви в устье реки Немина- уединенное светлое намоленое место. На следующий день отправной точкой к ещё одному святому месту стал порт в Рабочеостровске. Оттуда на катере 1,5 часа пути до Соло

В этот раз мы планировали достаточно бесхитростный автомаршрут. Но что-то снова пошло не так. В итоге - максимально насыщенные две недели и более 6000 автокилометров. Первая незапланированная остановка случилась в городе «где резной палисад». Полюбовались вологодским деревянным зодчеством, поахали, глядя на кружева, добежали до памятника букве «О» (полегчало))), и поехали в сторону нежного-Заонежного. Подъезжая ближе к вечеру к Чёлмужской косе предвкушали закат, вечерний заплыв, тишину и умиротворение… Ага! Почти час искали место, чтобы втиснуться между не просто палатками, а лагерями. 13 км карельской красоты, но народу… Благо, что всё тихо-мирно, чисто. Можно спокойно оставить палатки, погулять, покупаться, сходить на родник. Мы, обогнув мыс, доплыли на каяках до деревянной Богоявленской церкви в устье реки Немина- уединенное светлое намоленое место.

-2

На следующий день отправной точкой к ещё одному святому месту стал порт в Рабочеостровске. Оттуда на катере 1,5 часа пути до Соловецкого архипелага. Монастырь и остров оставили двоякое впечатление. Место намоленное паломниками, омытое кровью и потом заключённых, пропитанное безысходностью и запустением сегодняшнего дня. Может быть наша поспешность не позволила нам погрузиться в святость этого места.

Позднее возвращение с острова,ночевка в палатках на берегу р.Кемь и с утра снова в путь - нас ждёт Беломорье. Передышка в Кандалакше с её современно-прогулочной набережной. Затем не удержались - добежали до саамского лабиринта Вавилон (несколько километров промаркированной тропы на восток от устья реки Нивы). Сам каменный спиралеобразный лабиринт особого впечатления не произвел, но насколько потрясающе красив Кандалакшский залив!

-5

Снова вперед, петляя между бесконечных озер и болот, пытаясь обогнать поморских комаров, мы добираемся к вечеру до аметистового пляжа. Аметистовый берег мыса Корабль находится в 17 километрах от села Кашкаранцы. Здесь уже тундровое редколесье. С любой точки открываются просторы Белого моря и Терский берег. Ошалевшие от белой ночи, под крики чаек, с аметистами в карманах, едем, наконец-то, в Варзугу.

Есть места, в которые влюбляешься сразу. Влюбляешься и глазами, и сердцем. Кто бы мог подумать, что здесь, на "краю земли" (дальше дороги просто нет) варзужане с любовью и гордостью сохраняют память о своих предках, с надеждой и оптимизмом заводят семьи и отстраивают дома, окрашивая их в яркие цвета. Здесь нет и намека на унылость и депрессию, характерных для многих удаленных деревень. Даже туристы, как мне показалось, ведут себя здесь не как "любопытная Варвара", а проникаются атмосферностью этого места. Здесь есть чему подивиться, и на Успенской стороне, и на Никольской. Да и самой рекой Варзугой с уникальными "водоплавающими" коровами можно залюбоваться.

-8

Для кого-то Варзуга — место, где можно погрузиться в атмосферу поморской старины (дата основания села - 1466 год). Музей «Поморская изба» обязателен к посещению! Кто-то в оцепенении готов стоять перед уникальным храмовым деревянным комплексом ("шестерик на четверике, четверик на восьмерике"). Или у входа в часовню св. Великомученика Уара, где ставят свечи тем, кому в обычных церквях нельзя. Никого не оставит равнодушным установленный с любовью, гордостью и горечью утраты мемориал павшим в годы Великой Отечественной войны. Рядом с фотографиями солдат, ушедших на фронт и не вернувшихся, находятся фото их жен, которым пришлось в одиночку поднимать детей. Ни одна из 29-ти вдов замуж больше так и не вышла... Есть об этом душевный и трогательный документальный фильм "Деревня вдов".

Жители Варзуги настолько бережно хранят историю села, что даже название своего рыболовецкого совхоза «Всходы коммунизма» с приходом перестройки менять не стали. Название сохранилось, а стерляди уже почти не осталось в реке... Хотя помнят еще сторожилы как замолкали церковные колокола на несколько дней, когда рыба шла на нерест. Может это и к лучшему - перестанет "ломиться" в Варзугу браконьерский люд и получится у жителей (на примере своего преданного односельчанина Петра Прокопьевича Заборщикова) сохранить аутентичность своего Беломорья.

Очень уж не хотелось нам расставаться с Терским поморьем, поэтому рискнули добраться до устья Варзуги. Если 8 км от дороги Умба-Варзуга ещё проезжаемы, то дальше... Здесь, в месте впадения реки в Белое море образовались печально известные Кузоменьские пески, раскинувшиеся на 13 километров вдоль берега Кандалакшского залива. Этот "памятник нерациональному природопользованию" появился из-за вырубки леса и перевыпаса скота. С одной стороны - грустное зрелище, с другой - надежная трудно непреодолимая защита села Кузомень, которое к началу ХХ века было едва ли не крупнейшим населённым пунктом нынешней Мурманской области. Как по мне -Кузоменьские пески в сочетании с лазоревыми водами Варзуги и беломошными сосняками прекрасны.

Ну а мы, захватив в путь Словарь терских поморов, едем на другой берег Кольского, теперь уже ближе к Северному Ледовитому.

-11

По пути останавливаемся в Кировске с его обновленным центром и потрясающим краеведческим музеем. Поднимаемся на горнолыжной канатке Большого Вудъявра и бродим-любуемся-медитируем. Поём оду Хибинам и пытаемся общаться на саамском: "тахтарвумчорр" - гора у долины желанного отдыха...

-13

Ну а дальше, оставляя Мурманск на обратную дорогу, по одной из красивейших дорог России - трасса Р-21 «Кола», мимо монументальных ветряков едем на край Земли. Вот и она - Териберка! Здесь всё прекрасно, если бы не люди-люди-люди-людиииииииии... Туристы - одиночные, семейные и групповые, либо ещё не успевшие, либо уже пресытившиеся. Рыбаки с многочисленной "свитой" день за днем выгребающие из моря "золотую" рыбку, со своими моторными лодками и мобильными домами-банями-туалетами и даже рефрижераторами. Хипстеры, мото-, квадро- и ещё фигзнаетчего- гонщики, обезумевшие от просторов, неожиданной жары и белых ночей...

Есть несколько вариантов уединения среди этой денно-нощной суеты. Частичное уединение - природный парк Териберка. Толпы людей разбредаются между Птичьим базаром, Батарейским водопадом и яйцами дракона - очень красиво, не очень дорого (360 руб.), треккингово и не так людно.

-14

Второй вариант, для отважных и находчивых - оседлать плавсредство и рвануть навстречу Северному Ледовитому. Мы попытались, но... Нужно было делать поправку на отлив, грозу, сумасшедшие моторные лодки и т.д. и. т.п.

Гарантированный вариант уединения, где почти нет людей и только одни комары - доехать до тупика с памятной табличкой "Конец всех дорог", и идти куда глаза глядят. Самое то для "тундранутых".

Возможно наоборот - нужно "тусить", пока позволяет погода и белые ночи. У каждого своя Териберка. У каждого своё Заполярье, свой Крайний Север. Как бы его защитить от "нашествия"?

-19