Часть 28
Когда вечером я стала продумывать маршрут на следующий день, мама очень убедительно попросила: «Только давай без старых церквей». Утомили они её.
Ну ладно, без церквей, так без церквей, тем более у меня в планах была поездка в подмосковный музей-заповедник Абрамцево. Так почему бы и не туда?
Проще всего добраться до Абрамцево на электричке с Ярославского вокзала. Можно доехать до станции «Хотьково», а потом на маршрутке до музея, или выйти на станции «Платформа Абрамцево»,
а оттуда уже пешочком по туристической тропе «Мы идем в Абрамцево», которая начинается прямо за платформой.
Заблудиться тут невозможно при всём желании – тропа выложена плиткой
и деревянными настилами, которые облегчают спуски и подъемы.
Вдоль тропы установлены информационные стенды на четырех языках
и лавочки для тех, кому сложно пройти 1200 метров за один раз.
Нам было не сложно, и мы шли, наслаждаясь природой.
По дороге нам встретился вот такое милое существо.
Назвать его чудовищем просто язык не поворачивается, так что пусть это будет хранитель леса.
Перейдя речку Ворю,
мы вскоре оказались у входа в музей-заповедник.
Купить билеты в музей можно online, но я не стала этого делать – на официальном сайте обозначена просьба по возможности эти билеты распечатывать. У меня такой возможности не было, а приехать и убедиться, что это не просьба, а обязательное условие, как-то не хотелось.
Поэтому единый входной билет, в который входит посещение шести объектов (кухня, студия-мастерская, баня-теремок, церковь Спаса Нерукотворного, Поленовская дача и выставка «Абрамцево. Искусство ХХ века») плюс парк, мы без проблем взяли в кассе музея.
В Главный усадебный дом мы не пошли – во-первых туда допускали только в составе экскурсии и строго по времени, а во-вторых это самое время надо было бронировать заранее через сайт. Нам этот вариант не подходил, да и я подумала, что программа получится чрезвычайно насыщенной, а у нас не было задачи убиться на ниве просвещения и окультуривания. Мы и так в этот день посмотрели и узнали очень много. Но обо всём по порядку.
По всей территории музея стоят информационные стенды, в объектах под экспонатами помещены подробные пояснения, да и смотрительницы нам попались очень милые и искренне любящие музей, поэтому они рассказали нам много интересного. Так что от отсутствия экскурсионного обслуживания мы не страдали.
Так что же такое Абрамцево?
Усадьба на этом месте возникла в середине XVIII века, хотя упоминания о пустоши «Обрамково» встречаются в документах XVI века. А в 1843 году Абрамцево приобрел писатель С.Т. Аксаков, создавший здесь «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», а также «Аленький цветочек».
Друзьями Аксакова были писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актер М.С. Щепкин и другие знаменитые современники.
После смерти Аксакова усадьба начала приходить в запустение, и в 1870 году одна из дочерей писателя продала Абрамцево железнодорожному промышленнику, художественному и театральному деятелю Савве Ивановичу Мамонтову.
Предприниматель по профессии, Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура и театр.
При Мамонтове в Абрамцеве гостили В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие художники, музыканты и актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок.
Именно здесь были созданы «Богатыри» и «Аленушка» В.М. Васнецова,
«Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова (первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому), «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Не ждали» И.Е. Репина,
«Девочка с персиками» В.А. Серова.
В теплый летний день двадцатидвухлетний Серов увидел, как четвертая дочь Мамонтова, Вера, вбежала в гостиную, схватила со стола персик, поднесла его к лицу и, зажмурившись, вдохнула сладкий аромат.
«Нет, это не должно исчезнуть» – промелькнуло в голове художника.
Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело, её занятье — жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.
Она, и впрямь, любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым.
Она кричит: «Я не хочу, Антон,
ни персиков, ни за столом сиденья!»
Художник строго говорит о том,
что творчество, как труд крестьян, — вседенно.
Меж тем, он сам пристрастен к чехарде,
и сам хохочет, змея запуская.
Везде: в саду, в гостиной, в чердаке —
его усердной кисти мастерская…
«Девочка с персиками» Белла Ахмадулина
Продолжение следует...