Найти в Дзене

Москва и немного окрестностей. Абрамцево. Часть 1/7

Когда вечером я стала продумывать маршрут на следующий день, мама очень убедительно попросила: «Только давай без старых церквей». Утомили они её. Ну ладно, без церквей, так без церквей, тем более у меня в планах была поездка в подмосковный музей-заповедник Абрамцево. Так почему бы и не туда? Проще всего добраться до Абрамцево на электричке с Ярославского вокзала. Можно доехать до станции «Хотьково», а потом на маршрутке до музея, или выйти на станции «Платформа Абрамцево», а оттуда уже пешочком по туристической тропе «Мы идем в Абрамцево», которая начинается прямо за платформой. Заблудиться тут невозможно при всём желании – тропа выложена плиткой и деревянными настилами, которые облегчают спуски и подъемы. Вдоль тропы установлены информационные стенды на четырех языках и лавочки для тех, кому сложно пройти 1200 метров за один раз. Нам было не сложно, и мы шли, наслаждаясь природой. По дороге нам встретился вот такое милое существо. Назвать его чудовищем просто язык не поворачивает

Часть 28

Когда вечером я стала продумывать маршрут на следующий день, мама очень убедительно попросила: «Только давай без старых церквей». Утомили они её.

Ну ладно, без церквей, так без церквей, тем более у меня в планах была поездка в подмосковный музей-заповедник Абрамцево. Так почему бы и не туда?

Проще всего добраться до Абрамцево на электричке с Ярославского вокзала. Можно доехать до станции «Хотьково», а потом на маршрутке до музея, или выйти на станции «Платформа Абрамцево»,

Станция «Платформа Абрамцево»
Станция «Платформа Абрамцево»

а оттуда уже пешочком по туристической тропе «Мы идем в Абрамцево», которая начинается прямо за платформой.

Станция «Платформа Абрамцево»
Станция «Платформа Абрамцево»
Станция «Платформа Абрамцево»
Станция «Платформа Абрамцево»

Заблудиться тут невозможно при всём желании – тропа выложена плиткой

Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»

и деревянными настилами, которые облегчают спуски и подъемы.

Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»

Вдоль тропы установлены информационные стенды на четырех языках

Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»

и лавочки для тех, кому сложно пройти 1200 метров за один раз.

Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»

Нам было не сложно, и мы шли, наслаждаясь природой.

Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»

По дороге нам встретился вот такое милое существо.

Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»
Туристическая тропа «Мы идем в Абрамцево»

Назвать его чудовищем просто язык не поворачивается, так что пусть это будет хранитель леса.

Перейдя речку Ворю,

Речка Воря
Речка Воря

мы вскоре оказались у входа в музей-заповедник.

Музей-заповедник Абрамцево
Музей-заповедник Абрамцево

Купить билеты в музей можно online, но я не стала этого делать – на официальном сайте обозначена просьба по возможности эти билеты распечатывать. У меня такой возможности не было, а приехать и убедиться, что это не просьба, а обязательное условие, как-то не хотелось.

Поэтому единый входной билет, в который входит посещение шести объектов (кухня, студия-мастерская, баня-теремок, церковь Спаса Нерукотворного, Поленовская дача и выставка «Абрамцево. Искусство ХХ века») плюс парк, мы без проблем взяли в кассе музея.

В Главный усадебный дом мы не пошли – во-первых туда допускали только в составе экскурсии и строго по времени, а во-вторых это самое время надо было бронировать заранее через сайт. Нам этот вариант не подходил, да и я подумала, что программа получится чрезвычайно насыщенной, а у нас не было задачи убиться на ниве просвещения и окультуривания. Мы и так в этот день посмотрели и узнали очень много. Но обо всём по порядку.

Схема музея-заповедника Абрамцево
Схема музея-заповедника Абрамцево

По всей территории музея стоят информационные стенды, в объектах под экспонатами помещены подробные пояснения, да и смотрительницы нам попались очень милые и искренне любящие музей, поэтому они рассказали нам много интересного. Так что от отсутствия экскурсионного обслуживания мы не страдали.

Так что же такое Абрамцево?

Усадьба на этом месте возникла в середине XVIII века, хотя упоминания о пустоши «Обрамково» встречаются в документах XVI века. А в 1843 году Абрамцево приобрел писатель С.Т. Аксаков, создавший здесь «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии», автобиографические повести «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», а также «Аленький цветочек».

Друзьями Аксакова были писатели Н.В. Гоголь и И.С. Тургенев, историк М.П. Погодин, актер М.С. Щепкин и другие знаменитые современники.

После смерти Аксакова усадьба начала приходить в запустение, и в 1870 году одна из дочерей писателя продала Абрамцево железнодорожному промышленнику, художественному и театральному деятелю Савве Ивановичу Мамонтову.

Третьяковская галлерея. Душевно спонсора изобразил...
Третьяковская галлерея. Душевно спонсора изобразил...

Предприниматель по профессии, Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура и театр.

При Мамонтове в Абрамцеве гостили В.Д. Поленов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.С. Остроухов, В.А. Серов, К.А. Коровин, М.В. Нестеров, М.А. Врубель и другие художники, музыканты и актеры. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Абрамцевский художественный кружок.

Именно здесь были созданы «Богатыри» и «Аленушка» В.М. Васнецова,

В.М. Васнецов «Богатыри». Третьяковская галлерея
В.М. Васнецов «Богатыри». Третьяковская галлерея
В.М. Васнецов «Аленушка». Третьяковская галлерея
В.М. Васнецов «Аленушка». Третьяковская галлерея

«Видение отроку Варфоломею» М.В. Нестерова (первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому), «Крестный ход в Курской губернии», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Не ждали» И.Е. Репина,

И.Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии». Третьяковская галлерея
И.Е. Репин «Крестный ход в Курской губернии». Третьяковская галлерея
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Русский музей (фото из личного архива)
И.Е. Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Русский музей (фото из личного архива)

«Девочка с персиками» В.А. Серова.

В.А. Серов «Девочка с персиками». Третьяковская галлерея
В.А. Серов «Девочка с персиками». Третьяковская галлерея

В теплый летний день двадцатидвухлетний Серов увидел, как четвертая дочь Мамонтова, Вера, вбежала в гостиную, схватила со стола персик, поднесла его к лицу и, зажмурившись, вдохнула сладкий аромат.

«Нет, это не должно исчезнуть» – промелькнуло в голове художника.

Сияет сад, и девочка бежит,
ещё свежо июня новоселье.
Ей весело, её занятье — жить,
и всех любить, и быть любимой всеми.
Она, и впрямь, любима, как никто,
семьёй, друзьями, мрачным гимназистом,
и нянюшкой, воззревшейся в окно,
и знойным полднем, и оврагом мглистым.
Она кричит: «Я не хочу, Антон,
ни персиков, ни за столом сиденья!»
Художник строго говорит о том,
что творчество, как труд крестьян, — вседенно.
Меж тем, он сам пристрастен к чехарде,
и сам хохочет, змея запуская.
Везде: в саду, в гостиной, в чердаке —
его усердной кисти мастерская…
«Девочка с персиками» Белла Ахмадулина

Продолжение следует...