Найти в Дзене

«Садовая лопатка» сменила «Большую глину».

  «Садовая лопатка» сменила «Большую глину» у «ГЭС-2». Впервые она выставлялась на крыше нью-йоркского Метрополитен-музея, а теперь добралась и до нас.. Что означает новая скульптура? Давайте разбираться!   Легендарная «Садовая лопатка» Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген заняла место скульптуры Урса Фишера «Большая глина №4», которая простояла здесь с 2021 года и теперь переехала в другой район Москвы.    Культовые авторы поп-арта.   Клас Олденбург (1929–2022)— один из главных художников поп-арта, чьи работы стоят в одном ряду с произведениями Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. В 1977 году он начал работать с Кошье ван Брюгген (1942–2009) — искусствоведом, критиком и своей супругой. Вместе они прославились на весь мир своими монументальными скульптурами.   Их фирменный стиль — превращение обыденных предметов в гигантские памятники. Огрызок яблока, печатная машинка, зубная щетка, ножницы — в их руках всё становилось гигантским и монструозным, это одновременно иронизирует над пафосом

  «Садовая лопатка» сменила «Большую глину» у «ГЭС-2». Впервые она выставлялась на крыше нью-йоркского Метрополитен-музея, а теперь добралась и до нас.. Что означает новая скульптура? Давайте разбираться!

  Легендарная «Садовая лопатка» Класа Олденбурга и Кошье ван Брюгген заняла место скульптуры Урса Фишера «Большая глина №4», которая простояла здесь с 2021 года и теперь переехала в другой район Москвы.

   Культовые авторы поп-арта.

  Клас Олденбург (1929–2022)— один из главных художников поп-арта, чьи работы стоят в одном ряду с произведениями Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна. В 1977 году он начал работать с Кошье ван Брюгген (1942–2009) — искусствоведом, критиком и своей супругой. Вместе они прославились на весь мир своими монументальными скульптурами.

  Их фирменный стиль — превращение обыденных предметов в гигантские памятники. Огрызок яблока, печатная машинка, зубная щетка, ножницы — в их руках всё становилось гигантским и монструозным, это одновременно иронизирует над пафосом монументов и заставляет зрителя почувствовать себя крошечным в мире вещей.

  Почему именно лопатка? Глубокий смысл простой формы.

   Семиметровая красная лопатка — это не просто яркий объект. Это многослойный символ.

   Метафора культуры. Куратор Франческо Бонами напоминает, что слово «культура» (лат. *cultura*) означает «возделывание». Лопатка предлагает нам «культивировать» новое, чтобы в будущем пожинать плоды.

   Ссылка на Вольтера. Скульптура визуализирует известный принцип «надо возделывать свой сад» — призыв к личной ответственности и созидательному труду.

  Игра с восприятием.

Как и другие работы творческого дуэта, «Лопатка» через гигантский масштаб превращает знакомый предмет в нечто неожиданное и заставляет остановиться и задуматься.

  Спор об установке: почему искусствовед недоволен?

  Несмотря на все достоинства, у московской инсталляции есть несколько существенных недостатков. Во-первых, нарушен авторский замысел: по первоначальной идее художников такие скульптуры должны были «втыкаться» прямо в землю, создавая иллюзию, что их забыл гигант-садовник. Это делало их органичной частью среды. В Москве же «Лопатку» установили на пьедестал, что лишает ее магии и связи с окружающим пространством.

  Во-вторых, и это, пожалуй, главное, сама идея размещения такой скульптуры в историческом центре Москвы вызывает вопросы. Величественный город, красивые здания и... семиметровая лопатка. Я понимаю, что «ГЭС-2» — центр современного искусства, но владение зданием в центре накладывает обязательства и ответственность. Лопатка не вписывается в красоту и эстетику центра столицы.

  Это всё равно что надеть роскошное бальное платье, бриллиантовое колье с жуткими кроссовками. Или представьте: в сверкающей чистотой квартире с дорогим паркетом забыли тряпку и ведро с грязной водой. Можно еще пример, в тронном зале Кремля стоят стулья из Икеи. Вот и тут так!

  Поэтому много дебатов. Но для «ГЭС-2» это хорошо — привлечение внимания! 

Я считаю, что эти арт-объекты хорошо бы смотрелись в новых районах, например, «Глина» в «Москва-Сити», а «Лопатка» в «ЗИЛ-арте»...

  Тем не менее, своей цели она достигает — как и любое яркое искусство, она провоцирует дискуссии и заставляет людей искать новые смыслы в простых вещах.