Я вам так доложу - сдать на права, ребята, не очень то и просто! Даже если ты этого очень хочешь. А если ты этого не хочешь, но эта дисциплина входит в программу обучения твоего учебного заведения и сдать ее на текущей сессии строго обязательно, то это просто насилие над своим молодым цветущим организмом. Если же индивид и средство передвижения в виде автомобиля не созданы друг для друга, испытывают острую антипатию и несовместимость, то тут и вовсе происходит добровольно-принудительное моральное надругательство над тонкой душевной организацией данного индивида. В грубой извращенной форме.
По учебной программе Васильковского Военного Авиатехнического Училища на изучение устройства автомобиля ГаЗ-66, Правил Дорожного Движения и сдачи теории и практики в местном ГАИ на все про все отпускался ровно год. Аккурат на втором курсе курсанты данного легендарного военного училища приступали к изучению автодела с первых же дней третьего семестра. К концу второго курса, на четвертом семестре, сдавали теорию по нему в училище. Оценка вносилась в выписку диплома. И экзамены на знание ПДД с практическим вождением в самих Внутренних Органах соответствующего профиля. С получением прав на вождение автотранспорта категории "С".
Наш старый приятель Митя Нестудентов относился как раз таки к той категории человечества, которая обладает полной несовместимостью с автомобилями.
В Митином случае для этого было несколько причин. Первая из которых отсутствие машины в семье родителей. Его отец был дальтоник. Поэтому управлять автомобилем ему было строго противопоказано, сами понимаете. И Митя с младых ногтей близко с этим чудом инженерной мысли не соприкасался. А только в общих чертах. То есть видел на улицах, картинках и в кино. Ну и нет, нет, да катался в машине в качестве пассажира на заднем сиденье. Езда в общественном транспорте не в счет.
Вторая причина, вытекающая из первой - герой нашего рассказа не чувствовал машину от слова совсем. Когда они в военном училище сдали теорию и перешли к практическому вождению, инструктор каждый раз, когда Митя садился за руль, чуть ли не крестился. Не шла Нестудентову эта наука, хоть плачь!
Ну и третья, пожалуй самая веская, Митя от рождения был рассеян. И долго не мог сфокусировать внимание на чем либо, или ком либо. Митино сознание, если его не привязать, буквально через минуту улетало. При чем на довольно таки значительные расстояния. И витало где то в районе Марса, если не еще дальше. По этой причине он не мог надолго сосредоточится на внешнем раздражителе. И держать его в центре внимания. Его внутреннее я, словно не привязанная лодка, подхватывалась течением. И увлекала его в дальние дали. Оставив внешнюю оболочку на месте. Поэтому Митя сам вроде присутствовал тут, но вот спроси его, о чем ему только что рассказывали, с трудом мог вспомнить.
Их преподаватель по автоделу ему так и сказал, что за руль ему садится противопоказано. По причине его гипер рассеянности.
Но учебная программа есть учебная программа. Цели поставлены, задачи определены- за работу, товарищи курсанты! Учится военному делу настоящим образом, как завещал наш Ильич.
Второй курс в Васильковском ВАТУ для Мити и его армейских однокашников пришелся на 1982-1983 годы.
Наряду с устройством автомобиля ГаЗ-66, курсанты их батальона с начала третьего семестра начали учить конструкции самолетов и их силовых установок, на которых им предстояло трудится по выпуску и распределению из их милитари Алма-Матер.
Самолет, его системы, включая силовую установку, по устройству сложней, чем автомобиль. Тот же ГаЗ-66. Тут даже двух мнений быть не может! Но тем не менее автомобиль тоже железный. На нем так же силовая установка имеется. И много других технических устройств. Назначение у него другое, чем у самолета, ежу понятно. Он по планете нашей бегает, самолет же в небесах рассекает белым лебедем. Но тем не менее тоже инженерное сооружение. Тут понимать надо!
Поэтому воленс-ноленс, приходилось грызть и этот гранит науки. Не за страх, а за совесть. Да и у курсанта всегда есть стимул не получить двойку. В выходные и праздничные дни служивых отпускают в увольнение. Можно сходить в город. Посмотреть на гражданских. Ну и пройти там по точкам "золотого треугольника". Это столовая "Вареничная", переговорный пункт и злачная точка в виде ресторана "Чайка". В первой отведать тарелку ароматных дымящихся вареников, или пельменей. Блюдо, которым нас в училище не баловали. На переговорном пункте заказать разговор с родными в своем городе. Откуда ты приехал поступать и учится. С родителями, или любимой девушкой. Сейчас, в век мобильной связи, это звучит диковато. И молодому поколению это тяжело себе представить. Но тем не менее в начале 80-х прошлого столетия, чтобы позвонить в другой город, надо было идти на переговорный пункт. Заказывать там время для разговора. После чего тебя приглашали в одну из кабин. И ты имел такую возможность пообщаться с абонентом. Цена складывалась из расчета удаления абонента и времени на разговор.
Ну и наконец таки третья точка, куда нашему брату курсанту строго настрого не рекомендовалось заходить - кафе "Чайка". В Василькове нет крупных водоемов. Небольшая речушка на его окраине, да пара-тройка озер и прудов. Поэтому даже не могу предположить из каких соображений этому кафе дали такое название.
Попав в это кафе, вопреки предупреждениям отцов-командиров, курсанты попадали под пагубное воздействие безответственных гражданских лиц. И начинали тут же морально разлагаться на бытовом уровне прямо в стенах данного увеселительного заведения. То есть приобретать и употреблять во внутрь различные горячительные напитки. Что делать курсантам было категорически запрещено. И в случае выявления гарнизонным патрулем, было чревато задержанием и пребыванием под арестом на нашей училищной гауптвахте ближайшие 10 суток. Но тут, как говорится, как повезет. Обычно фортуна улыбалась - спасибо кафедре тактики и физической подготовки. Думать, как совершать маневр отхода и быстро ретироваться в случае внезапного появления армейского патруля и маневрировать, уходя от погони на этих кафедрах учили хорошо.
Ну а если в течении недели курсант получал "банан" по любому предмету и не успевал закрыть "неуд" к субботе, то лишался права на выход в город. А для человека, лишенного такой возможности длительное время, это весьма обидно и болезненно. Как сказал бы классик " мучительно больно и невыносимо стыдно". Увольнение с выходом в город так же было под большим вопросом, если курсант в течении недели допускал дисциплинарный проступок. Тогда вместо увольнения нерадивому "светил" наряд по роте. При таком исходе оставалось лишь грезить и вспоминать о былом..... Ох уж это сладкое слово "свобода"!
Если же служивый умудрялся "влететь" по крупному, то есть совершить грубое нарушение воинской дисциплины, то этому "залетчику" о выходе в город следовало забыть как минимум на месяц. Если не больше. В зависимости от степени тяжести совершенного проступка.
Оценка по автоделу так же влияла на то, будешь ли ты в числе тех счастливчиков, кто на целый день будет отпущен в "свободное плавание" по городу. На целое воскресенье. Или вычеркнут из списков в книге увольняемых в город.
Поэтому автодело держало курсантов в тонусе. Не смотря на свою второстепенность по значимости среди изучаемых предметов учебной программы.
Теорию наш приятель кое как усвоил. К удивлению преподавателя и своих товарищей сдал зачет по этой дисциплине на "хорошо". А вот когда в следующем семестре начали изучать ПДД и водить машину под надзором инструктора, у Мити начались пробуксовки. В прямом и переносном смысле этого слова.
Пунктов в Правилах было столько много, что запомнить все казалось не реальным. Не меньшее огорчение доставляло Мите и само вождение. Инструктор как не бился с ним, как не пытался донести до него вечное, доброе, светлое, в Митиной головушке данные зарна решительно не приживались. Автомобиль и Митя были словно Моцарт и Сальери. Пушкин и Дантес. Лермонтов и Мартынов. В этом поединке Мити с железным монстром под названием ГаЗ-53, в живых должен был остаться только один из них. Как не странно, но после каждой такой дуэли не на жизнь, а на смерть, больше всего пострадавшим всегда оставался секундант - инструктор по вождению. Каждый раз он убавлял в весе. И белел головой буквально на глазах. Как небезызвестный семинарист Хома Брут, после очередного ночного чтения за упокой панночки в заколдованной церкви.
По этой причине они никогда не ездили по городу. Инструктор отъезжал на значительное расстояние от Василькова. И только там, на проселочных дорогах доверял Мите руль.
Не удивительно, что Митя с треском "завалил" устный экзамен по ПДД в районном ГАИ. Один единственный со всего своего взвода. Остальные 60 человек преуспели и осилили. Митя же отличился не в лучшую сторону.
В армейском коллективе народ обычно подбирается циничный. Прожженный. Без особых иллюзий и сантиментов. Поэтому над Митей стали откровенно глумится. Беззлобно одаривая его эпитетами. Среди которых "деревянный по пояс, при чем с верхней части" и "дуб, как дерево", были самыми безобидными.
Тут впору было впадать в отчаяние. Сами посудите - если научится управлять машиной в конце концов как то можно было. Ведь медведей в цирке кататься на мотоциклах как то же учат! То вопрос с теорией, казалось бы, повис безнадежно. Выучить, зазубрить, или изготовить шпаргалки по ПДД было не реально. И что с этим делать, было непонятно. Вопрос повис дамокловым мечом. Казалось бы неразрешимым.
Но тут Ее Величество Фортуна соизволила развернутся лицом к Мите и ему подобных ( в их батальоне набралось человек 40, которые как и Митя с автомобилем не дружили совсем). Доподлинно не известно откуда, но в курсантской среде их батальона появились ответы на билеты, по которым они сдавали экзамен в ГАИ. Более подробно об этом я уже рассказывал ( рассказ "Мечты сбываются (не ГАЗПРОМ), вторая часть-https://dzen.ru/a/aQxu1KkkLUv6jFW1?share_to=link), поэтому не буду повторятся.
На душе заметно отлегло. Считай, половина дела сделана. При чем львиная доля этой половины. Дело за малым - прикупить ручек и на самоподготовке нацарапать на гранях номера ответов на билеты.
Ну а когда их батальон перешел на третий курс и они продолжили учебу, нежданно негаданно на этом поприще удача улыбнулась и Мите.
Когда их рота строевым шагом следовала в расположение Цикла Физподготовки для сдачи зачетов по гимнастике, наш легендарный комбат Кондрат Гричина остановил роту. Принял доклад нашего ротного командира майора Чекаленко. И отдал приказание:
-Товарищ майор, всех ваших двоечников по вождению отправить в автопарк. На практическое вождение. Выполнять!
И отправился дальше. Майор Чекаленко зычным голосом дал команду:
-Кто не сдал вождение, два шага из строя!
Из всей роты вперед вышел только курсант Нестудентов.
-Товарищ курсант, вопросы есть?
-Никак нет, товарищ майор!
-Выполнять приказ!
-Есть выполнять!
Отдав приветствие, Митя развернулся. Но поскольку заразой был еще той, не удержался. И с голосом, полного ехидства, пожелал своим товарищам:
-Парни, удачи в сдаче физо!
Хотел добавить " а что вы там про деревянного по пояс говорили?", но воздержался. Каких трудов ему это стоило, история умалчивает. Наверное таких же, которые удержали особо рьяных язвителей Мити удавить его подушкой, или оглоушить по башке чем нибудь тяжелым. Не зря же говорят, что дуракам везет.......
Когда Митя прибыл в автопарк, инструктор его сразу же узнал и обрадовался ему, как родному. Нестудентов это понял по его реакции. Левое нижнее веко на правом глазу инструктора непроизвольно стало подергиваться. А выражение лица говорило само за себя. Вместо тысячи слов....
Не смотря на все его опасения,Митя справился с вождением в тот день довольно таки не плохо. Старания и труды инструктора не пропали даром. Кое как обучение сдвинулось с мертвой точки.
Вечером, придя после ужина в казарму Мите сказали, что зачет по физо ему поставили автоматом. В отличии от других его товарищей, которые сдавали упражнения на турнике и брусьях как положено. Как говорится- по взрослому! Нет, все таки быть "белой вороной" определенно имеет и положительные бонусы! Что не говори.
Митю и таких же "королей автострад" привлекали к вождению в течении семестра еще десять раз. Освобождая от занятий и сдачи зачетов.
После окончания курса вождения всех "особо одаренных" не сдавших из нашего 3 батальона планировали собрать и отвезти в город Фастов. Который располагался от Василькова на юго-западе в 37 километрах по трассе Киев-Одесса. Там находилось управление ГАИ, а так же материально- техническая база для учебы и сдачи на водительские права. Красиво зашифрованное в слово МРЭО.
Как проходила сдача у нашего героя и его товарищей по несчастью в это самое МРЭО* г.Фастова, я расскажу в следующей части.
____________________________
*МРЭО — аббревиатура, которая расшифровывается как «Межрайонный регистрационно-экзаменационный отдел». Это структурное подразделение ГАИ.