Найти в Дзене
Ceremonie | The age of dignity

Самая знаменитая жемчужная серёжка, пережившая века

Она смотрит на нас сквозь толщу лет. Её взгляд — прямой, немного застенчивый, но пронзительный. Её губы приоткрыты, словно она хочет что-то сказать, но меняет мнение в последнюю секунду. «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера — не просто картина. Это история, сотканная из дорогих пигментов, финансовых трудностей и гения, который навсегда изменил взгляд на женственность. Представьте себе тихий, залитый северным светом город Делфт. В своей мастерской на втором этаже дома на площади Фламандской биржи работает Ян Вермеер. Он не был плодовитым художником — за всю жизнь он написал всего около 35 картин. Каждая из них была продумана до мельчайших деталей, как ювелирное изделие. И вот рождается этот образ. Но кем была эта девушка? Марией, старшей дочерью Вермеера? Служанкой, вдохновившей художника? Искусствоведы до сих пор ведут споры. И в этой неизвестности — её магия. Она — не конкретная персона, а вечный идеал, архетип юной женственности, обращённый к зрителю через столетия. Сама карти

Она смотрит на нас сквозь толщу лет. Её взгляд — прямой, немного застенчивый, но пронзительный. Её губы приоткрыты, словно она хочет что-то сказать, но меняет мнение в последнюю секунду. «Девушка с жемчужной серёжкой» Яна Вермеера — не просто картина. Это история, сотканная из дорогих пигментов, финансовых трудностей и гения, который навсегда изменил взгляд на женственность.

Изображение: Mauritshuis
Изображение: Mauritshuis

Представьте себе тихий, залитый северным светом город Делфт. В своей мастерской на втором этаже дома на площади Фламандской биржи работает Ян Вермеер. Он не был плодовитым художником — за всю жизнь он написал всего около 35 картин. Каждая из них была продумана до мельчайших деталей, как ювелирное изделие.

«Вид Делфта» Яна Вермеера (ок. 1660-1661 гг.) / Источник: Wikimedia Commons
«Вид Делфта» Яна Вермеера (ок. 1660-1661 гг.) / Источник: Wikimedia Commons

И вот рождается этот образ. Но кем была эта девушка? Марией, старшей дочерью Вермеера? Служанкой, вдохновившей художника? Искусствоведы до сих пор ведут споры. И в этой неизвестности — её магия. Она — не конкретная персона, а вечный идеал, архетип юной женственности, обращённый к зрителю через столетия.

Сама картина относится к жанру «трони» (от нидерл. tronie — «лицо»). Это не портрет в привычном нам смысле, а этюд характера, выражения, костюма. Художники писали «трони», чтобы продемонстрировать своё мастерство в передаче эмоций и фактур. Вермеер в этой работе проявил себя не только как гениальный живописец, но и как эстет, готовый идти на риск.

• Ультрамарин: Синее золото. Ярко-синий тюрбан девушки написан натуральным ультрамарином — пигментом, который в XVII веке ценился дороже золота. Его получали из полудрагоценного камня ляпис-лазури, привозимого из Афганистана. Использовать его так щедро, для такого большого участка холста, — было невероятной роскошью и смелым художественным жестом. Историки искусства полагают, что именно дороговизна пигментов и материалов, которые Вермеер часто покупал в кредит, в итоге привела его семью к финансовому краху после его внезапной смерти.

• Обман зрения: Жемчужная мистификация. Знаменитая серьга — предмет бесконечных дискуссий. Рентгеновские исследования показали, что Вермеер не стал прорисовывать на холсте серебряный крючок, который должен был бы держать такую массивную жемчужину. Вместо этого он создал иллюзию, блик, парящий в воздухе. Скорее всего, это вовсе не жемчуг, а полированное олово или венецианское стекло, покрытое лаком. Гений Вермеера в том, что он заставил нас поверить в жемчуг силой своего искусства.

• Техника «точки». Вермеер, как полагают, использовал камеру-обскуру — прибор, проецировавший изображение на холст. Это помогало ему достигать фотографической точности в передаче света. Обратите внимание на мягкие тени на её лице и знаменитую «слезу света» — блик в уголке её рта. Эта крошечная деталь оживляет всё лицо, создавая эффект только что облизнутых, влажных губ.

При жизни Вермеера картина не была широко известна. Долгие годы она хранилась в семье художника, пока её не продали с аукциона за гроши. Лишь в 1881 году она была куплена на аукционе всего за 2 гульдена 30 центов коллекционером Арнольдусом Андриесом де Томбе. Ослепший старик купил её, руководствуясь лишь описанием, — и этот шаг стал судьбоносным. После его смерти он завещал её гаагской галерее Маурицхёйс, где она обрела свой вечный дом.

Фрагмент картины Яна Вермеера «Сводница», 1656 год. Считается, что персонаж слева — автопортрет.
Фрагмент картины Яна Вермеера «Сводница», 1656 год. Считается, что персонаж слева — автопортрет.

Мировая слава пришла к «Девушке» во второй половине XX века, особенно после масштабной реставрации 1994 года, которая вернула картине первоначальные, потрясающие по интенсивности цвета. А роман Трейси Шевалье и последующая экранизация с Скарлетт Йоханссон окончательно возвели её в ранг поп-иконы, «Северной Моны Лизы».

Больше всего картин Вермеера принадлежит музеям и частным коллекционерам в США. В России нет ни одного произведения этого голландского художника.

Благодарим за прочтение! Чтобы не пропустить новые статьи о моде и ювелирном искусстве, подписывайтесь на наш канал.