Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...
Я просто забыла про двух интереснейших женщин XVII века. Ох, горе мне , горе! Я увлеклась следующим веком с его дерзкими перепадами настроений и политики... Закрываю первый "долг" самой себе.
Изучающим время восстания Степана Разина фигура Алёны Арзамасской известна. Она даже в последнем школьном учебнике появилась. Одной строкой. Но об этой женщине историки спорят до сих пор. Спорят, выдвигают версии. Я же снова просто напишу сочинение на тему, поскольку тема эта очень интересна.
***
Алёна родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Ни год её рождения, ни детали юных лет жизни история для потомков не сохранила. Известно лишь то, что Алёну очень рано выдали замуж за зажиточного крестьянина, который был гораздо старше её. Семейная жизнь девушки длилась недолго - вскоре её муж заболел и умер. Второй раз выйти замуж в то время было непросто, а жить одной - ещё невозможнее, поэтому Алёна выбрала для себя простой и достойный путь - ушла в Николаевский монастырь в Арзамасе.
Она оказалась в монастыре явно ранее 1650 года. Поскольку в результате сильного пожара в том году сгорела не только деревянная Никольская церковь, огнём были уничтожены все кельи и ограда Николаевского женского монастыря, а также находящиеся рядом башни Арзамасского кремля и часть его крепостной стены. Прекрасные деревянные храмы, древние иконы, резные иконостасы и многие церковные вещи - всё это превратилось в пепел и прах. Куда разошлись бедные погорельцы - монахини Николаевского монастыря, неизвестно. Можно предположить, что их приютила под своей крышей Алексеевская обитель.
И всё же монахини Николаевского монастыря не разошлись совсем. Монастырь через некоторое время был возрождён, правда, не в прежних размерах.
***
Пытаюсь считать потихоньку: 20 лет в монастыре +1 год с разинцами... Это смерть мужа должна быть не позднее 1649 года. Рано отдать замуж в XVII веке - это лет 12-13. Получается моя героиня может быть 1636-1638 года рождения. Значит на момент смерти этой женщине, обвинённой в колдовстве и государственной измене, будет 34-35???
***
Пишут, что Алёна в монастыре получила своё имя, под которым мы её знаем, но в записях монастыря написано другое:
...в архивных источниках крайне скудны сведения об этой яркой и удивительной личности - Алёне Арзамасской, монахине Марфе Арзамасского Николаевского монастыря.
Видимо, когда она покинула монастырь, то снова стала зваться по-старому. И вообще имя "Алёна" всплывёт во время пыток...
***
Жизнь в монастыре пошла молодой крестьянке на пользу. Там она не только выучилась читать и писать, но и освоила лекарское дело.
В XVII столетии в монастырях лечили травами и молитвами, так как всё иное считалось колдовством и порицалось. Но у молодой монахини подход к лечению был особым: она использовала в качестве лекарств синюю плесень, которую собирала в монастырской бане. Мази, изготовленные из субстанции, считавшейся в народе бесполезной и даже вредной, отлично заживляли гнойные раны и кожные болезни. Местные крестьяне и горожане охотно лечились у монахини Марфы, но между собой судачили, что без чертовщины её помощь не обходится, ведь баня, где брала своё лекарство женщина, традиционно считалась обиталищем нечисти. Но тот факт, что целительница жила в монастыре, несколько успокаивал. Играло свою роль и то, что для многих её помощь была последней надеждой на излечение.
***
Хочется сказать ещё одну вещь.
Вспомним, что тогда происходило в нашей истории? Это были годы, в которых происходили Соляной и Медный бунты, экономический кризис и голод, а ещё пару войн с Польшей и Турцией (нашими закадычными врагами).
В 1652 году на патриарший престол взошёл нижегородец Никита Минов, седьмой патриарх Никон. Ещё немного, и начнёт он свои знаменитые церковные реформы, приведшие к расколу. А теперь я задам вопрос: чью сторону - патриарха Никона или проповедующего рядом в Нижнем и том же Арзамасе протопопа Аввакума - принял разрушенный, голодный Никольский женский монастырь?
Это же не сложно понять, хотя бы прочитав, что всякое каменное и иное строительство в монастыре было прекращено, а службу служить там стало некому. Начальства не было до такой степени, что монастырь и после разинцев будет управляться лет пять самими насельницами монастыря, находившимися в крайней нужде...
***
Сегодня то, что монахиня выходила из монастыря, чтобы лечить кого-то или принимала у себя больных, не вызовет вопросов. Но в XVII веке ей позволял это делать статус вдовы. В старообрядчестве вообще вдова - это самостоятельная персона. Именно вдовы занимались знахарством (колдовством), играли ключевую роль в общине в принципе. Конечно, монастырь - не крестьянская семья, но и там прав у вдов было больше, чем у незамужних девиц, туда попавших. Вдова-монахиня вообще в некоторых вопросах считалась равной мужчине в принятии решений...
Так что монахиня-лекарка Марфа в Арзамасе была личностью самостоятельной, решительной, способной трезво оценить ситуацию, которая требовала её врачебного вмешательства.
О Степане Разине, как и остальные жители русского государства, молодая женщина узнала в 1667 году. От кого? Да мало ли людей было вокруг.
Ситуация в Николаевском монастыре становилась всё тяжелее. Брожение среди казаков в Арзамасской крепости было всё сильнее, и к чему бы оно привело, было совсем не понятно. Но Алёна ( она так будет представляться всем) совсем уходит из монастыря в 1669 году .
Вот как буквально в двух словах об этом времени в её жизни напишет в своих донесениях царю князь Долгорукий, который сообщает об этом:
"…А вор старица в расспросе и с пытки сказалась Аленою зовут, родиною де, государь, она города Арзамаса, Выездные слободы крестьянская дочь, и была замужем тое ж слободы за крестьянином; и как де муж её умер, и она постриглась...
...А в нынешнем де, государь, во 1679 году, пришед она из Арзамаса в Темников, и збирала с собою на воровство многих людей..."
https://nicola-arzamas.ru/istoriya-monastyrya
***
Напоминаю, что слово "вор" имело тогда совершенно другой смысл - это тот, кто покушается на власть государя. А "воровать" - восставать против государственной власти.
***
Интересно, каким же образом лекарка-монахиня стала государственным преступником? И почему? На этот вопрос ответа мы, скорее всего, не дождёмся.
Но по факту, Алёна, уйдя из монастыря и не сняв монашеской одежды, оказывается в Темникове, городке, который был выстроен на новом месте в 1536 году по повелению царицы Елены Васильевны Глинской при строительстве новой Засечной черты. Причём она берёт Темников силами отряда в 400 человек, которых собрала по окрестным деревням.
То, что легенды говорят, что она взяла в руки лук и села на коня, красивые слова. Но если читать дальше, то мордовские легенды говорят и о том, что женщина умело пользовалась не только луком со стрелами. Она неплохо умела владеть и саблей.
***
Меня снова немного тормозит эта информация. Так, коротко: Алёна из крестьянской семьи, замуж отдали за крестьянина, дальше монастырь и знахарство. Откуда боевые навыки???? Опять выверты нашей истории или семья родителей Алёны занималась сельским хозяйством, но отец был вольным казаком, который и дочь приучил к оружию, чтобы за себя постоять и в бою с врагами уметь дать отпор, чтобы в плен не попасть?
Вопросы, вопросы...
***
Народ встречал бывшую монахиню как освободительницу. Более того, все были уверены, что она – посланница самого Степана Тимофеевича Разина. Но вот незадача - на самом деле Разин и Алёна Арзамасская не встречались. Да и вообще, некоторые исследователи считают, что он и не знал о существовании некой монахини-бунтарки.
Тем не менее отряд Алёны с каждым днём становился всё многочисленнее. К ней примыкали не только русские, но и мордовские и татарские крестьяне. В 1670 году отряд бывшей монахини объединился с группой крестьян Фёдора Сидорова. Женщина, не обладая познаниями в военном деле, отказалась от ведения мобильной войны и обосновалась со своими людьми в Темникове. Два месяца бывшая монахиня управляла городом, пока к Темникову не подошёл царский воевода Юрий Долгоруков с хорошо обученным и многочисленным войском. Он докладывал государю, что Алёна "збирала с собою на воровство многих людей…". К началу крестьянской войны Долгоруков был уже опытным воеводой. За его плечами была русско-польская война (1654-1667 годы), в которой он показал себя блестящим полководцем. Когда началось восстание Разина, Долгоруков возглавил войска, действовавшие в районе Арзамаса и Нижнего Новгорода.
В коротких стычках-сражениях его людям удалось захватить в плен сначала есаула повстанцев Андрея Осипова, а потом – темниковского мурзу Смаила Исяшева. Первый под пытками рассказал:
"...в Шатцком-де уезде ходит баба ведунья, вдова, крестьянка Темниковского уезду Красной Слободы… И ныне та жонка и с воровскими людьми в Шатцком уезде, а из Шатцкого хотела итти в Касимов".
Так Долгоруков узнал, кое-какие факты о семейном положении, месте жительства и планах своего противника. После этого его целью стал Темников.
30 ноября 1670 года царские войска атаковали восставших, находившихся в тот момент в 15 километрах от Темникова. Повстанцы проиграли, и город остался фактически без защиты. Царский воевода Волжинский вошёл в город. Оставшиеся в городе "воры" сдаваться не хотели. В их числе была и Алёна, которая спряталась в церкви и стала обороняться.
После короткого уличного боя рать из крестьян и мещан была разбита, и государевы люди стали искать предводительницу мятежников. Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре "Поучительные досуги Иоганна Фриша или примечательные и вдумчивые беседы, в которых речь идёт о полезных и поучительных материях, а также каждый раз сообщается о важнейших событиях нашего времени". Фриш пишет:
Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним [заодно], подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых, а после того, как увидела, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула её и с распростёртыми руками бросилась навзничь к алтарю. В этой позе она и была найдена и пленена ворвавшимися [солдатами]. Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук...
***
Люди, шедшие за Алёной, верили, что она помогала побеждать царские войска колдовством. Говорили, что она "наводила морок", отводила глаза нападавшим. Для мордвы не было ничего необычного в том, что женщина-колдунья ведет в бой отряд мужчин. Из услышанных в детстве сказок и преданий они знали, что колдовство может принести победу. Но также не было в этом ничего необычного и для их противников – жителей северной половины Руси, неслучайно современники упоминают об этом равнодушно, без каких-либо оценочных суждений. Женщины-воительницы – обязательно ведьмы, и московиты также знали, что под Арзамасом в том числе такое явление в старину было делом обычным.
Мордовский писатель М. Петров, написавший роман об Алёне Арзамасской, словами её противника описывает, каким образом Алёна применяла свои навыки:
«Как напали воровские люди, так стрельцы мои сделались будто овцы какие… Слух есть: арзамасская колдунья порчу на них напустила. …Колдунья-то во всей округе известна. Всех мужиков околдовала, большое войско из них собрала» [21, c. 14-15].
На все обвинения в колдовстве "…Алёнка только посмеивалась. Пусть считают её ведуньей, больше будет веры, больше надежды".
Как и положено, предводительницу восставших пытали каленым железом и дыбой, чтобы получить раскаяние, но не добились в этом деле никаких успехов. Алёна постоянно молилась, прерываясь лишь затем, чтобы плюнуть в своих мучителей. Короткое расследование показало, что кроме бунта за беглой монахиней были и другие грехи, в частности, врачевание плесенью. А это дало отличный повод объявить Алёну не только мятежницей, но и ведьмой и приговорить к сожжению. В XVII веке в России редко жгли колдунов у столба - это было негуманно.
Как потом и протопопа Аввакума, Алёну Арзамасскую сожгут в срубе, представлявшем собой колодец из брёвен, возвышающийся над уровнем земли. Он был хорош тем, что лишал присутствующих зрелища мучений казнимого, что считалось богоугодным и милосердным. Однако, раскаяние не настигло Алёну даже перед лицом смерти. Женщина сама вошла в колодец. Пока костёр горел, из сруба не донеслось ни единого звука - мужественная монахиня не доставила своим палачам ни единого мгновения торжества.
От ареста Алёны до её казни прошло всего пять дней. Интересно, чего так боялся князь Юрий Долгоруков?
***
Но я не случайно вспомнила протопопа Аввакума. Дело в том, что в срубе сжигали в большинстве случаев нераскаявшихся старообрядцев. Может быть, ещё и с этим связана такая торопливость при вынесении приговора этой женщине? Ответов, как всегда, нет.
Такой приговор не был прихотью тюремщиков и не был связан с их страхом перед сверхспособностями старицы, а был точным исполнением существовавшего тогда в стране закона.
Спустя три столетия, за право называть Алёну Арзамасскую своей, борются три народа: русские, мокшане и эрзяне. Эта женщина родилась на территории современной Мордовии в казацкой семье, но стала героиней для всех, кто жил и живет между Окой и Волгой.
В 2025 году исполнилось 355 лет со дня казни знаменитой атаманши. Имя и образ славной уроженки арзамасской земли, увековечен в народном эпосе, литературных произведениях, в театре и даже в балете. Он по-прежнему вдохновляет писателей и поэтов. Алёна Арзамасская до сих пор привлекает к себе внимание исследователей, её история продолжает обрастать новыми версиями и гипотезами. А вот памятник Алёне в Темникове (или в другом городе) так и не появился, несмотря на то, что такие планы были в конце 1980-х годов.
Говорили, однако, что памятник Алёне Арзамасской планировалось поставить, и проект был подготовлен в мягком материале. Это была замечательная фигура, которая должна была быть по типу Емельяна Пугачева, который в Саранске стоит. Алёна задумывалась такой же массивной - ей предстояло встречать гостей на том берегу где-то на Рябчиковой горе, где, как говорят, она клады закапывала.
Потом передумали. Решили памятник сделать "помягче" и поставить ближе к центру Темникова в аллею. В 1980 году весной местный художник Илюшкин Иван Степанович вместе с московским художником Фроловым, работая по ночам, потому что мягкий материал днём „плыл“, сделали эту фигуру. Потом они должны были её отлить в бронзе, но что-то не пошло. Художник считал, что местное руководство между собой переругалось, не нашли какого-то компромисса. Перестройка потом пошла, проект канул в Лету.
Единственным способом сохранить историю Алёны Арзамасской было рассказывать её. Но привычная нам история даёт лишь разрозненные сведения: ведь на протяжении трёх с лишним веков Алёна говорит с нами лишь устами потомков. Все рассказчики говорят со своей позиции, порой домысливая, реконструируя её жизнь.
В Арзамасе местный экскурсовод Юлия Колесникова, которая рассказывает как раз и о восстании в 1669-1670 гг в городе и его окрестностях, уже не раз задавала вопрос: почему не ставят памятник Алёне? Героине, которую до сих пор вспоминают в народных песнях? Она даже обратилась в Арзамасское благочиние. В беседе краеведу дали понять, что Церковь не запрещает воздвигать памятник Алёне. Но и не поощряет эту идею: она пошла против власти - этим всё сказано. "Из чёрных списков имя её не убрано". А как же Разин?- спросила она. В ответ только молчание.
И всё же в краеведческом музее в Темникове есть небольшой уголок, посвящённый старице Алёне Арзамасской.
Эта часть экспозиции содержит всего несколько "осколков" информации, рассказывающих зрителю историю бунта и смерти Алёны: короткую справку о старице, её бюст работы Николая Обухова и картину "Казнь Алёны на Базарной площади" художника Алексея Дмитриевича Горбылева из Краснослободска, который много сотрудничал с музеем.
Но несмотря на появление научных публикаций и музеефикацию, неоднозначная позиция и история жизни Алёны Арзамасской мешали полноправному включению этой фигуры как в советский нарратив, так и в нарративы новой истории России. Кто она? Эрзянка - героиня национально-освободительного движения? Монахиня и целительница или еретичка, сожжённая заживо? Политический деятель - грамотная женщина, добившаяся успеха на политическом поприще, открыто бросившая вызов власти?
Деятельность Алёны Арзамасской – вдовы, ведуньи и атаманши оставила огромное количество загадок. Любая из её ипостасей уже сама по себе является темой для исследования.
В книге "Наша древняя столица" поэтесса Наталья Кончаловская писала:
"Вспоминаем и поныне о первой русской героине..."
А завершила короткий рассказ об Алёне она такими словами:
"Героиня легендарная,
что любила свой народ,
ей Отчизна благодарная
нынче славу пропоёт".
Увы. Не пропела и как-то не очень торопится пропеть. Самой загадочной женщине, когда-либо рождавшейся на Руси. Имя её и слава не шагнули дальше окских и волжских берегов по широко и привольно раскинувшейся Отчизне. Но её помнит мордовская земля. И наконец вспоминают историки.
***
Использованы материалы статьи "Жизнь и смерть Алёны Арзамасской в истории, фольклоре и литературе" Алексея Малышева, материалы Арзамасского Никольского женского монастыря.https://nicola-arzamas.ru и материалы страницы https://zapovednik.space
Спасибо тем, кто дочитал до конца! Лайки помогают развитию канала! И не пропустите новые Истории, ведь продолжение следует!