Многие из нас, наверное, с содроганием вспоминают безумные 2020 и 2021 годы, когда автомобильный рынок буквально сошел с ума и диктовал свои, совершенно дикие условия. Тогда дефицит микрочипов и разрывы логистических цепочек привели к тому, что дилеры почувствовали себя настоящими королями жизни, продавая воздух по цене золота. Чтобы купить обычный Hyundai Solaris или Kia Rio, людям приходилось переплачивать по 300-500 тысяч рублей за коврики, сетки в бампер и никому не нужную сигнализацию, а отказ от этих условий означал, что машину вы просто не получите.
Казалось бы, те времена давно прошли, рынок насытился китайскими автомобилями, дефицита больше нет, а склады ломятся от нераспроданных остатков. Но, как показывает практика и свежая история моего товарища, «лихие» дилерские привычки никуда не делись, а в некоторых автосалонах LADA они цветут махровым цветом и сегодня, в конце 2025 года.
Мой знакомый, назовем его Сергей, человек старой закалки и привык жить по средствам, поэтому кредиты он на дух не переносит и всегда старается покупать вещи за полную стоимость сразу. Его старенькая «Калина» уже давно просилась на покой, и он решил, что пришло время обновить рабочий транспорт на что-то простое, новое и, главное, отечественное. Выбор, естественно, пал на Lada Granta, так как это единственный автомобиль, который все еще можно назвать условно доступным, хотя цены на него уже давно перешагнули психологическую отметку. Сергей честно копил деньги, откладывая с зарплаты, и вот, собрав необходимую сумму, он с чувством выполненного долга отправился к официальному дилеру в своем областном центре.
Заходя в шоурум, он ожидал увидеть радостных менеджеров, которые с распростертыми объятиями встретят клиента с «живыми» деньгами, ведь в нынешних экономических условиях кэш должен цениться превыше всего. В зале стояло несколько новеньких «Грант» в разных комплектациях, и Сергей сразу приметил подходящий белый седан в комплектации «Комфорт». На ценнике красовалась цифра, близкая к рекомендованной розничной цене, что еще больше укрепило его веру в честность продавца. К нему подошел молодой парень в фирменном галстуке, начал рассказывать про преимущества 90-сильного мотора, про то, как хорошо закрываются двери и какая тут замечательная мультимедиа.
Разговор шел как по маслу ровно до того момента, пока речь не зашла о способе оплаты, и Сергей, гордо похлопав по карману куртки, заявил, что готов внести всю сумму наличными прямо сейчас и уехать на машине сегодня же. В этот момент лицо менеджера изменилось так, будто Сергей предложил ему не деньги, а фантики от конфет. Улыбка мгновенно исчезла, взгляд стал холодным и незаинтересованным, а тон сменился с дружелюбного на официально-пренебрежительный. Менеджер тут же заявил, что конкретно этот автомобиль, возле которого они стояли, уже забронирован другим клиентом, а та машина, что стоит в углу, ожидает выдачи корпоративному парку.
На вопрос Сергея, есть ли вообще в наличии свободные машины, которые можно купить здесь и сейчас, менеджер начал юлить и рассказывать сказки про пустой склад и проблемы с поставками с завода. Но потом, видимо решив, что клиента терять все-таки не стоит, он понизил голос и доверительно сообщил, что можно «поискать» вариант. Правда, есть одно маленькое, но очень существенное условие, которое является обязательной политикой автосалона в данном квартале. Машину за наличные они продать не могут, так как им это совершенно невыгодно, и руководство запрещает проводить такие сделки.
Сергею было предложено оформить автокредит, причем обязательно с их банками-партнерами, а также приобрести пакет дополнительного оборудования на сумму 200 тысяч рублей. В этот «золотой» пакет входили коврики в салон и багажник, антикоррозийная обработка днища, установка сигнализации с автозапуском и защитная сетка радиатора. Любой автомобилист прекрасно понимает, что красная цена этому набору на рынке или в обычном сервисе от силы тысяч 30-40, но никак не 200. Фактически дилер пытался продать воздух, накручивая цену на копеечные аксессуары в пять-шесть раз.
Но самое интересное началось, когда менеджер начал расписывать «выгоды» кредита, ведь при оформлении займа они якобы готовы сделать скидку на сам автомобиль. Вот только если посчитать переплату по процентам, которые сейчас находятся на запредельном уровне в 25-30 процентов годовых, плюс обязательное страхование жизни, плюс карту помощи на дорогах и тот самый пакет «допов», то итоговая стоимость бюджетной «Гранты» улетала далеко за полтора миллиона рублей. Сергей попытался возмутиться и сослаться на Закон о защите прав потребителей, который запрещает навязывать дополнительные услуги и отказывать в продаже товара, который выставлен в зале.
Менеджер на это лишь развел руками и с невозмутимым видом ответил, что никто ему не отказывает, просто «голых» машин сейчас нет физически. Все автомобили, которые приходят с автовоза, сразу же загоняются в сервисную зону, где на них навешивают все это оборудование, и снять его уже невозможно. Хотите машину без «допов» за наличные - заказывайте и ждите поставку от трех до шести месяцев, но цена при этом не фиксируется и на момент прихода авто может вырасти еще тысяч на сто. Получается замкнутый круг, где покупателя со всех сторон обложили флажками и загоняют в кредитную кабалу.
Подобная схема продаж активно продвигалась и цвела буйным цветом в 2020-2021 годах, когда дефицит был реальным, и люди хватали все, что движется. Но видеть такое сегодня, когда рынок, по сути, стагнирует, а продажи АвтоВАЗа падают из-за конкуренции с китайцами, по меньшей мере удивительно и странно. Казалось бы, дилеры должны бороться за каждого клиента, который пришел с деньгами, но жадность и желание заработать здесь и сейчас перевешивают любой здравый смысл. Ведь маржа с самой продажи «Гранты» для салона минимальна, а вот на кредите, страховках и «допах» они зарабатывают основные деньги.
Сергей, естественно, развернулся и ушел, так как кормить эту ораву дармоедов он не собирался из принципа. Он нашел точно такую же новую машину у частника-перекупа, который пригнал ее из другого региона, и купил ее даже чуть дешевле прайса, без всяких навязанных услуг и нервотрепки. А тот официальный дилер так и остался сидеть со своими «золотыми» ковриками и менеджерами, которые умеют продавать только тем, кто не умеет считать деньги. Эта история наглядно показывает, что наш автобизнес, к сожалению, меняется очень медленно, и методы 90-х вперемешку с уловками 20-х все еще живы.
Поэтому, собираясь в салон за новой машиной, будьте готовы к тому, что вам будут улыбаться только до тех пор, пока вы не скажете слово «наличные». А как только они поймут, что на вас не получится заработать три конца на кредите и страховке, интерес к вам тут же пропадет. Очень жаль, что покупка отечественного автомобиля, который должен быть народным и доступным, превращается в унизительный квест, где ты должен доказывать свое право купить товар за указанную на ценнике стоимость.
А вы сталкивались с подобным отношением в автосалонах в последнее время или это единичный случай жадности конкретного дилера? Расскажите свои истории покупки в комментариях, очень интересно узнать реальную ситуацию по регионам.
И подписывайтесь на канал, будем вместе разбираться в хитросплетениях нашего авторынка.