Найти в Дзене
Кризистан

Соццены на продукты в «Магните» сейчас и год назад – сравнил

Итоги удивительные: я бы не поверил в результаты этого исследования, если бы не провел его самостоятельно. Посчитал, насколько изменились соццены и какая у нас инфляция по доступным для покупки базовым продуктам. Никаких сложных формул и методик. Только цены на хлеб, молочные продукты, сахар, овощи, картошку в формате «было — стало» в самом обычном «Магните» с разницей в 12 месяцев. Сразу говорю: итоги, которые вы увидите в конце статьи, получились неожиданные. Доступные продукты с низкими наценками Программа соццен на продукты питания массового спроса — добровольное решение торговых сетей по ограничению наценки с целью обеспечить население с низкими доходами качественной пищей в условиях высокой продовольственной инфляции. Наценка на такие товары ограничена и обычно составляет до 5, максимум до 10%. Не путайте соццены и скидки. Это разное. На фото - прошлогодняя скидка на помидоры, в этом году такими не балуют Для магазинов торговля товарами с низкой наценкой тоже выгодна при соблюден
Оглавление

Итоги удивительные: я бы не поверил в результаты этого исследования, если бы не провел его самостоятельно. Посчитал, насколько изменились соццены и какая у нас инфляция по доступным для покупки базовым продуктам.

Никаких сложных формул и методик. Только цены на хлеб, молочные продукты, сахар, овощи, картошку в формате «было — стало» в самом обычном «Магните» с разницей в 12 месяцев. Сразу говорю: итоги, которые вы увидите в конце статьи, получились неожиданные.

Доступные продукты с низкими наценками

Программа соццен на продукты питания массового спроса — добровольное решение торговых сетей по ограничению наценки с целью обеспечить население с низкими доходами качественной пищей в условиях высокой продовольственной инфляции. Наценка на такие товары ограничена и обычно составляет до 5, максимум до 10%.

Не путайте соццены и скидки. Это разное. На фото - прошлогодняя скидка на помидоры, в этом году такими не балуют
Не путайте соццены и скидки. Это разное. На фото - прошлогодняя скидка на помидоры, в этом году такими не балуют

Для магазинов торговля товарами с низкой наценкой тоже выгодна при соблюдении трех условий:

1. Большой товарооборот. По соцценам продают обычные продукты ежедневного спроса, от хлеба и молока до картошки. То, чего покупают много и в штуках, и в деньгах. По копеечке собирается неплохая прибыль.

2. Быстрая товарооборачиваемость. Товары со стабильным, неэластичным спросом всегда востребованы — нет затоваривания. Торговля идет бойко, деньги быстро прокручиваются.

3. Стабильность издержек. Чтобы доля затрат на ведение бизнеса в процентах оставалась постоянной, не превышала плановый уровень.

Объясню проще, на примере. Один магазин накрутил 100% наценку и ждет, пока купят одну единицу товара. А второй магазин поставил 10% наценку и за то время, пока первый ждал единственного покупателя, продал 20 единиц товара. Объем наценки в деньгах по фактически реализованной продукции у второго магазина в 2 раза больше, хотя сама наценка в 10 раз меньше.

Соццены — не благотворительность или скидка, а один из форматов ведения бизнеса

Некоторые позиции с меткой «СОЦ» могут уходить вообще с отрицательной наценкой. То есть магазин продаёт их дешевле, чем закупил. Кто оплачивает этот банкет — секрет. Мой источник намекнул, что так избавляются от товаров с поджимающим сроком годности, чтобы разгрузить склад. Выходит, всем хорошо: у них товар не залёживается, а люди затариваются подешевле.

А еще соццены — это не акция, независимо от того, на какой бумаге напечатан ценник. В ваших комментариях в прошлом году было: раз желтый ценник, значит, скидка. Цены снижены, а автор не понимает. Нет: при акционной торговле должен быть указан процент скидки либо формат акции (например, «1+1» или «2+1»).

Желтый ценник говорит о скидке, только если на нем написаны условия акции: процент снижения цен или другие детали
Желтый ценник говорит о скидке, только если на нем написаны условия акции: процент снижения цен или другие детали

Маркировка на ценнике «лучшая цена», «выгодная цена» или даже «соццена», а также его цвет вовсе не говорят о снижении стоимости! Это маркетинговый ход для привлечения внимания. У нас сильно увлекаются цветами и иногда получается, что вся витрина сплошь в желтых ценниках. В то время как реальное снижение цен «по акции» можно увидеть лишь на 4-5 товарных позициях.

В прошлом ноябре я зашел в «Магнит» формата «у дома» в хрестоматийной русской глубинке — в поселке с численностью жителей около 5 тысяч человек. Почему для замеров цен я выбрал этот магазин?

Причин всего три: здесь постоянная аудитория клиентов, нет резких скачков спроса и предложения, а среди посетителей преобладают люди с доходами ниже среднего уровня. Эдакий идеальный массовый сегмент для наблюдения. А еще он удобно расположен по пути на мою дачу, на парковке всегда есть свободные места, а персонал дружелюбный и улыбчивый, приятно по магазину пройтись.

Цены на продукты: изменение за год

Фотографировал я в ноябре 2024 года и в ноябре 2025 года. Расположил на фото слева прошлогодние цены, а справа — нынешние. Когда я задумал это исследование, я и предположить не мог, какую инфляцию насчитаю!

Ранее я просил читателей оценить, на сколько за год подорожали продукты, и в ответ услышал в среднем 20%. Так обычные покупатели ощущают рост. В официальной статистике последние доступные цифры по продовольственной инфляции — 8,91% в годовом выражении по итогам октября. А по соцценам, то есть по товарам для людей с низкими доходами, узнаете цифру в конце статьи.

Начнем с овощей

Товары из борщевого набора всегда есть по соцценам. Похоже, недостатка в желающих подешевле поставить в торговую сеть картошку, свеклу, лук и капусту у «Магнита» нет. Сохранить спелые плоды свежими сложно, мощностей хранения продовольственной продукции у нас непозволительно мало. Фермеру проще сдать, получить небольшой доход и забыть, чем инвестировать в высокотехнологичные хранилища.

Все фото ноябрьские, сезонной разницы нет
Все фото ноябрьские, сезонной разницы нет

Картошка за год подешевела на 2,5 рубля или на 7% от прошлогодней соццены.

-4

Соц-лук стоил 47,09, а теперь — 38,99 рубля. На 8,1 рубля или на 17,2% дешевле.

-5

Капуста подешевела на 4 рубля или 12,5%.

-6

Снизились цены и на свеклу — на 10 рублей или 23,3%. Но я бы, честно говоря, такую свеклу и по 10 рублей не взял. По сравнению с прошлогодней она выглядит нетоварно.

-7

Морковь выбивается из общего овощного тренда. Цена выросла на 7 рублей или 29,2%. Морковка этого года выглядит получше, хоть и не очищена полностью от земли.

Хлеб, батон, рис и сахар

По сахару я прогнозировал рост цен — маленький урожай свеклы и снижение производства должны подталкивать рынок к повышению в рознице. Но пока прогноз не сбылся, чему я очень рад.

-8

В прошлом году килограммовые пакеты сахара были по 56,99 рубля. В этом — 5 кило за 269,99, что дает нам стоимость одного килограмма 54 рубля. Снижение на 5,3%.

-9

Круглый рис третьего сорта выглядит точно так же, как в прошлом году. Продукт не для плова или суши, но каша-малаша из него точно получится. Упаковка и в прошлом году, и в этом — по 800г. Только вот цена за год снизилась почти в 2 раза! На 47,6%.

-10

Зато хлеб и булки исправно дорожают. На 15% подорожал ржаной «кирпич» и на 10% — нарезанный столичный батон.

-11

Молочные продукты

Недорогое молоко в глубинке быстро разбирают. Его используют и для себя, и на корм животным. Фотографии я делал вечером и увидел только ценник.

-12

Пакет молока жирностью 2,5% подорожал на 4,9 рубля или на 11,3%.

-13

Кефир вырос в цене на 6,7 рубля, то есть на 15,7%.

-14

Творог жирностью 9% по соццене теперь от другого производителя, в другой упаковке с другим весом. Но мне не сложно пересчитать ценник в килограммы: было 249,95 за кило, стало 505,04 рубля. В 2 раза дороже, зато белорусский. А российский обезжиренный теперь стоит больше, чем в прошлом году 9-процентный — 56,69 за пачку 180г.

-15

А вот соц-масло за год подешевело. Упаковка крестьянского высшего сорта жирностью 72,5% весом 180г продается на 12 рублей или 8,6% дешевле.

А теперь посчитаем инфляцию по соцценам

Можем назвать ее инфляцией бедных. Поскольку данных о весах таких товаров в потребительской корзине россиян в природе не существует, я посчитал по среднему арифметическому. Суммировал прирост (отрицательный и положительный) и разделил на 13 (количество товарных пар).

Удивился ли я? Сказать, что я удивлен результатом — это не сказать ничего! Из 13 товаров 7 подешевело, 6 подорожало. Средний рост стоимости оказался плюсовым исключительно благодаря творогу, который «Магнит» заменил на белорусский. Если бы не другой творог, рост получился бы отрицательным. А так — 4,75% плюсом, в 2 раза меньше зафиксированной официально продовольственной инфляции.

Аналогичную съемку цен я делал в феврале. Можно будет еще раз посчитать годовой прирост в конце зимы. Но я думаю, у многих уже исчезли вопросы — «как, ну каааак они получают такую низкую инфляцию, если все подорожало?» Вот так и получают. Денег на еду уходит все больше и больше, а инфляция... сами видите, какая.

Друзья, исследование трудоемкое. Чтобы таких материалов на канале было больше, помогайте лайками и донатами по кнопке «поддержать». Подписывайтесь в телеграм, всем рад и благодарен за вашу поддержку!