Найти в Дзене

Разговоры о работе. Продолжение, капиталистическое

В продолжении статьи "Разговоры о работе. Начало". С 2008 по 2012, УВЗ мотает, я ведущий инженер-технолог, начинаю понимать, что если не заниматься своим развитием то остановлюсь на этом, а дальше скука и безденежье, так как уже к этому времени становиться понятно, советская классическая система разделения инженерного труда умирает, она просто не успевает за новыми технологиями. Я начинаю активно изучать программирование станков, одновременно с этим занимаюсь оснасткой и технологией, то что называется технология под "ключ", когда я передаю операцию изготовления детали с программой, инструментом и приспособлением на участок, нашёл способ как на этом заработать деньги внутри заводской системы. Вновь устанавливаемые мной станки я полностью оснащаю сам, так зарождалась профессия технолог-программист. Концентрация операций на одном станке на тот момент была выгодна, так как серия была небольшой, и рабочие были довольны, я собирал несколько операций в одну, а каждая из них оплачивалась по сд

В продолжении статьи "Разговоры о работе. Начало". С 2008 по 2012, УВЗ мотает, я ведущий инженер-технолог, начинаю понимать, что если не заниматься своим развитием то остановлюсь на этом, а дальше скука и безденежье, так как уже к этому времени становиться понятно, советская классическая система разделения инженерного труда умирает, она просто не успевает за новыми технологиями. Я начинаю активно изучать программирование станков, одновременно с этим занимаюсь оснасткой и технологией, то что называется технология под "ключ", когда я передаю операцию изготовления детали с программой, инструментом и приспособлением на участок, нашёл способ как на этом заработать деньги внутри заводской системы. Вновь устанавливаемые мной станки я полностью оснащаю сам, так зарождалась профессия технолог-программист. Концентрация операций на одном станке на тот момент была выгодна, так как серия была небольшой, и рабочие были довольны, я собирал несколько операций в одну, а каждая из них оплачивалась по сделке, и мне перепадал доход. Но внутри завода мы так и не смогли создать ставку технолог-программист, в этот раз старая советская заводская система начала мешать развитию.

Я начал задумываться как реализовать свои навыки и умения, по профессии - я инженер-технолог, хобби ещё с детства - программирование, для меня программировать всегда было легко и интересно. Поэтому освоить профессию технолог-программист для меня оказалось очень простым делом. Завод занимался внедрением нового танка, тогда было уже понятно, что это тупик, сидеть и ждать когда-же наконец мы дойдем до серии было нельзя, потратить 10 лет жизни в ожидании не хотелось, и я ушел в 2012 году с УВЗ к "частнику", сначала на станок (огромный станок 3+2 с ходами 7000х4000х2000), а потом директор позвал меня стать программистом-технологом.

Новое место работы выглядело несколько монструозно
Новое место работы выглядело несколько монструозно

Те навыки, которые я развивал в последние годы, как раз и пригодились, я угадал с тенденцией развития своей профессии, знание зубообработки давало мне еще больше плюсов. Постоянное освоение новых технологий, работа 3+2, работа в 4, 5 осях, работа сначала в CAM PowerMill, затем NX, реализовал свои идеи по зубообработке на фрезерных станках, все это позволяло расти нам, программистам-технологам, в постоянном повышении навыков, обучении друг у друга, за счет роста наших навыков росло и предприятие. Мы работали по философии Кайдзен, не по указке, а по собственному желанию.

Связка программист-технолог + квалифицированный оператор станка + инженер по инструменту - самый лучший вариант для производства, программист-технолог занимается технологией, оснасткой, оператор самостоятельно это все внедряет, инженер по инструменту занимается подбором инструмента через поставщиков, экономя массу времени для программиста-технолога, это позволяет иметь короткие сроки внедрения сложных изделий, что очень хорошо продается на рынке.

Мы делали сложные вещи, вал-шестерня с круговым коническим зубом
Мы делали сложные вещи, вал-шестерня с круговым коническим зубом

Конечно наше предприятие в начале живет на восстановлении и ремонте оснастки НТМК, владея технологией упрочняющей наплавки, но в дальнейшем мы делаем серийно оси, буксы "Ласточки", зубчатые колеса для электровозов, дальше делаем большие лопатки для турбин, множество дорогостоящих разовых заказов. Есть одна проблема в этом всём, у нас нет конечного продукта, мы всегда встроены в чужую технологическую цепочку, и сильно зависим от этого. Фактически, каким бы ни было большим, такое предприятие всегда будет всего лишь цехом мехобработки для старых советских гигантов машиностроения. Соответственно мы не отвечаем за жизненный цикл нашей продукции, он может завершиться без нас, что постоянно и происходило.

На фоне этого директор делает ошибку, вместо создания своего продукта полного цикла, он уходит в "зарабатывание" денег на литейке, вкладывается в литейный цех. Тут, на этом месте, нужно понять почему это ошибка. В принципе "зарабатывание" денег, что на станках, что на литейке, это ошибка, зарабатывают деньги нанятые работники, они своим трудом делают продукт, пусть это умственный труд, или физический, задача директора продать этот труд, и на разнице между зарплатой работника и ценой продукта богатеть. Тут есть одно но, работнику должен быть интересен такой расклад, это и интерес к самому продукту который он делает, и хорошая материальная оценка его труда. А когда цель ставиться "зарабатывание" денег, то работнику предлагается делать то, что не вызывает интерес, и при этом если ещё и материальная оценка не растет а падает, хотя работник то справедливо считает, что его то навыки и отдача растут. Наше предприятие, в конце моей "карьеры" в нем (11 лет), скатилось к обдирке литых заготовок под дальнейшую обработку уже на территории заказчика. Как только у меня стал вопрос выбора работы и города проживания у меня не было сомнений, нужно уходить, ничего не могло меня уже задержать. Если ситуация вокруг начинает стагнировать или ухудшаться, я ухожу, "C'est la vie" как говориться. Капиталист завершил круг, не поняв смысл своего предприятия, а я в очередной раз понял, что только развитие собственных навыков позволит мне быть не зависимым от ошибок других.

Последняя моя "поделка" программистом-технологом, делали на станке уже без меня
Последняя моя "поделка" программистом-технологом, делали на станке уже без меня

Дальнейшие места работы показали, что профессия технолог-программист умерла, просуществовав около 10-15 лет, так как умерла связка программист-технолог + квалифицированный оператор станка, в связи с отсутствием на рынке квалифицированных операторов в товарном количестве.

Оставалось только самому встать на станок, делать все самому, профессия теперь видимо будет называться так: технолог-программист-наладчик-оператор-контролер.

Всё сам, проект в NX, отработка в Vericut, отработка и работа на станке
Всё сам, проект в NX, отработка в Vericut, отработка и работа на станке

По началу это забавно, ты ни от кого не зависишь, но по истечении нескольких месяцев ты понимаешь, насколько не эффективна такая концентрация полномочий, об нормальной оснастке приходится забыть, на ее проектирование и изготовление просто нет времени, так-же если цель будет стоять в зарабатывании денег с этого станка, это непременно перерастет в клонирование старого опыта, без развития, что так-же тупик, старые навыки не продаются долго. А как я уже говорил если ситуация вокруг начинает стагнировать или ухудшаться, я ухожу, "C'est la vie" как говориться. Идем дальше, можно погрустить о прошлом, но нужно идти вперед.

Продолжение следует...

Разговоры о работе. Выводы