Найти в Дзене
Культпоход с Евгением

Шедевры барокко - "Дикари" Жана Филиппа Рамо. Одна из самых популярных барочных мелодий нашего времени. Несколько вариантов исполнения.

Жан Филипп Рамо французский композитор, музыкант и теоретик музыки первой половины XVIII века, был самым известным французским композитором эпохи барокко и одним из лучших композиторов классической музыки во Франции за всю её историю. Рамо написал множество разных произведений - кантаты, инструментальные пьесы и 10 опер. Самой известной ещё при жизни Рамо стала опера-балет "Галантная Индия" ("Галантные Индии"). Первые исполнения всех его опер проходили на сцене Парижской оперы, в том числе и "Галантных Индий" в августе 1735 года. Первая редакция оперы состояла из пролога и трёх актов (выходов). Дважды Рамо оперу дорабатывал, в том числе в третью редакцию (10 марта 1736 года) был добавлен четвёртый акт получивший название "Дикари". В основе IV акта композитор использовал рондо "Дикари" из клавесинной сюты, написанной им ещё в 1727 году. Само рондо очень короткое, меньше двух минут. В опере к мелоди рондо добавлена вокальная партия на эту же музыку. Синопсис IV акта Начинается праздник

Жан Филипп Рамо французский композитор, музыкант и теоретик музыки первой половины XVIII века, был самым известным французским композитором эпохи барокко и одним из лучших композиторов классической музыки во Франции за всю её историю.

Рамо написал множество разных произведений - кантаты, инструментальные пьесы и 10 опер. Самой известной ещё при жизни Рамо стала опера-балет "Галантная Индия" ("Галантные Индии").

Первые исполнения всех его опер проходили на сцене Парижской оперы, в том числе и "Галантных Индий" в августе 1735 года. Первая редакция оперы состояла из пролога и трёх актов (выходов). Дважды Рамо оперу дорабатывал, в том числе в третью редакцию (10 марта 1736 года) был добавлен четвёртый акт получивший название "Дикари". В основе IV акта композитор использовал рондо "Дикари" из клавесинной сюты, написанной им ещё в 1727 году.

Само рондо очень короткое, меньше двух минут. В опере к мелоди рондо добавлена вокальная партия на эту же музыку.

Синопсис IV акта

  • Лес вблизи французских и испанских владений в Северной Америке. На церемонию «Большой трубки мира» собираются воины индейского племени и победившие их французы и испанцы. Индейский вождь Адарио влюблён в Зиму, дочь другого вождя, но ревнует её к двум иностранным офицерам — французу Дамону и испанцу Альваро, которые также влюблены в молодую индианку. Зима флиртует с ним обоими. Зима восхваляет свободную и естественную любовь и в конце концов отвергает обоих ухажеров: один любит слишком уж сильно, а второй — недостаточно. Появляется Адарио, и Зима представляет его как мужчину, которого предпочтёт любому европейцу.

Начинается праздник "Большой трубки мира" во время этой сцены и звучит ария, её исполняют дуэт Зимы и Адарио и хор.

Дуэт Зимы и Адарио. Спектакль Национальной оперы Парижа, 2004 год
Дуэт Зимы и Адарио. Спектакль Национальной оперы Парижа, 2004 год

Вот незамысловатый перевод этой арии:

дуэт

Тихие леса,

Никогда суетное желание не тревожит здесь наши сердца.

Если они и чувствительны,

Судьба, то не к твоим услугам.

хор

Тихие леса,

Никогда суетное желание не тревожит здесь наши сердца.

Если они и чувствительны,

Судьба, то не к твоим услугам.

дуэт

В наши уединения,

Величие, не приходи никогда

Предлагать ложные прелести!

Небо, небо, ты создал их

Для невинности и для мира.

хор

Тихие леса,

Никогда суетное желание не тревожит здесь наши сердца.

Если они и чувствительны,

Судьба, то не к твоим услугам.

дуэт

Наслаждаемся в своих убежищах,

Наслаждаемся спокойствием!

Ах! Можно ли быть счастливым,

Когда загадываешь другие желания?

хор

Тихие леса,

Никогда суетное желание не тревожит здесь наши сердца.

Если они и чувствительны,

Судьба, то не к твоим услугам.

Опера "Галантные Индии", впрочем как практически все барочные оперы, немного тяжеловата для современного восприятия. В наше время её ставили всего несколько раз и как репертуарный спектакль она нигде не прижилась. Я посмотрел три разных версии, все поставлены в разное время во Франции. Две в стиле пост модерн с полу порнографическим сценами (опера Бордо) и танцорами брейк данса (опера Бастилии). Наиболее аутентичная постановка была в 2004 году в Национальной опере Парижа.

Танец дикарей (Танец большой трубки мира), Спектакль Национальной оперы Парижа, 2004 год
Танец дикарей (Танец большой трубки мира), Спектакль Национальной оперы Парижа, 2004 год
Танец дикарей (Танец большой трубки мира), Спектакль Национальной оперы Парижа, 2004 год
Танец дикарей (Танец большой трубки мира), Спектакль Национальной оперы Парижа, 2004 год
Одна из лучших барочных певиц современности, Сабин Девьель в роли Зимы. Спектакль оперы Бастилии, 2019 год
Одна из лучших барочных певиц современности, Сабин Девьель в роли Зимы. Спектакль оперы Бастилии, 2019 год
Одна из лучших барочных певиц современности, Сабин Девьель в роли Зимы. Спектакль оперы Бастилии, 2019 год
Одна из лучших барочных певиц современности, Сабин Девьель в роли Зимы. Спектакль оперы Бастилии, 2019 год

Но родо и ария "Дикари" или ария "Большой трубки мира" стала очень популярной. В наше время они включаются практически во все концерты барочной музыки и присутствует на многих сборниках барочной музыки, издаваемых на дисках.

Соня Йончева, одна из лучших барочных певиц современности
Соня Йончева, одна из лучших барочных певиц современности
Соня Йончева и барочный ансамбль Academia Montis Regalis
Соня Йончева и барочный ансамбль Academia Montis Regalis

Как ни странно, "Дикари" и сейчас звучат актуально. Конечно, цивилизация индейцев давно канула в лету, а девственные леса необратимо загажены. Но тут речь идёт, скорее, об экологии души, об ограждении её от всякой скверны: корысти, зависти, похоти и прочих пороков. Современник Рамо, французский философ Дени Дидро написал после просмотра оперы "Галантные Индии"

  • Я готов идти на пари, что их варварство менее порочно, чем наша городская цивилизация.

Вот по этой ссылке можно посмотреть четыре варианта этой рондо и арии - три из оперных спектаклей и один из концерта болгарской оперной дивы Сони Йончевой и барочного ансамбля Academia Montis Regalis.