Найти в Дзене
Гродековский музей

Ex libris: как книжный знак стал искусством и что он нам сообщает

Хранитель музейных ценностей отдела хранения фондов Гродековского музея Наумов Н.В. Он был у простого советского инженера и у Императора Всероссийского Николая II. С его помощью побеждали в торговой конкуренции и насылали проклятья. Он возник как едва заметная надпись на книге, а стал целым направлением изобразительного искусства. Наш сегодняшний таинственный собеседник – экслибрис. У некоторых книг есть секрет. Помимо основного текста, они хранят ещё одно – молчаливое - послание. Оно спрятано на форзаце в виде маленького знака: экслибриса. Он подобен замочной скважине, за которой можно разглядеть целый мир. Экслибрис – это особый знак на книге. Его основное назначение – указать владельца и принадлежность к библиотеке. Его язык – от простых рукописных инициалов до сложных метафор, аллегорий и символов. В разное время он (и его предшественники) назывался по-разному: владельческая надпись, книговладельческий знак, книжный знак [2, c. 14]. Термин же экслибрис (от лат. Ex libris – книг) пр

Хранитель музейных ценностей отдела хранения фондов Гродековского музея Наумов Н.В.

Он был у простого советского инженера и у Императора Всероссийского Николая II.

С его помощью побеждали в торговой конкуренции и насылали проклятья.

Он возник как едва заметная надпись на книге, а стал целым направлением изобразительного искусства.

Наш сегодняшний таинственный собеседник – экслибрис.

У некоторых книг есть секрет. Помимо основного текста, они хранят ещё одно – молчаливое - послание. Оно спрятано на форзаце в виде маленького знака: экслибриса. Он подобен замочной скважине, за которой можно разглядеть целый мир.

Экслибрис – это особый знак на книге. Его основное назначение – указать владельца и принадлежность к библиотеке. Его язык – от простых рукописных инициалов до сложных метафор, аллегорий и символов.

В разное время он (и его предшественники) назывался по-разному: владельческая надпись, книговладельческий знак, книжный знак [2, c. 14]. Термин же экслибрис (от лат. Ex libris – книг) предположительно начал использоваться в Германии в XVI в. и обрел популярность благодаря широкому использованию библиофилами.

Можно подумать, что он появился «где-то в 19-м веке»: расцвет книжного дела, красивые большие книги и богатые личные библиотеки. Но в действительности он намного старше. Исследователи выделяют двух предшественников современного экслибриса: владельческие и вкладные надписи на книгах, которые использовались еще в XIV в. [1, с.12].

До изобретения в XV в. печатного пресса книги писались и переписывались вручную, - месяцами и годами, - нередко украшались драгоценными металлами и камнями. Книга представляла собой огромную материальную ценность, что рождало естественное желание владельца защитить её от порчи или хищения. По этой причине на книгах стали появляться владельческие надписи.

Были также и другие – вкладные надписи. Самые ранние известные вкладные надписи Древней Руси относятся к XIV в. Они отличались от владельческих надписей - использовались при дарении или передаче книги (чаще всего – в монастырь или церковь) и обозначали собой цель такой передачи, вместе с датой и именем жертвователя.

Цели передачи книг, судя по надписям, были в основном духовными — «за отпущение грехов» или «за жизнь вечную». Поскольку дарение было актом сакральным, многие ранние записи содержали и охранные формулы, призванные уберечь книгу от кражи или продажи, напоминая о неотвратимости божьего суда или проклятия для нарушителя. Эта традиция прямых предупреждений постепенно сошла на нет в более поздний период [3, с. 396].

Что касается книжного знака, то он появляется несколько позже. Одним из первых считается каллиграфический знак-клеймо XV столетия (ок. 1450-1494 гг.), принадлежавший основателю библиотеки Соловецкого монастыря игумену Досифею [2, с. 8].

Рис. 1 Книжный знак игумена Досифея
Рис. 1 Книжный знак игумена Досифея

Широкое распространение экслибрис получает с книгопечатанием. Первый печатный экслибрис Западной Европы предположительно был выполнен для рыцаря Бернарда фон Рорбаха в 1460 г., после чего постепенно появился в других странах Европы, в начале XVIII в. – в России, а в XIX в. – в США. Также XIX в. считается веком начала коллекционирования экслибрисов, что повысило спрос на них.

Мир менялся, и вместе с ним менялся экслибрис. В России Петра I, наряду с церковно-религиозной литературой, начало появляться множество светских изданий, развивалось книжное дело. Возникали новые разновидности и функции экслибриса.

Появились другие книжные знаки: издательские, типографские, знаки книжных магазинов и переплётчиков. Развитие книжной торговли и разделение типографского и издательского труда породили конкуренцию внутри этих отраслей книжного дела.

Книжный знак стал использоваться, в том числе, как защита от контрафакции, т.е. подделки со стороны конкурентов, а также как средство рекламы типографии или издательства [1, с.12].

Рис. 2 Издательский знак мецената графа Н.П. Румянцева
Рис. 2 Издательский знак мецената графа Н.П. Румянцева

Большая часть российских частных библиотек XVIII в. принадлежала дворянам, что предопределило господство геральдических экслибрисов в первой половине столетия. На них могли изображаться ордена, медали, почетное оружие владельца. Часто знак заменяли при получении новой награды или титула.

Поскольку опытных геральдистов в России того периода не было, работы выполнялись в основном иностранцами: английскими, немецкими, австрийскими мастерами. Этим же объясняется их столь значительное влияние на русский экслибрис. [2, с. 10].

Существенно позже, – во второй половине XIX в., - широко разошлись в России шрифтовые экслибрисы – благодаря дешевизне изготовления и внешней простоте. Помимо имени владельца на них часто указывались самые разнообразные изречения: от вечного «Знания – сила» до уже знакомых нам «угрожающих» надписей вроде: «Кто эту книгу утаит – тот будет назван вором» (на экслибрисе В.Н. Глухарева).

Рис. 3 Шрифтовой знак писателя А.П. Чехова
Рис. 3 Шрифтовой знак писателя А.П. Чехова
Рис. 4 Шрифтовой знак писателя Н.С. Лескова
Рис. 4 Шрифтовой знак писателя Н.С. Лескова

Наибольшее распространение получили сюжетно-тематические экслибрисы. Временем их зарождения можно считать XVI в.: немецкие художники Ганс Гольбейн, Лукас Кранах, Альбрехт Дюрер и другие впервые стали изображать герб, окруженный аллегорическими рисунками.

Во второй половине XVIII в. они появились в России. В XIX в. социальный состав владельцев библиотек изменился. Экслибрисы потребовались для богатого купечества, писателей, ученых, людей творческих профессий.

Большинство из них не имело гербов, из-за чего сюжетно-тематические экслибрисы все больше вытесняли геральдику. Этот процесс достиг пика к началу XX в. Тогда же, в предреволюционные годы, сюжетно-тематический экслибрис уже вполне сформировался как жанр.

Тем не менее, экслибрис всё еще был уделом избранных. Гораздо более массовым русский (советский) экслибрис станет после очередного исторического потрясения – Октябрьской революции.

Массовая печать политической, технической, культурной литературы, всеобщее образование, формирование новой «трудовой интеллигенции» стимулировали популяризацию экслибрисов. В Москве, Ленинграде и других городах возникали библиофильские общества.

Содержание экслибрисов также стало разнообразнее. Так, они начали отражать общественно-исторические события: революцию, Гражданскую войну, Великую Отечественную войну. В работах появились национальные мотивы, социально-политические темы созидательного труда, спорта и освоения космоса [2, с. 13].

Распространялись портретные, пейзажные экслибрисы, с литературными и фантастическими сюжетами, колхозами и школами. Всеобщее начальное и среднее образование стимулировало появление большого количества детских экслибрисов.

Рис. 6. Экслибрис для колхоза «Рассвет».
Худ. Кравцов Г.А.
Рис. 6. Экслибрис для колхоза «Рассвет». Худ. Кравцов Г.А.
      Рис. 5 Экслибрис для завода «Серп и молот». Худ. Кравцов Г.А.
Рис. 5 Экслибрис для завода «Серп и молот». Худ. Кравцов Г.А.

Рис. 7 Экслибрис академика В.М. Бехтерева. Худ. Моотсе Г.И.
Рис. 7 Экслибрис академика В.М. Бехтерева. Худ. Моотсе Г.И.

Тем не менее, не всегда общественные явления способствовали популяризации русского экслибриса. В его истории был действительно тяжелый период. Это случилось в середине 1930-х гг. и продолжалось около 20 лет – до второй половины 1950-х гг.

В 1934 г. были ликвидированы секции собирателей книг и экслибрисов в Москве и Ленинграде. Прекратились выставки, обращение экслибрисов было затруднено.

Причина в том, что экслибрис указывает на принадлежность, частную собственность, «имеет буржуазные корни». Это, конечно, не совпадало с усилившейся в тот период социалистической риторикой СССР. Экслибрис был вытеснен из обращения, но все же уцелел и увидел свое второе рождение.

Начиная с 1954 г., возрастает интерес к экслибрису и в периодических изданиях. Публикуются серии статей и заметок, освещающих деятельность видных художников в данном жанре, а уже в 1963 г. группа студентов Московского полиграфического института впервые показала свои экслибрисы на выставке.

Сегодня экслибрис – это самостоятельное направление изобразительного искусства, переставшее быть сугубо «книжным» [2, с. 16]. Ему посвящают каталоги и собрания, выставки, сообщества и конференции (напр., Российская ассоциация экслибриса (2003); Всероссийские конгрессы экслибриса). Он – желанный гость у коллекционеров со всего мира.

В современном прочтении экслибрис более посвящен владельцу книги, призван глубоко раскрыть его личность, взгляды и увлечения. Данная функция устойчиво закрепилась за экслибрисом сравнительно недавно – примерно в конце XX столетия, поэтому менее характерна для более ранних работ.

При заказе экслибриса заказчик предоставляет художнику биографическую информацию о себе. Проводятся длительные личные беседы, интервьюирование. Цель – узнать человека, «прочувствовать» его и запечатлеть его уникальные особенности.

Зачем читать экслибрис, чем он ценен

В экслибрисе зашифровано значительное количество информации. Он может рассказать о человеке, обществе, идеологии и политическом строе, исторических событиях, господствующих стилях в искусстве. Но часто мы смотрим на него и видим лишь изображение, не понимая, что оно хочет нам «сказать».

Как заглянуть в эту замочную скважину? Нужно ли для этого быть искусствоведом или художником? Зачем это делать, и что это даст?

Расшифровка экслибриса развивает наблюдательность, способность сосредотачиваться, ассоциативное мышление и воображение, учит воспринимать и чувствовать искусство. Для этого не нужно быть профессионалом, хотя художник или искусствовед, конечно, увидят гораздо больше.

Каждое произведение содержит в себе зашифрованное послание лично для каждого человека, уникальное и неповторимое. Ваш личный отклик - и есть конечная цель этого диалога с искусством, и он может отличаться от «официальной» версии - того, что вкладывал в произведение автор или рассмотрел профессионал.

Чтобы совершить это небольшое личное открытие, нужен ключ, - и он у нас есть. Простой практический гид, который позволит увидеть в экслибрисе больше, чем причудливую миниатюру.

Как читать экслибрис

Особенности жанра

Чтение экслибриса (любительское) чем-то напоминает расследование, детективную работу, причем часто – без правильного ответа, и вот почему:

-Многие экслибрисы не содержат информации ни о владельце, ни о библиотеке, поэтому расшифровать их невозможно.

-Иногда работа передает замысел, известный только владельцу и художнику.

-Часто экслибрисы делаются больше под собрание книг или библиотеку, с целью отразить её содержание, чем под владельца.

Уровень 1: увидеть элементы

Сперва можно присмотреться и просто перечислить элементы, из которых состоит изображение:

-надписи: имя владельца, надпись «Exlibris», «EL» или «Из книг», имя художника, девиз;

-доминирующий образ: определить его тип. Что это: герб, эмблема, аллегорический сюжет, портрет, пейзаж;

-рамка, орнамент, окантовка;

-обратить внимание на цвета: если изображение не черно-белое, то какие цвета выбраны (теплые / холодные).

Уровень 2: работа с деталями, символами и смыслом

Обнаружив составные части изображения, можно приступить к их более детальному изучению и работе с символами и смыслом.

Основное изображение: в нем есть сюжет? Персонажи? Что они делают? Какое у них выражение лица? Они изображены в движении или статично?

Общая композиция: как расположены элементы? Кучно или на расстоянии? Много ли элементов?

Надписи: где и как расположены? Имя большое и в центре? Или скромно расположено в углу? Вплетено в изображение, как будто спрятано?

Линии тонкие или жирные? Тяжелые или воздушные? Острые, плавные, рваные?

Нарисованная рамка легкая и прерывистая или тяжелая и сплошная? «Сжимает» ли она изображение или оставляет свободное место? Она выполнена простой линией или стилизована под что-то другое?

Цвета: почему могли быть выбраны именно такие? Что они могут сообщить?

Есть ли символы? Их значение может отличаться в зависимости от культуры, но есть и устойчивые варианты, например:

-лавры - победа и слава;

-муза – вдохновение;

-солнце – радость, сила;

-лебедь – верность;

-сова – мудрость.

Что они могут значить? Как соотносятся с другими элементами?

Говорит ли экслибрис что-то о владельце? О том, что он любит, чем занимается?

Какую историю рассказывает экслибрис? Про что / кого она?

Если бы он создавался под библиотеку – то под какую?

Уровень 3: работа с чувствами и впечатлениями

Какое у экслибриса настроение?

Какие чувства он вызывает лично у вас?

Какое оставляет «послевкусие»? Нравится ли он вам?

При наличии информации о владельце или истории создания экслибриса, можно сравнить свои догадки с фактами, почувствовать себя детективом. Или сделать наоборот – сначала узнать факты, а затем попытаться увидеть эту информацию в экслибрисе.

Если такой возможности нет, произведение все равно сообщит нечто уникальное только для вас, может, заставит о чем-то задуматься или что-то почувствовать.

В любом случае, это – уже состоявшийся диалог с искусством, экслибрисом, его художником и владельцем, а не простое разглядывание.

В качестве примеров попробуем поиграть и прочитать несколько экслибрисов, а затем можно будет переходить к полноценной практической части. Не будем разбирать настроение и чувства от работ, поскольку они индивидуальны для каждого человека.

Рис. 8 Экслибрис
Рис. 8 Экслибрис

Уровень 1: увидеть элементы

Запись «Из книг», буквы «АС», цифра «2», основное изображение – девушка.

Уровень 2: детали, символы, смысл

2АС – похоже на ребус. Две буквы «А» и буква «С». Скорее всего, инициалы владельца.

Возможно, художник воплотил здесь новый плакатный шрифт?

Девушка изображена в спортивной летней форме, в движении. Возможно, танцует, упражняется, что-то выиграла. У нее развитая мускулатура.

Экслибрис, скорее всего, связан со спортом. Либо создавался для спортсмена, либо под коллекцию книг о физкультуре и спорте.

Инициалы расположены внизу и немного смещены влево. Возможно, владелец уже не является действующим спортсменом, а изучает или преподает. Он не ставит себя в центр или вверх.

Каковы факты здесь?

Экслибрис создавался для книг по физкультуре и спорту.

Владелец – профессор А.А. Сидоров. Советский искусствовед, библиофил и коллекционер. Руководил всесоюзным добровольным обществом любителей книги.

Художник: П.М. Кузанян

Источник: Е.М. Минаев, С.П. Фортинский. Экслибрис. Изд. «Книга», М., 1970, с. 97.

Рис. 9 Экслибрис для А.И. Маркушевича
Рис. 9 Экслибрис для А.И. Маркушевича

Уровень 1: увидеть элементы

Запись «Из книг» в правом верхнем углу, горящая свеча, открытая книга с математическими формулами, книга сбоку и еще стопка книг на заднем плане.

Уровень 2: детали, символы, смысл

Книга с формулами – в центре. Скорее всего, основное увлечение (или работа) владельца – это математика.

На экслибрисе изображено много книг. Возможно, владелец собирал свою библиотеку, или также заведовал библиотекой.

Изображена также горящая свеча. Может означать свет знания, просвещение. Владелец мог заниматься преподавательской и просветительской деятельностью. Возможно, был публичным человеком, не сидел в кабинете за сухими расчетами. Работал с людьми.

Подсвечник похож на змею. Возможно, «змеиная лемма» из алгебры?

Как было на самом деле?

Экслибрис сделан для А.И. Маркушевича, математика, педагога, вице-президента Академии педагогических наук СССР, крупнейшего советского библиофила.

Художник: Л.А. Литошенко.

Источник: Е.М. Минаев, С.П. Фортинский. Экслибрис. Изд. «Книга», М., 1970, с. 140.

Практика

Раздел 1 – для детективов

Теперь ваш черед стать исследователем! Перед вами несколько экслибрисов, взятых из фонда «Редкая книга» Гродековского музея. Необходимо расшифровать их, используя рекомендации выше, и определить, чем занимались люди, которым они принадлежали. Вариантов ответа больше, чем экслибрисов – некоторые лишние.

Помимо увлечений владельцев, можно спросить себя – какое настроение передает экслибрис? Какое чувство вызывает? Какой характер у владельца? Удачно ли, на ваш взгляд, передан замысел художника? Нравится ли вам экслибрис?

№ 1 Экслибрис. Худ. Малаков Г.В.
№ 1 Экслибрис. Худ. Малаков Г.В.
№ 2 Экслибрис. Худ. Малаков Г.В.
№ 2 Экслибрис. Худ. Малаков Г.В.

№ 3 Экслибрис. Худ. Моотсе Г.И
№ 3 Экслибрис. Худ. Моотсе Г.И
  № 4 Экслибрис. Худ. Голяховский Е.Н.
№ 4 Экслибрис. Худ. Голяховский Е.Н.
№ 5 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А.
№ 5 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А.
№ 6 Экслибрис. Худ. Будыко Н.С
№ 6 Экслибрис. Худ. Будыко Н.С
№ 7 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А.
№ 7 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А.
  № 8 Экслибрис. Худ. Н.А. Попхадзе
№ 8 Экслибрис. Худ. Н.А. Попхадзе
№ 9 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А
№ 9 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А
  № 10 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А.
№ 10 Экслибрис. Худ. Фаворский В.А.
№ 11 Экслибрис. Худ. Голяховский Е.Н.
№ 11 Экслибрис. Худ. Голяховский Е.Н.

А, Б. два историка В, Г. два археолога Д. профессор-невролог Е. врач

Ж. этот человек изучал идею «книга или женщина», собирал книги по данной теме

З. судья И. журналист К. инженер Л. психотерапевт М. артист

Н. гид-путешественник О. супружеская пара (сможете предположить имена?)

П. мастер каллиграфии

Ответы:

1 – М, для народного артиста СССР Б.М. Тенина

2 – В, Г

3 – Е

4 – И

5 – К (замысел: «человек, стремящийся проникнуть в сущность Вселенной»)

6 – А, Б

7 – В, Г

8 – Д

9 – Ж. Экслибрис польского библиофила Э. Хвалевика. Мужчина смотрит в книгу, показывает отвергающий жест рукой в сторону женщины. Амур ломает лук в знак поражения – «любовь к книге сильнее»

10 – А, Б

11 – О, Олег и Ольга Чернет

Есть и более сложные, многослойные экслибрисы. Их расшифровка требует внимательности и нестандартного мышления.

№ 12 Экслибрис. Худ. Дайнис Рожкалнс
№ 12 Экслибрис. Худ. Дайнис Рожкалнс
  № 13 Экслибрис. Худ. Эско Лепп
№ 13 Экслибрис. Худ. Эско Лепп

Внимательно рассмотрите экслибрис № 12 и попробуйте как можно точнее определить род занятий владельца данного экслибриса.

Ответ: певица (оперная). Хотя понятно, что владелец работает в творческой сфере, главный ключ – птица, которая поёт.

На экслибрисе № 13 зашифровано сразу четыре увлечения владельца.

Подсказка: одно из них – мастер-печатник, типографское дело (стопка листов в верхней части).

Ответ: фотограф, рыболов, художник по гравюре.

Некоторые экслибрисы шифруют качества владельца менее очевидным образом. Попробуйте предположить, какое качество владелицы хотел передать художник:

№ 14 Экслибрис. Худ. Наговицын А.Т.
№ 14 Экслибрис. Худ. Наговицын А.Т.

А. Богатое хозяйство Б. Надежность В. Гостеприимство Д. Большой вес

Ответ: В

Раздел 2 – свободные рассуждения

Вопросы без правильного ответа. Экслибрисы можно использовать, чтобы учиться строить догадки, находить скрытые детали, читать символы и настроение. Ниже представлены два экслибриса, выполненные одним и тем же художником для двух разных женщин.

Как бы вы описали этих женщин, имея в распоряжении только их экслибрисы? Какой у них характер? Интересы? Образ жизни? Какое настроение они передают?

№ 15 Экслибрис. Худ. Губарев А.И.
№ 15 Экслибрис. Худ. Губарев А.И.
  № 16 Экслибрис. Худ. Губарев А.И.
№ 16 Экслибрис. Худ. Губарев А.И.

Заключение

Экслибрис — это не просто знак собственности. Это инструмент, который придаёт книге особый статус, формирует уважительное и бережное отношение к ней и служит ей защитой.

Пройдя эволюцию от простой владельческой надписи до сложной графической миниатюры, экслибрис в XX в. превратился в самостоятельное и полноценное направление изобразительного искусства.

С появлением сообществ коллекционеров он начал жить своей собственной жизнью: его стали создавать специально для выставок и альбомов, и в этом качестве он перестал быть сугубо «книжным», став самостоятельным объектом искусства.

Иногда он содержит в себе точные факты о владельце, библиотеке или исторических событиях, иногда – просто приглашает погрузиться в себя и поразмышлять. Он учит находить истории там, где их не видно с первого взгляда. Это не просто изображение – а молчаливый собеседник, терпеливо ждущий своего часа.

Каждый такой знак — это приглашение к диалогу. Продолжить этот диалог вживую вы можете на нашей выставке экслибрисов до конца ноября.

Источники

1. Е. М. Минаев, С.П. Фортинский. Экслибрис. Изд. «Книга», М., 1970, 239 с.

2. А. Е. Вольгушев. Экслибрис: история, теория, практика : учебное пособие / научный редактор В.А. Шишкина; Министерство науки и высшего образования Российской федерации, ТОГУ, Хабаровск: изд. ТОГУ, 2024, 85 с.

3. Записи XVI-XVII веков на рукописях собрания Е.Е. Егорова. / С.И. Сметанина // Археографический ежегодник за 1963 год. М., Изд-во Акад. наук СССР, 1964, с. 396.