Кроме того, что 1968-й год был високосным, он ещё и чрезмерно изобиловал мрачными событиями: трагедия вьетнамской деревни Сонгми, гибель Юрия Гагарина, убийства Мартина Лютера Кинга и Роберта Кеннеди, студенческие волнения во Франции, конец Пражской весны под гусеницами советских танков, захват власти в Панаме нац-гвардией и т.д. и т.п.
Первый просвет в этом мрачном списке наступил в октябре 1968 года, когда две космические державы испытали свои новые космические корабли.
И уже под финал года состоялся действительно знаковый для мировой космонавтики пилотируемый полет космического корабля "Аполлон-8", впервые за пределы околоземной орбиты.
Вскоре после полета на корабле "Аполлон-8" командир его экипажа Френк Борман получил телеграмму от незнакомого отправителя, которая гласила: "Спасибо, Аполлон-8. Вы спасли 1968 год" По воспоминаниям Бормана, эти слова доставили ему больше радости, чем разглядывание Луны вблизи.
На календаре у нас тоже декабрь, и самое время рассказать о полете корабля "Аполлон-8" во время которого люди впервые покинули околоземную орбиту и осуществили пилотируемый полет к Луне и обратно. Но сначала немного о плане испытательных полетов по программе "Аполлон", известном ещё, как "План Мейнарда".
План испытательных полетов по программе "Аполлон".
Ещё в 1966 году руководителем Отделения пилотируемых полетов НАСА Оуэном Мейнардом был составлен следующий план испытательных полетов:
Полеты миссии А - беспилотные испытания командно-служебного модуля корабля "Аполлон". Они начались с пуска АS-201 в 1966 году и закончились полетом "Аполлон-6" в апреле 1968 года.
Полеты миссии В - беспилотные испытания лунного модуля на околоземной орбите. Изначально планировалось два таких полета, однако впоследствии решили ограничиться одним, получившим обозначение "Аполлон-5". В миссии использовалась ракета-носитель, которая должна была вывести в космос печально знаменитый корабль "Аполлон-1" (миссия AS-204).
Полет миссии С - испытания командно-служебного модуля корабля на околоземной орбите. Первоначально это должен был быть полет корабля "Аполлон-1", однако в итоге этот полет совершил корабль "Аполлон-7".
Полет миссии D - испытание лунного модуля на околоземной орбите. Первоначально (в 1966 году) планировалось осуществить миссию D по двухпусковой схеме на ракете-носителе "Сатурн-1Б" с последующей стыковкой модулей на околоземной орбите. Однако после первых успешных запусков ракеты "Сатурн-5" миссию решили перенести на новый носитель.
Полет миссии Е - выведение связки основной блок корабля (командный и служебный модули) + лунный модуль на вытянутую орбиту с апогеем порядка 6400 км (тем самым имитировался старт всего комплекса с околоземной орбиты к Луне и возвращение обратно, со скоростью, близкой ко второй космической.
Полет миссии F - генеральная репетиция лунной экспедиции. Планировалось выведение связки основной блок корабля + лунный модуль на окололунную орбиту, раздельный полет основного блока и лунного модуля, построение предпосадочной орбиты - словом, все, кроме спуска и посадки.
Полет миссии G - первая лунная экспедиция.
Однако в 1968 году стало ясно, что полет миссии D не может быть совершен в 1968 году по причине неготовности лунного модуля. Этот полет перенесли на начало 1969 года (этот полет состоялся в марте 1969 года под наименованием "Аполлон-9"), что автоматически сдвигало вправо весь составленный график полетов. Поэтому в августе 1968 года менеджер отдела корабля "Аполлон" Джордж Лоу предложил отказаться от полета миссии Е и отправить основной блок корабля без лунного модуля к Луне с выходом на окололунную орбиту.
19 августа 1968 года было объявлено, что экипажи Бормана (миссия Е) и МакДивитта (миссия D) меняются местами. Первый полетит на "Аполлоне-8", а второй - на "Аполлоне-9".
Учитывая историческую значимость первого пилотируемого полета к Луне, этот полет предлагали и экипажу МакДивитта, но они отказались, аргументируя это тем, что они готовились именно к миссии D, проявив этим отказом не только настоящую скромность, но и высочайший профессионализм.
А вот полет миссии F ("Аполлон-10") прошел точно по плану Мейнарда, явившись генеральной репетицией перед высадкой на Луну.
Однако вернемся в 1968 год. Правильность принятых решений о замене миссий косвенно подтвердили и запуски советских кораблей "Зонд-5" и "Зонд-6", состоявшиеся в сентябре и декабре 1968 года. Тогда Луну впервые облетели живые существа - две среднеазиатские черепахи, мухи дрозофилы и мучные черви.
Американцы понимали, что Советский Союз также очень близок к пилотируемому облету Луны и больше не хотели опять остаться вторыми в космической гонке. Напряжение этих дней хорошо иллюстрирует обложка журнала "TIME" за декабрь 1968 года.
Миссия "Аполлон-8": корабль и экипаж.
Корабль "Аполлон-8" включал в себя только основной блок корабля (командный и служебный модули) - образец 103. Вес корабля составлял 28,9 т (командный модуль - 5,6 т, служебный модуль - 23,3 т). Для запуска использовалась ракета-носитель "Сатурн-5" AS-503. Это был третий полет ракеты-носителя и первый случай использования ракеты "Сатурн-5" для запуска пилотируемого корабля.
Экипажи (тогда ещё для первоначальной миссии Е) были сформированы руководителем бюро астронавтов Дональдом Слейтоном в марте 1967 года.
В основной экипаж тогда входили:
Френк Борман - командир корабля;
Майкл Коллинз - пилот командного модуля;
Уильям Андерс - пилот лунного модуля (точнее некоторые его функции).
Дублирующий экипаж:
Нил Армстронг - командир корабля;
Джеймс Ловелл - пилот командного модуля;
Эдвин Олдрин - пилот лунного модуля.
В этих составах астронавты тренировались до лета 1968 года, когда неожиданно Майклу Коллинзу потребовалась операция: у него между двумя позвонками выросла "костная шпора", и 21 июля он лег в госпиталь на операцию. На реабилитацию ему требовалось от 3 до 6 месяцев. Поэтому 8 августа Джеймс Ловелл был переведен на его место. В дублирующем экипаже Эдвин Олдрин стал пилотом командного модуля, а пилотом лунного модуля вместо него – Фред Хейз.
За исключением Андерса и Хейза, у остальных астронавтов уже имелся опыт космических полетов: Борман и Ловелл летали вместе в 1965 году на "Джемини-7", Ловелл летал вместе с Олдрином в 1966 году на "Джемини-12", а Армстронг совершил в 1966 году первую в мире стыковку на "Джемини-8".
Задачи полета.
Основными задачами полета корабля "Аполлон-8" являлись:
1. Испытания модифицированной ракеты-носителя "Сатурн-5". Модификация предусматривала комплекс мер для предотвращения продольных колебаний повышенной амплитуды (которые возникли в полете "Аполлон-6"), отказ от гибких соединений на трубопроводах компонентов топлива на второй и третьей ступенях, использование на третьей ступени ЖРД повышенной мощности, применение нагрева гелия, используемого в системе наддува бака окислителя третьей ступени перед повторным включением двигателя.
2. Проверка способности третьей ступени ракеты-носителя обеспечить перевод корабля "Аполлон" с геоцентрической орбиты на траекторию полета к Луне.
3. Испытания узлов и агрегатов основного блока корабля "Аполлон" в условиях полета к Луне. Некоторые из этих испытаний были проведены во время 11-суточного полета корабля "Аполлон-7", однако условия полета по геоцентрической орбите все же отличны от условий полета к Луне.
4. Проверка действий экипажа, оценка правильности операций, а также накопление информации, которая позволила бы повысить эффективность наземных тренировок.
5. Разработка методов более точного определения параметров селеноцентрической орбиты при использовании бортовых навигационных средств в сочетании с наземными средствами траекторных измерений.
6. Телевизионные передачи с борта (всего 6 сеансов).
7. Съемка с помощью двух фотокамер Hasselblad с телеобъективом и двух кинокамер Maurer. Астронавты должны были снимать: лунную поверхность вертикально при большом угле возвышении Солнца над горизонтом для изучения отражающих свойств поверхности; терминатор под некоторым углом для изучения возможности визуального определения рельефа; потенциальные участки, выбранные для посадки кораблей "Аполлон"; участки посадки аппаратов "Сурвейор"; элементы рельефа, представляющие научный интерес; солнечную корону; Землю с большого расстояния. Кроме того астронавты должны были снимать окна кабины с целью проверки их загрязнения, а также друг друга во время различных операций, что имело значение для будущих полетов. Предусматривалось, что фотографии астронавтов "Аполлона-8" будут иметь в три раза лучшее разрешение для видимой и в 20 раз лучшее разрешение для невидимой стороны Луны по сравнению с фотографиями, полученными по телевизионным каналам от аппаратов "Лунар Орбитер".
Старт, полет по геоцентрической орбите, второй старт и полет по трассе "Земля-Луна".
9 октября 1968 года ракета-носитель "Сатурн-5" с кораблем "Аполлон-8" покинула здание вертикальной сборки и начала перемещение на стартовую площадку комплекса №39.
В течение ещё двух месяцев ракета и корабль тестировались на стартовой площадке. Затем, 2 декабря 1968 года началась заправка керосином первой ступени ракеты-носителя. 15 декабря начался обратный отсчет времени старта, а за 48 часов до запуска началась заправка ракеты водородом и кислородом.
После завершения всех процедур заправки в Т-3 час 30 мин (Т - расчетное время старта) экипаж, облаченный в скафандры, отправился на стартовую позицию занимать свои места в корабле.
Корабль "Аполлон-8" был запущен в расчетное время (Т+0), в 12 час 51 мин 21 декабря 1968 года ракетой-носителем "Сатурн-5" (AS-503) со стартовой площадки А комплекса №39 на мысе Кеннеди. Корабль вышел на орбиту с высотой перигея 189,4 км и высотой апогея 190,1 км. Орбитальная скорость составила 7 793 м/сек.
В период полета по геоцентрической орбите астронавты и наземные службы провели проверку бортовых систем и убедились в их исправности. Последняя ступень ракеты-носителя с полезной нагрузкой (общая масса на орбите 127 900 кг) ориентировалась параллельно земному горизонту. В Т+2 час 28 мин астронавтам было дано разрешение на переход на траекторию полета к Луне. Точно в расчетное время в Т+2 час 50 мин 31 сек был повторно включен двигатель последней ступени ракеты-носителя, который проработав 317 сек, сообщил ступени с полезной нагрузкой приращение скорости около 3 200 м/сек и перевел её на траекторию полета к Луне. Начальная скорость на этой траектории составила 10 993 м/сек и отличалась от расчетной на 2,1 м/сек. Факел двигателя визуально наблюдали на Гавайских островах и во Флориде.
После выхода на траекторию полета к Луне Борман развернул ступень с кораблем так, чтобы корабль был обращен передней частью к Солнцу, что обеспечивало необходимое освещение при предстоящем фотографировании. В Т+3 час 21 мин корабль отделился от ступени, развернулся на 180 град. и в течение некоторого времени совершал с ней групповой полет. Астронавты фотографировали отделение панелей переходника и установленный на ступени макет лунного модуля.
Завершив групповой полет, астронавты включили вспомогательные двигатели корабля, которые сообщили ему приращение скорости 0,5 м/сек и обеспечили удаление от ступени. Затем были произведены слив остатка кислорода через основной двигатель ступени и включение её вспомогательных двигателей. В результате было обеспечено расчетное приращение скорости (27 м/сек), однако вследствие недостаточно точного контроля ориентации ступень, вместо удаления от корабля, наоборот сблизилась с ним и следовала за кораблем на расстоянии 150 - 300 метров.
Это сочли опасным, и было принято решение произвести в Т+ 4 час 45 мин не предусмотренное программой включение вспомогательных двигателей корабля, которые обеспечили увод корабля от ступени на безопасное расстояние (ступень, с установленным на ней макетом лунного модуля в конечном счете вышла на гелиоцентрическую орбиту с перигелием 137 млн. км и афелием 148 млн. км и с периодом обращения 340 суток). Импульс вспомогательных двигателей был намеренно сделан несколько больше, чем требовалось, чтобы впоследствии иметь возможность провести коррекцию с помощью маршевого, а не вспомогательных двигателей.
На трассе полета "Земля - Луна" корабль "Аполлон-8" большую часть времени был ориентирован таким образом, чтобы его продольная ось составляла угол 90+- 20 град. с направлением на Солнце. При этом корабль проворачивался относительно продольной оси со скоростью 1 оборот/час для поддержания заданного температурного режима. Хьюстонские остряки назвали этот режим "барбекю", слово прижилось и используется до сих пор. Несмотря на такое проворачивание, наблюдались серьезные колебания хладагента на входе в испаритель, однако это не повлияло на работу систем корабля.
В Т+5 час 40 мин, когда корабль находился на расстоянии примерно 55 тыс. км от Земли, была установлена в рабочее положение остронаправленная антенна, которая обеспечила очень высокое качество связи (несмотря на запаздывание сигнала).
В Т+10 час 55мин, когда корабль находился на расстоянии примерно 96 000 км от Земли, была проведена первая коррекция траектории с помощью маршевого двигателя, который обеспечил приращение скорости 7,3 м/сек. При этом коррекция была отложена на два часа относительно расчетного значения, чтобы можно было включить двигатель на более продолжительное время. Это позволяло испытать маршевый двигатель перед его включением для перехода на селеноцентрическую орбиту, а также с целью экономии топлива для вспомогательных двигателей.
Ещё в первый день полета (в Т+19 час) все три астронавта почувствовали тошноту – оказалось, что в просторной кабине "Аполлона" легче получить "космическую болезнь", чем в тесном "Джемини". Фрэнк Борман не мог заснуть, пока не принял снотворное "Секонал", за что наутро расплатился головной болью, рвотой и поносом (согласно предварительному диагнозу у него был быстротечный грипп). Остальные астронавты на следующий день чувствовали себя уже намного лучше. Сам Борман после принятия таблеток и двухчасового сна почувствовал себя лучше и в течение дальнейшего полета на недомогание не жаловался.
В Т+31 час 14 мин, когда корабль находился на расстоянии 255 тыс. км от Земли, начался первый телевизионный сеанс с борта корабля. Качество изображения при съемке кабины и астронавтов было удовлетворительным, а вот при съемке Земли с телеобъективом - не очень.
Второй телевизионный сеанс был проведен в Т+55 час. Путем подбора фильтров качество съемок телеобъективом удалось улучшить и была показана Земля с расстояния примерно 330 000 км.
В Т+55 час 38 мин корабль вышел из поля тяготения Земли и вошел в поле тяготения Луны. В этот момент его скорость была наименьшей (994 м/сек). Своей цели астронавты не видели – Луна терялась в солнечном сиянии. Они увидели её только тогда, когда корабль был в тени над обратной стороной Луны.
В Т+61 час была проведена вторая и последняя коррекция траектории на трассе "Земля-Луна" (предусматривалось до четырех коррекций, но от двух из них отказались). Вспомогательные двигатели проработали примерно 12 сек и уменьшили скорость корабля на 0,6 м/сек.
Переход на селеноцентрическую орбиту, обращение по ней и переход на траекторию полета к Земле.
Разрешение на переход на селеноцентрическую орбиту астронавты получили в Т+68 час 04 мин. Примерно через час корабль зашел за Луну, и в Т+69 час 08 мин в период радиомолчания, когда корабль находился на расстоянии 126 км от Луны, был включен маршевый двигатель, который проработал 346,5 сек и снизил скорость корабля относительно Луны на 913 м/сек. Новая скорость корабля составляла примерно 1600 м/сек, он вышел на эллиптическую селеноцентрическую орбиту с высотой периселения 113 км и высотой апоселения 312 км. Наклонение (12 град.) к плоскости лунного экватора соответствовало расчетному: импульс двигателя изменил на 2 град. плоскость полета, чтобы создать более благоприятные условия наблюдения потенциальных мест посадки. Период обращения составил 2 час 10 мин.
В Т+71 час 34 мин был проведен третий телевизионный сеанс (с эллиптической орбиты). Астронавты показали телезрителям Луну.
В Т+ 73 час 35 мин, совершив два витка по эллиптической селеноцентрической орбите, астронавты в периселении включили на 9 сек маршевый двигатель, который уменьшил скорость корабля и перевел его на почти круговую орбиту. Согласно вычислениям, проведенным астронавтами с помощью бортового компьютера, высота периселения этой орбиты составила 112,3 км, а высота апоселения - 112,5 км (наземные средства наблюдения дали результаты соответственно 112, 1 км и 112,7 км). Наклонение орбиты осталось прежним. Период обращения составил примерно 2 час.
Во время полета по круговой орбите астронавты продолжали съемку Луны, Земли и навигационные эксперименты. На шестом витке Борман приказал прекратить все эксперименты в связи с переутомлением экипажа.
В расчетное время (Т+85 час 40 мин) был проведен четвертый телевизионный сеанс (с круговой орбиты). Астронавты опять показывали Луну. Она казалась совершенно бесцветной и серой. И кратеры, кратеры, кратеры... Это был вечер 24 декабря, Рождественский сочельник, и зрители услышали, как там, на лунной орбите, астронавты читают книгу Бытия: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог...". В связи с большим интересом, проявлявшимся к этому сеансу, он был продлен до 25 мин (вместо 20 мин).
В Т+ 89 час 19 мин 16 сек на 10 витке вокруг Луны был включен маршевый двигатель для обеспечения перехода с селеноцентрической орбиты на траекторию полета к Земле. Вместо расчетных 198 сек двигатель проработал 203 сек, однако приращение скорости было всего на 0,15 м/сек больше расчетного. Скорость корабля в момент выхода на траекторию полета к Земле составила примерно 2 700 м/сек. Включение двигателя (как и все предыдущие включения у Луны) было произведено в период захода корабля за Луну, когда связи с ним не было.
Возобновление связи произошло на 6 мин позже расчетного времени (причина осталась не выясненной), что создало большое напряжение в Центре управления полетом. И все почувствовали облегчение, когда из динамиков раздался голос Ловелла: "Да будет вам известно, это Санта-Клаус". Это было всего через полчаса, как Рождество пришло в Хьюстон.
Полет по трассе "Луна-Земля", вход в атмосферу и посадка на Землю.
На трассе "Луна-Земля" астронавты много времени отдыхали: сказывалось накопившееся нервное напряжение и переутомление. Дошло до того, что Андерс заснул на 45 мин во время дежурства. На траектории полета к Земле была проведена всего одна коррекция (в Т+104 час), когда корабль находился на расстоянии 310 000 км от Земли. При этом вспомогательные двигатели были включены на 14 сек и сообщили кораблю приращение скорости 1,5 м/сек. От остальных двух коррекций, возможность которых предусматривалась программой, отказались, поскольку после первой коррекции корабль двигался практически по расчетной траектории.
В Т+104 час 24 мин был проведен пятый телевизионный сеанс. Астронавты показывали Землю, а также оборудование кабины командного модуля, сопровождая показ комментариями.
Последний в этом полете телевизионный сеанс был проведен в Т+ 127 час 59 мин. Астронавты показали Землю с расстояния примерно 180 000 км. Хорошо было видно Западное полушарие, освещенное Солнцем, хотя Земля была частично закрыта облаками. Общая продолжительность телевизионных сеансов составила приблизительно два часа.
По просьбе руководителей полета, астронавты выполнили некоторые задания, не предусмотренные программой, в частности, сфотографировали Землю.
Перед входом в атмосферу Борман развернул корабль на 32 град. по тангажу и на 45 град. по рысканью. В Т+146 час 31 мин были подорваны пироболты, связывающие командный и служебный модули, и последний с помощью вспомогательных двигателей был уведен от командного модуля.
Командный модуль прошел над Сибирью и Китаем и при входе в атмосферу двигался под углом 118 град. к экватору. Угол входа составлял 6,43 град,, скорость входа 11 040 м/сек, температура внешней поверхности теплозащитного экрана на днище командного модуля достигала 2650 град. Цельсия, но в кабине температура не поднималась выше 21 град. Цельсия.
Пропадание сигнала продолжалось 6 мин. Командный модуль, после достижения высоты 55 км, поднялся на 9 км, как и предусматривалось расчетной программой. Тормозные парашюты раскрылись в Т+146 час 54 мин.
Приводнение произошло в 5 400 м от расчетной точки, в которой находился авианосец "Йорктаун" ещё до восхода Солнца. Полет продолжался 147 час 00 мин 11 сек (на 11 сек дольше расчетного времени).
При падении на воду командный модуль перевернулся днищем вверх, но с помощью надувных баллонов-поплавков был быстро установлен в положение днищем вниз. Вертолет достиг модуля почти немедленно после приводнения и завис над ним, освещая его прожектором. Спасательные операции начались только с рассветом через 35 мин после приводнения.
Астронавты открыли люк через 1 час 13 мин после приводнения, ещё через три минуты вышли из отсека, их подняли на борт вертолета и через 1 час 30 мин после приводнения доставили на борт вертолета (Борман при этом умудрился побриться в вертолете).
После торжественной встречи астронавтов направили в корабельный лазарет, где взяли анализ крови и провели рентгеноскопию.
Некоторые итоги полета.
Руководители программы "Аполлон" посчитали полет корабля "Аполлон-8" исключительно успешным. Согласно их заявлению, были выполнены все поставленные задачи. Основными достижениями полета считаются:
1. Проведение детальной разведки лунной поверхности, что было чрезвычайно важно для планирования высадки астронавтов на Луну в рамках программы "Аполлон". Астронавты корабля "Аполлон-8" сочли наиболее благоприятным для высадки участок в Море Спокойствия, который и был выбран в дальнейшем в качестве основного.
2. Демонстрация способности человека производить исследования лунного рельефа (даже при большом угле возвышения Солнца над горизонтом) с полнотой и детальностью, недоступной для автоматических аппаратов. Астронавты отметили однообразный серый цвет лунной поверхности, сравнив его с цветом грязного песка или штукатурного гипса. Кратеры, как правило, были круглы и (по мнению астронавтов) имели метеоритное происхождение. В отношении невидимой стороны Луны астронавты заявили, что рельеф там весьма пересеченный и высадка там астронавтов невозможна.
3. Некоторое уточнение гравитационных аномалий (концентраций массы), вызывающих возмущение орбит спутников Луны.
4. Демонстрация способности основного блока корабля "Аполлон" совершать сложные космические полеты с большим удалением от Земли практически без отказов и неисправностей, а также демонстрация безопасности для астронавтов полетов с большим удалением от Земли. Доза радиации, полученная астронавтами корабля "Аполлон-8" в результате 6-суточного полета к Луне, была даже меньше, чем у астронавтов корабля "Аполлон-7", совершивших 11-суточный полет по геоцентрической орбите.
5. Демонстрация способности астронавтов осуществлять точную навигацию с помощью бортовых средств.
6. Получение большого количества информации, которая будет способствовать дальнейшему развитию космической техники в США.
7. Резкое увеличение популярности американской космической программы в США и за границей, демонстрация технических успехов страны. Особенно этому способствовали сеансы непосредственной телевизионной передачи с борта.
При полете корабля "Аполлон-8" был выявлен также ряд проблем, однако ни одна из них, по заявлению руководителей программы, не являлась критической для программы в целом.
1. Главной проблемой посчитали загрязнение окон кабины корабля, что затрудняло визуальные наблюдения и фотографирование. В самом начале полета появился белый налет на трех их пяти окон кабины. В Т+7 час астронавты сообщили, что окно в крышке люка стало совсем непрозрачным. При этом было замечено, что после прогрева окон солнечными лучами белый налет временно исчезает. Специалисты посчитали, что под действием вакуума. солнечного излучения, аэродинамического нагрева или любого сочетания этих факторов происходила дегазация уплотнений между стеклами. Именно этим объяснили отсутствие этого налета на оставшихся двух окнах (они имели другую конструкцию). Все это было учтено в последующих полетах по программе "Аполлон".
2. Из прочих проблем технического характера отмечались трудности при наблюдениях с помощью телескопа (мешал отраженный солнечный свет), неудовлетворительное качество изображения Земли в первом телевизионном сеансе, временный перегрев на Солнце на трассе "Луна-Земля" одного из вспомогательных двигателей (на 7 град. выше расчетной температуры), заедание одного из клапанов в контуре хладагента, сбой бортового компьютера и случайное включение системы наддува спасательного жилета Бормана. Один из вентиляторов в кабине производил такой шум, что его пришлось выключить.
3. Астронавты жаловались на неприятный привкус воды в результате хлорирования.
4. Ряд операций требовал значительно больше времени, чем предусматривалось графиком.
5. Астронавты плохо спали, особенно в начале полета. С Т+34 час, по предложению Бормана был изменен график отдыха: вместо одного семичасового периода каждые сутки астронавты отдыхали в течение нескольких, более коротких промежутков. Когда был необходим сон перед проведением ответственных операций, астронавты принимали снотворное "Секонал".
Заключение.
В заключение уже традиционный рассказ о дальнейшей судьбе астронавтов экипажа корабля "Аполлон-8".
Френк Борман больше в космос не летал. В 1969 году, непосредственно перед полетом "Аполлона-11" на Луну, он посещал Советский Союз в составе американской делегации. Во время этого визита он высказался за сотрудничество между США и СССР в деле исследования космоса. Он преподнёс в подарок музею Звёздного городка свои часы, бывшие с ним в полёте к Луне.
В июле 1970 года Борман ушел из НАСА. Занимал руководящие посты в авиакомпании и крупных корпорациях. Скончался от инсульта 7 ноября 2023 года в возрасте 95 лет.
Джеймс Ловелл совершил ещё один (четвертый) полет в космос в качестве командира корабля "Аполлон-13". Он оказался единственным из астронавтов, кто два раза летал к Луне, но не разу не высадился на её поверхность, однако это не помешало включить его в Зал славы астронавтов. В 1971 году он был назначен заместителем отдела науки и прикладных исследований в Центре
пилотируемых космических кораблей в Хьюстоне. В 1994 году, вместе с
журналистом Джеффри Клугером, Ловелл выпустил книгу "Потерянная Луна:
опасное путешествие Аполлона-13". Умер 7 августа 2025 года в возрасте 97 лет.
Уильям Андерс, как и Борман, больше в космос не летал. Он входил в состав дублирующего экипажа экспедиции "Аполлон-11" в качестве пилота командного модуля. В сентябре 1969 года ушел из НАСА. Находился на государственной службе, был послом США в Норвегии, занимал руководящие должности в крупных корпорациях. Являлся президентом Музея авиационной славы, при этом продолжал активно летать на небольших винтовых самолётах. 7 июня 2024 года одномоторный самолёт, который 90-летний Андерс пилотировал в одиночку, упал в воду у островов Сан-Хуан в штате Вашингтон. В тот же день его сын Грег Андерс подтвердил гибель своего отца.
На этом все. Если у вас есть вопросы, замечания и пожелания пишите
в комментариях, которые открыты для всех желающих. Несогласие с
доводами автора не запрещается при соблюдении элементарных правил
вежливости.