На рубеже 1970-х и 1980-х десятилетий музыкальная индустрия звукозаписи переосмысливала влияние исполнителей 1950-х годов на новое поколение музыкальных коллективов и групп. Спустя тридцать лет мода на «десятилетие элегантности» стала всё активнее проявляться в культуре. Были затронуты все аспекты. В киноиндустрии наибольшим проявлением считался фильм «Назад в будущее» («Back to the Future», дата премьеры 3 июля 1985 года) режиссёра Роберта Земекиса (Robert Zemeckis), где главный герой, подросток «поколения MTV» Марти МакФлай (Marty McFly), отправляется на машине времени в 1955 год.
В литературе влияние «пятидесятых» годов проявилось в таких направлениях, как постмодернизм, а также в творчестве писателей Дона ДеЛилло (Don DeLillo) и Томаса Пинчона (Thomas Pynchon), которые использовали стилистические и тематические элементы 1950-х годов в своих произведениях.
В рок-музыке начала 1980-х годов всё больше и больше появлялись «нотки ностальгии» по формам, идеям и наследию классического рок-энд-ролла и рокабилли. Благодаря таким музыкальным коллективам, как Stray Cats, ставшим лидером рокабилли «новой волны», Restless, а также певцам Шейкину Стивенсу (Shakin' Stevens) и Крису Айзеку (Chris Isaak), спрос на музыку и стиль прошлого снова был востребован и актуален. Даже в СССР возник подобный ажиотаж благодаря растущей популярности группы «Браво» и эксцентричной солистке Жанне Агузаровой.
Уникальный сплав и смешение стилей разных поколений порождал новые поджанры в музыке, как, например, сайкобилли-рок («psychobilly»), сочетающий мелодику рокабилли 1950-х годов и агрессивную экспрессию панк-рока второй половины 1970-х годов.
Авторитетные и статусные рок-коллективы, которые уже много лет находились на вершине музыкальной индустрии и международных хит-парадов, вынуждены были эволюционировать, а иногда деградировать до более простых форм музыки, в целях обеспечить конкурентность и востребованность на «волне» новых стилей и жанров. Именно такое направление для себя выбрали музыканты британской рок-группы Electric Light Orchestra из города Бирмингема, английского графства Уэст-Мидлендс.
Благодаря активному внедрению в музыкальную индустрию синтезаторов и электронных музыкальных инструментов, работа в студийных условиях изменилась. Сложные музыкальные формы упрощались и эволюционировали. Формат групп с большим количеством музыкантов стал нерентабельным и смотрелся на сцене и в музыкальных клипах архаично.
Для нахождения в мейнстриме и фарватере звуковой индустрии начала 1980-х годов требовались радикальные изменения. После выпуска весьма популярного и успешного альбома «Discovery» (дата выпуска 1 июня 1979 года, номер по каталогу Jet Records – JET LX 500), лидер Electric Light Orchestra Джефф Линн (Jeff Lynne) всё больше прислушивался к советам клавишника группы Ричарда Тэнди (Richard Tandy), предлагавшего изменить структуру группы и сделать звучание коллектива более электронным, простым, лёгким и современным.
Септет Electric Light Orchestra доживал последние дни. В сентябре 1979 года Джефф Линн сократил состав группы до квартета, выведя струнную секцию коллектива за официальный штат, определив их статус в качестве привлечённых концертных и сессионных музыкантов. Несколько месяцев спустя, в январе 1980 года, объяснив наличие струнной секции излишней и не соответствующей его требованиям и видению будущего развития коллектива, скрипач Мик Камински (Mik Kaminski), виолончелисты Хью МакДауэлл (Hugh McDowell) и Мелвин Гейл (Melvyn Gale) были окончательно уволены.
Уже при записи альбома «Xanadu» (From The Original Motion Picture Soundtrack) (дата выпуска 27 июня 1980 года, номер по каталогу JET Records – JET LX 526), звуковой дорожки к художественной киноленте «Ксанаду» («Xanadu», дата премьеры 8 августа 1980 года) режиссера Роберта Гринуолда (Robert Greenwald), квартет Electric Light Orchestra демонстрирует первые изменения звучания. Саунд стал менее гитарный, больше «космический» за счёт доминирования синтезатора. Интересно, что струнная секция, подготовленная аранжировщиком Луисом Кларком (Louis Clark), на песнях всё же присутствует, включая титульный трек «Xanadu», который был выпущен 13 июня 1980 года на отдельном сингле (номер по каталогу Jet Records – JET 185) и достиг первого места в хит-параде Великобритании.
Избранная новая формула группы: квартет из числа гитариста и вокалиста Джеффа Линна, клавишника Ричарда Тэнди, бас-гитариста Келли Гроуката (Kelly Groucutt), барабанщика Бива Бивэна (Bev Bevan), а также с привлечением британского аранжировщика и дирижёра Луиса Кларка в качестве создателя и координатора оркестровых наложений, оправдала себя. Несмотря на критику и провал самого киномюзикла «Ксанаду», альбом-саундтрек «Xanadu» с одной стороны, представляющей песни группы, а с другой – певицы Оливии Ньютон-Джон (Olivia Newton-John), отлично продавался, став одним из самых успешных музыкальных релизов 1980 года, который возглавлял хит-парады многих стран, а также быстро получил двойной «платиновый» статус в США и Канаде. Триумф был феноменальный, но конечный результат разочаровывает Джеффа Линна, который хотел бы самостоятельного успеха для Electric Light Orchestra.
Сокращая состав коллектива, Джефф Линн изменяет название группы, оставляя от «Electric Light Orchestra» лишь начальные буквы, маркируя наименование коллектива аббревиатурой «ELO».
ELO должно сконцентрировать усилия не на концертной деятельности, а на студийной работе. В начале 1981 года коллектив запирается в студиях «Musicland Studios» в Мюнхене, Западная Германия, основанной итальянским продюсером Джорджио Мородером (Giorgio Moroder) в 1972 году, и «Polar Studios» в Стокгольме, Швеция, которая основана музыкантами ABBA Бьорном Ульвеусом (Björn Ulvaeus) и Бенни Андерссоном (Benny Andersson), а также менеджером группы Стигом Андерсоном (Stig Anderson), владельцем звукозаписывающего лейбла «Polar Music», в 1978 году. Оба крупных центра были оборудованы самой современной техникой звукозаписи.
Музыканты ELO создают моментальный альбом «Time» (дата выпуска - 31 июля 1981 года, номер по каталогу Jet Records – JETLP 236), моментально возглавивший хит-парад Великобритании и получивший «платиновый» статус.
Пластинка «Time», которая переживёт любые «времена» и до сих пор пользуется успехом, прочно утвердила Джеффа Линна как одну из весьма влиятельных фигур в истории рок-музыки. В альбоме присутствуют все стили, характерные для ELO начала 1980-х годов: спейс-рок, симфо-рок, прогрессивный рок, арт-рок, пост-диско, новая волна и, конечно же, космическая опера.
Сингл «Hold On Tight» / «When Time Stood Still» (дата релиза - 17 июля 1981 года, номер по каталогу Jet Records – JET 7011), выпущенный с альбома «Time», поднялся до позиции № 4 в хит-параде Великобритании и № 10 в США.
15 сентября 1981 года рок-группа ELO, выступлением на многоцелевой арене «Центр Фрэнка Эрвина» («Frank Erwin Center»), расположенной в кампусе Техасского университета в городе Остине, штат Техас, США, открывает концертное международное турне «Time Tour».
Коллектив начал турне, первое с сентября 1978 года. ELO проведёт семьдесят одно выступление, но перед гораздо меньшими аудиториями, чем в 1970-е годы.
К квартету ELO из числа Джеффа Линна, Ричарда Тэнди, Келли Гроуката, Бива Бивэна также присоединились Луис Кларк на клавишных инструментах, вернувшийся в концертный состав скрипач Мик Камински, а также британский музыкант и гитарист Дэвид Морган (Dave Morgan).
Кроме того, на концертных шоу ELO тура «Time Tour» стал использоваться робот по кличке «Фред» («Fred»). Несмотря на частые сбои, он принимал активное участие в представлениях. После отсчёта таймера шоу робот выезжал на заменённую сцену и «говорил» пролог (композиция «Prologue» с альбома «Time»). Он также прощался со зрителями и дирижировал группой во время исполнения рок-энд-ролла «Roll Over Beethoven». Фред всё ещё находится в собственности Джеффа Линна и хранится в его домашней студии в Лос-Анджелесе, США.
Во время выступлений «Time Tour» у участников коллектива начинаются первые серьезные разногласия. Основным моментом становятся финансовые вопросы. Скрипач Мик Камински хотел вернуть свой статус официального участника коллектива, а бас-гитарист Келли Гроукат плохо ладил с «новым» гитаристом Дэвидом Морганом, кандидатуру которого поддерживал клавишник Ричард Тэнди.
Кроме того, в феврале 1982 года у барабанщика Бива Бивэна, который ранее не пропускал ни одного концертного выступления родного коллектива, диагностировали почечнокаменную болезнь. Он вынужден был прервать работу и чартерным рейсом вернулся в Великобританию для срочной операции и лечения. В итоге четырнадцать концертов тура «Time Tour» в период с 14 февраля по 4 марта 1982 года прошли без музыканта – основателя Electric Light Orchestra. Его заменил профессиональный ударник Пит Кинг (Pete King) из группы After The Fire, выступающей в первой части концерта в качестве коллектива поддержки.
После завершения тура 5 марта 1982 года выступлением ELO в спортивном «Олимпийском зале» («Olympiahalle») города Мюнхена, федеральная земля Бавария, Германия, музыканты берут летний отпуск и некоторую паузу в совместной деятельности.
Бас-гитарист Келли Гроукат, при участии коллег по Electric Light Orchestra барабанщика Бива Бивэна, клавишника Ричарда Тэнди, скрипача Мика Камински и аранжировщика Луиса Кларка, завершает запись своего дебютного сольного альбома «Kelly» (выпущен в марте 1982 года, номер по каталогу RCA – RCA LP 3063, RCA – PL 31610). Музыкант активно рекламирует свой альбом, который хорошо продается, а клип на заглавную композицию пластинки-гиганта и сингла под названием «Am I A Dreamer?» (дата выпуска апрель 1982 года, номер по каталогу RCA – RCA 182) получает постоянную ротацию на музыкальном канале «MTV».
Предлагается сделать небольшой перерыв и посмотреть на канале «ЭКИРА» редкий видеоклип композиции «Am I A Dreamer?», басиста Келли Гроуката, записанную при участии других музыкантов Electric Light Orchestra:
В мае 1982 года гитарист Дейв Морган, один из музыкантов новой формации ELO, женился. На свадебной церемонии в Бирмингеме, графство Уэст-Мидлендс, Англия, присутствовали его коллеги по группе.
Лето 1982 года музыканты и участники различных составов Electric Light Orchestra проводят по-отдельности. Джефф Линн вернулся в родной дом по адресу: Великобритания, Бирмингем, Шард-Энд-Кресент, 368 (368 Shard End Crescent). Находясь на отдыхе, он приступил к сочинению нового песенного материала, который должен был составить основу будущего студийного альбома ELO.
В конце августа 1982 года музыканты группы Electric Light Orchestra возвращались к активной деятельности. Джефф Линн подготовил достаточно материала (более двадцати композиций), которого должно было хватить на двойной альбом и несколько полноценных синглов. Лидер коллектива обращается к инженеру Биллу Боттреллу (Bill Bottrell). Он просит коллегу найти современную студию звукозаписи, оснащённую качественным оборудованием за последние несколько лет.
Выбор останавливается на студии «Wisseloord Studios», расположенной в городе и общине Хилверсюма, Нидерланды. Так как будущие записи ELO должны задавать новый тон и атмосферу звучания, то «Wisseloord Studios» подходила и соответствовала требованиями музыкантов коллектива максимально точно. Она была основана в январе 1978 года компанией «Philips», чтобы исполнители лейбла «PolyGram» могли записываться в профессиональной среде. Изначально в студии было три рабочих помещения, но со временем их количество расширили до пяти.
В начале 1980-х годов в студии «Wisseloord Studios» задействовались пользовательские консоли (микшерные пульты) «PolyGram», цифровая консоль «Avid» / «Euphonix System 5» - в студии № 1, и аналоговые пульты в студиях №№ 2 и 4.
Бив Бивэн применял для записи ударных инструментов микрофоны модели «Shure SM57», созданные для тонкой фиксации низких частот и звуков. Для записи вокальных дорожек («vocal track») Джефф Линн, Ричард Тэнди и Келли Гроукат использовали микрофоны «Neumann U67», предназначенные специально для вокала.
Рабочие помещения студии «Wisseloord Studios» также были оснащены компрессором с контролем баланса для регулировки количества сжатия модели «DBX 904» и двухканальным компрессором (лимитетером) «DBX 160».
Джефф Линн, Луис Кларк и Ричард Тэнди для придания нового саунда ELO использовали субгармонический синтезатор «DBX 120XP Subharmonic Synthesizer», который оптимизирован для улучшения басового звука. Устройство обладает двумя отдельными полосами субгармонического синтеза. Также задействовался модуль для стоек серии «DBX 902 De-esser», который был представлен в начале 1980-х годов и позволял удалять резкость без ухудшения общего тона.
Рекорд-сессии нового альбома группы Electric Light Orchestra, который получит название «Secret Messages» (дата выпуска - 24 июня 1983 года, номер по каталогу Jet Records – JETLX 527), активно начались в сентябре 1982 года.
Работа по записи материала затягивалась на месяцы и была завершена только в феврале 1983 года. Музыканты группы Electric Light Orchestra параллельно занимались сторонними проектами и сессиями.
Дирижёр Луис Кларк объединился с Королевским филармоническим оркестром Великобритании (The Royal Philharmonic Orchestra), а также с основателем и участником первого состава Electric Light Orchestra, британским рок-музыкантом Роем Вудом (Roy Wood), для серии концертов-посвящений группе The Beatles в Королевском Альберт-холле (Royal Albert Hall). Запись выступления от 13 декабря 1982 года будет издана на альбоме «The Royal Philharmonic Orchestra Conducted By Louis Clark With The Royal Choral Society – Plays The Beatles 20th Anniversary Concert» (выпущен в январе 1983 года, номер по каталогу Solid Rock Foundation – SFRL 1001).
Джефф Линн заинтересовался продюсированием других исполнителей. Он, при поддержке Ричарда Тэнди, принял активное участие в работе над альбомом «Information» (дата выпуска - 18 апреля 1983 года, номер по каталогу Arista – 205 348) британского гитариста и певца Дэйва Эдмундса (Dave Edmunds). Лидер ELO написал для него композицию «Slipping Away», которая вышла на сингле (дата релиза - 11 марта 1983 года, номер по каталогу Arista – ARIST 522) и достигла позиции № 60 национального хит-парада Великобритании и № 39 в американском чарте «US Billboard Hot 100».
Рекорд-сессии альбома «Information» проходили параллельно работе над пластинкой «Secret Messages» в одной студии - «Wisseloord Studios». Именно работа с рок-н-рольщиком Дэйвом Эдмундсом подстегнула Джеффа Линна вернуться к перезаписи композиции под названием «Motor Factory», которая была не окончена на ранних сессиях альбома «Secret Messages» в декабре 1982 года.
Автор изменил текст песни, мелодию и готовую аранжировку. По воспоминаниям барабанщика Бива Бивэна: «Он полностью переписал текст. В версии, которая называлась «Motor Factory», пелось «Мы работаем на заводе двигателей» («We're working in a motor factory»), и там, на заднем плане, звучал целый индустриальный шум предприятий. Джефф снова всё изменил... Думаю, он хотел добиться более широкого охвата, поэтому в итоге получилась песня «Rock 'n' Roll Is King».
Группа дорабатывает и перезаписывает композицию «Rock 'n' Roll Is King» в январе и феврале 1983 года. После её завершения принято решение выпустить трек в качестве первого сингла, предваряющего выход основной долгоиграющей пластинки «Secret Messages».
Дата выпуска сингла «Rock 'n' Roll Is King» - 18 июня 1983 года. Сингл моментально дебютировал на позиции № 58 национального хит-парада Великобритании, а спустя пять недель, 16 июля 1983 года, достиг строчки № 13 «UK Official Singes Chart», став самым популярным треком ELO середины 1980-х годов.
В августе 1983 года пластинка достигла места № 19 американский чартов «US Billboard Hot 100» и «US Billboard Top Tracks», а также № 22 – «US Cash Box».
Новый релиз ELO достаточно быстро обрёл популярность во всем мире. Диск попал в десятку лучших в Бельгии, Канаде, Нидерландах, Ирландии, Норвегии, ЮАР, Швейцарии. В двадцатку лучших песен Австралии, Австрии, Новой Зеландии, Швеции, ФРГ и многих других стран.
Художественную концепцию и оформление альбома «Secret Messages» и всей линейки синглов с него, включая релиз пластинки «Rock'n' Roll Is King», группы ELO разработал британский дизайнер, арт-директор и музыкант Дэвид Коста (David Costa) из фирмы «Jubilee Graphics», которая также занималась выпуском продукции других исполнителей, включая Криса Ри (Chris Rea), Элтона Джона (Elton John), хард-рок-группы Gillan и некоторых сольных проектов участников ELO, например альбома дирижёра и аранжировщика Луиса Кларка (Louis Clark) «(Per-spek-tiv) n.» (выпущен зимой 1979 года, номер по каталогу Jet Records – JETLP 218).
При оформлении использовались снимки британского фотографа, известного под творческим псевдонимом «Хэг» (Hag). Его снимки для альбома «Secret Messages» и сингла «Rock 'n' Roll Is King» тонировались вручную графическим художником и дизайнером Ким Харрис (Kim Harris).
Трек-лист международного семидюймового винилового сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года:
Сторона «A» / Side «А»: «Rock 'n' Roll Is King» (Single Edit) – 3:06.
Сторона «Б» / Side «B»: «After All» (Long Single Mix) – 2:21.
Продолжительность звучания пластинки - 5 минут 27 секунд.
Трек-лист международного двенадцатидюймового винилового сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года:
Сторона «A» / Side «А»: «Rock 'n' Roll Is King» (Single Edit) – 3:06.
Сторона «Б» / Side «B»:
1. «After All» (Long Single Mix) – 2:21
2. «Time After Time» - 3:59.
Продолжительность звучания пластинки - 9 минут 26 секунд.
Автор всех композиций - Джефф Линн.
Состав музыкантов группы ELO, приглашенных участников и технического персонала, принявших участие в записи сингловых треков пластинки «Rock 'n' Roll Is King»:
- Джефф Линн (Jeff Lynne): ведущий и дополнительный вокал, бас, электрогитары, синтезаторы, фортепиано, перкуссия, электронная драм-машина марки «Oberheim DMX», продюсирование;
- Ричард Тэнди (Richard Tandy): вокальные гармонии, синтезаторы, рояль, электронное фортепиано, губная гармошка, электронная драм-машина марки «Oberheim DMX»;
- Келли Гроукат (Kelly Groucutt): вспомогательный вокал на композиции «Rock'n' Roll Is King», бас-гитара;
- Луис Кларк (Louis Clark): клавишные, аранжировка и запись струнной секции на композиции «Time After Time»;
- Дэвид Морган (Dave Morgan): электрогитары и дополнительный вокал на композициях «Rock'n' Roll Is King» и «Time After Time»;
- Брайан Гарднер (Brian Gardner): технический сотрудник, мастеринг записей и нарезка матрицы (лакер-диск) для тиража сингла.
Исследуем содержание сингла «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra. Детально рассмотрим историю создания композиций. Разберём их смысл и текст. Послушаем записи и посмотрим видеоклипы.
Сторона «A» / Side «А»: «Rock'n' Roll Is King».
Ведущий хит-сингл альбома «Secret Messages» под названием «Rock 'n' Roll Is King» сочинён лидером Electric Light Orchestra Джеффом Линном летом 1982 года.
Изначально существовала ритмичная мелодия без названия, состоящая из трёх основных аккордов мажорной тональности. Мотив, к которому автор пытался сочинить стихи, постоянно эволюционировал и развивался.
В итоге, к моменту начала работы над альбомом «Secret Messages» в студии «Wisseloord Studios», у Джеффа Линна было шесть вариантов развития песни. Первоначальный текст трека содержал любовную лирику, которая не подходила ритмичной мелодии и не соответствовала идеям автора.
После репетиций начального варианта, в октябре 1982 года Джефф Линн поработал текст песни, которая получила название «Motor Factory». В данной версии речь шла о работе на фабрике «Austin Longbridge Plant» — промышленный комплекс района Лонгбриджа города Бирмингема, Англия. На протяжении XX века всю территорию Лонгбриджа практически полностью занимали производственные мощности указанного крупнейшего автомобилестроительного предприятия Великобритании.
«Основная дорожка» («backing track») песни «Motor Factory», которая эволюционирует и разовьёт идеи в качестве композиции «Rock 'n' Roll Is King», была записана в декабре 1982 года в студии «Wisseloord Studios». Состав музыкантов включал Джеффа Линна на ведущем вокале, гитаре, фортепиано, синтезаторе, перкуссии и драм-машине марки «Oberheim DMX»; Бива Бивэна на ударных инструментах и перкуссии; Ричарда Тэнди на рояле, синтезаторе, фортепиано и губной гармошке; Келли Гроуката на вспомогательном вокале и бас-гитаре; Дэвида Моргана на дополнительном вокале и электрогитаре; Луиса Кларка – струнная секция и запись оркестровой части песни.
После сотрудничества Джеффа Линна и Ричарда Тэнди с британским рок-музыкантом Дэйвом Эдмундсом во время записи альбома «Information», лидер ELO решает вернуться к работе над треком «Motor Factory», стараясь придать песне стилистику рокабилли 1950-х годов, которая снова была востребована и модной.
Изменения структуры и аранжировки песни повлияли на текст. Джефф Линн переписывает и сочиняет новые куплеты и припев. Теперь песня, которая получает название «Rock 'n' Roll Is King», становится посвящением жанру рок-энд-ролла и его влиянию на людей.
Лирика композиции повествует о персонаже, который глубоко увлечён рок-музыкой и играет её всю ночь напролёт, настаивая на превосходстве рок-энд-ролла над другими музыкальными направлениями.
Некоторые моменты песни отражают классические моменты рока начала 1950-х годов, например, уместное упоминание классического произведения «Roll Over Beethoven» Чака Берри (Chuck Berry), что подчёркивает предпочтение рока классической музыке. Интересно, что, приводя цитату из «Roll Over Beethoven», Джефф Линн также возвращает слушателя к раннему периоду Electric Light Orchestra времен второго студийного альбома «Electric Light Orchestra II» (дата выпуска - 2 марта 1973 года, номер по каталогу Harvest – SHVL 806, Harvest – OC064 o 05243).
В песне «Rock 'n' Roll Is King» подчёркивается физический и эмоциональный отклик на музыку рокабилли 1950-х годов, призывая слушателей вставать на ноги и танцевать. Композиция — это гимн рок-н-роллу и его непреходящей привлекательности.
В январе 1983 года Джефф Линн и инженер Билл Боттрелл удаляют из «основной дорожки», записанной месяцем ранее, часть звуковых эффектов «гула машин и предприятий», оставляя их лишь во вступительном прологе трека. Кроме того, полностью устраняются гитарные партии Дэвида Моргана и наложения струнной секции Луиса Кларка.
Джефф Линн самостоятельно перезаписывает ведущую вокальную дорожку («vocal track»), оставляя вокальные гармонии Келли Гроуката и Дэвида Моргана. Лидер коллектива приглашает Мика Камински, уже в качестве сессионного музыканта. Он записывает ведущее соло на своей знаменитой электроакустической скрипке марки «Barcus Berry Violin» синего цвета.
В конце февраля 1983 года инженер Билл Боттрелл готовит несколько миксов, добавляя в структуру песни различные эффекты и скрытые сообщения, которые соответствовали концепции альбома «Secret Messages». Во вступительную часть трека было «вмонтировано» сообщение Джеффа Линна «Спасибо за прослушивание» («thank you for listening»), которое воспроизводится в обратном порядке («реверсное воспроизведение»).
В финальный альбомный микс «Rock 'n' Roll Is King» помещаются фрагменты титульной композиции «Secret Messages», но в обратном порядке, тем самым замыкая десятитрековый вариант альбома, выпущенного на одной долгоиграющей пластинке.
Для выпуска на семидюймовом и двенадцатидюймовом виниловых синглах готовится специальная редакция трека «Rock 'n' Roll Is King» (Single Edit). Данная версия отличается от альбомной тем, что в ней вырезано тихое клавишное вступление Ричарда Тэнди в начале песни. По мере затухания («fade out») воспроизводится лишь короткий инструментальный фрагмент песни «Secret Messages», и номер обрывается гитарными аккордами.
Слушаем «Rock 'n' Roll Is King» (Single Edit):
Для раскрутки и поддержки продаж альбома «Secret Messages» и сингла «Rock 'n' Roll Is King» австралийским режиссёром Расселом Малкэхи (Russell Mulcahy), известным по постановкам музыкальных видеоклипов для групп Duran Duran и Queen, был снят трёхминутный промо-ролик.
Съёмки видеоклипа на композицию «Rock 'n' Roll Is King» проходили в июне 1983 года в театральном зале «Форум» («The Forum»), расположенном в районе Кентиш Таун лондонского боро Камден.
Сюжет клипа Electric Light Orchestra «Rock 'n' Roll Is King» разворачивается на танцевальной вечеринке в стиле 1950-х годов, где группа исполняет песню под фонограмму британской версии сингла. Большую часть клипа составляют чередующиеся кадры группы, исполняющей песню на сцене, и танцоров на танцполе.
Во время куплета «слушаю радио» («I’m listenin' to the radio») Джефф Линн показан сидящим спокойно за столиком с чашкой напитка, пока одна из танцующих девушек не подходит и не уводит его на танцпол. Ближе к концу клипа танцоры выходят на ночную улицу и продолжают танцевать там.
Смотрим видеоролик на композицию «Rock 'n' Roll Is King» группы Electric Light Orchestra на канале «ЭКИРА»:
Все основные релизы сингла «Rock 'n' Roll Is King» на стороне «Б» / Side «B» содержат полную версию инструментальной композиции «After All», а выпуски на двенадцатидюймовом виниловом варианте дополнены песней «Time After Time», которая представлена в некоторых версиях альбома «Secret Messages». Разберем каждый номер.
Инструментальный номер «After All» родился из ряда экспериментов музыкантов Electric Light Orchestra с современной техникой и звукозаписывающими устройствами во время рекорд-сессии альбома «Secret Messages». Джефф Линн, Ричард Тэнди, Бив Бивэн и Келли Гроукат проверяли возможности аппаратуры, пытаясь создать безупречно звучащий трек, который продемонстрировал бы слушателям высокий уровень владения группой техническими новинками в области звукозаписи.
Изначально сессии «After All» состоялись в октябре – декабре 1982 года в студии «Wisseloord Studios», причем Джефф Линн и Ричард Тэнди активно задействовали электронные драм-машины марки «Oberheim DMX», а также синтезаторы моделей «Oberheim», «Moog», «Yamaha», «Korg», «Wurlitzer», «Roland», «Casio SLM», «ARP» и электрическое пианино «Fender». Позже на электронный звуковой ряд были добавлены гитарные вставки инструментов «Gibson», «Fender», «Ovation».
В январе и феврале 1983 года Джефф Линн возвращается к работе над композицией. Большая часть ведущей басовой линии Келли Гроуката удаляется. Автор сам перезаписывает партию бас-гитары, а также обращается к Луису Кларку подготовить оркестровую часть трека, которая должна расширить палитру композиции. Именно благодаря участию дирижёра Луиса Кларка в аранжировке «After All» использованы фрагменты произведения «Prelude, Op. 28, No. 4 in E Minor» польского композитора и пианиста Фредерика Францишека Шопена (Frédéric François Chopin).
Атмосфера «After All» группы Electric Light Orchestra напоминает о человеческих ошибках и недостатках, но также вселяет надежду на то, что придёт время и всё образуется благодаря высшим силам, логике и разуму.
Инструментальная композиция «After All» стала сочетанием электронных клавишных, гитарных звуков и хоровых тонов. Мелодия замедляет темп и одновременно подготавливает слушателя к следующему треку двойного альбома «Secret Messages» под названием «Hello My Old Friend» или очередной дорожке «Time After Time» двенадцатидюймового винилового сингла.
В феврале 1983 года Джефф Линн и инженер Билл Боттрелл готовят несколько миксов композиции «After All». Оригинальный двойной альбом «Secret Messages» содержал инструментальную зарисовку «After All» (Short Album Mix), но её продолжительность составляла всего сорок секунд. Трек плавно переходил в начало монументального опуса «Hello My Old Friend» и подводил итог концепции всех песен «Secret Messages».
После решения лейбла «Jet Records» сократить двойной альбом «Secret Messages» до одинарной пластинки, данный вариант «After All» (Short Album Mix) не был включён в песенный набор диска. Фактически он оставался официально неизданным до августа 2018 года, пока Джефф Линн не выпустил юбилейное переиздание «Secret Messages» (35th Anniversary Edition).
Так как композиция «After All» не попала в альбом «Secret Messages», было решено издать её на стороне «Б» сингла «Rock 'n' Roll Is King» в качестве полноценного произведения. Для релиза Билл Боттрелл подготовил новый микс «After All» (Long Single Mix) продолжительностью 2 минуты 21 секунда.
В полном варианте трека «After All» (Long Single Mix) мелодия, исполненная Ричардом Тэнди на фортепиано, заканчивается, а гитарная партия вступает на 37 секунде воспроизведения. В финальной части инструментального номера фортепиано повторяется прямо перед завершением трека.
Версия «After All» (Long Single Mix) впервые издана на компакт-диске в составе альбома-компиляции «Flashback» (дата выпуска - 21 ноября 2000 года, номер по каталогу Legacy – 5009312000, Epic – EPC 500931 2) и дополнительным треком в ремастированной версии альбома «Secret Messages» (дата выпуска 11 июня 2001 года, номер по каталогу Epic – 502496 2, Legacy – 5024962000).
Именно полный вариант «After All» позволяет насладиться инструментальной игрой Electric Light Orchestra, где каждый задействованный музыкант демонстрирует виртуозность инструменталистов, способных создать плотный и мощный звуковой ряд. Невероятная атмосфера произведения и подача трека с винилового издания с невообразимой лёгкостью погружает в мифологию ELO и саунд группы образца 1983 года.
Верим в будущее человечества с композицией «After All» (Long Single Mix):
Джефф Линн сочинил «Time After Time» летом 1982 года, хотя первые идеи пришли ему раньше после прочтения романа «На Западном фронте без перемен» («All Quiet on the Western Front») Эриха Марии Ремарка (Erich Maria Remarque).
Эксплуатируя сюжет о тщетности войны и агрессивного противостояния, у лидера группы Electric Light Orchestra родились строчки-размышления о влиянии времени на создание людей, которые понимают, что всё проходит и меняется.
В тексте песни «Time After Time» повествуется о необдуманных поступках, символах войны, а также надежде на разумность и прозрения человечества, чьи действия могут нанести урон «красоте земли, которая сияет, как драгоценный камень на бархатном небе» («The beauty of the earth from way up high / Shines like a jewel on the velvet sky»).
В более широком смысле лирику «Time After Time» можно интерпретировать в рамках социальных событий, связанных с религиозными убеждениями, слухами и ложью.
Сессии звукозаписи «Time After Time» проходят в студии «Wisseloord Studios» в период с октября 1982 года по январь 1983 года. В работе над треком принимали участие Джефф Линн - ведущий вокал, электрогитара, фортепиано, синтезатор и перкуссия; Ричард Тэнди - рояль, синтезатор, электропианино, драм-машина; Бив Бивэн – ударные инструменты и перкуссия; Келли Гроукат – бас-гитара модели «Gibson Grabber G3 Bass».
После основных сессий, в феврале 1983 года, инженером Биллом Боттреллом были зафиксированы на плёнку вокальные наложения и гитарные вставки Дэвида Моргана.
В финальный микс песни «Time After Time» Джеффу Линну, Ричарду Тэнди и инженеру Биллу Боттреллу удалось добавить несколько эффектов и посланий, запущенных задом наперёд. В первые несколько секунд голос автора шепчет «слушайте музыку» («listen to the music»). Затем фраза повторяется в реверсном воспроизведении.
С отметки 1 минута 49 секунд и по 1 минуту 57 секунд Джефф Линн ведет отсчёт «Ага! Два! Три! Четыре!» («Hup! Two! Three! Four!»). Кроме того, припев «Time After Time» поётся в нескольких вариантах с изменением темпа и ритма. Запись то ускоряется, то замедляется, иногда искажая манеру вокальной подачи. В промежуток с 3 минут 03 секунд и до 3 минут 19 секунд женский вокал Сэнди Линн (Sandi Lynne), супруги Джеффа Линна, исполняет фразу «time after time» трижды задом наперёд. В финальной части слышно взрыв, который намекает на возможный апокалипсис из-за неправильных действий человечества.
Изначально трек «Time After Time» предполагался для двойного альбома «Secret Messages». После политики лейбла «Jet Records» и тенденции на сокращение студийного материала до одинарной пластинки, композиция не вошла в оригинальный виниловый релиз 1983 года.
На виниле песня «Time After Time» была издана только на двенадцатидюймовом сингле «Rock 'n' Roll Is King», но трек присутствовал в версиях альбома «Secret Messages» в Великобритании на компакт-кассетах и в США на первых изданиях CD.
Композиция «Time After Time» наполнена интересным саундом, который характерен для звучания Electric Light Orchestra начала 1980-х годов, и вызывает ассоциации смешения классической и прогрессивной рок-музыки. Трек стилистически выверен в подаче материала таких исполнителей, как 10cc, The Alan Parsons Project, Supertramp.
Именно в произведении «Time After Time» Джефф Линн демонстрирует свой авторский дар как композитора-песенника, смелого аранжировщика и великолепного продюсера, чувствующего любые изменения музыкальной индустрии. Его талант и мастерство музыкантов Electric Light Orchestra в очередной раз доказывают, что именно их коллектив способен не только презентовать слушателям качественный музыкальный продукт, но и смело конкурировать с любимыми исполнителями эпохи.
Слушаем «Time After Time» (Single Mix):
Итоговое заключение.
Сингл «Rock'n' Roll Is King» рок-группы Electric Light Orchestra, с композициями «After All» и «Time After Time» на стороне «Б», изданного в июне 1983 года, стал одним из наиболее популярных релизов коллектива. Благодаря своему яркому звучанию, запоминающейся мелодии, аранжировке в стиле рокабилли, вокальной подаче Джеффа Линна и Келли Гроуката, а также сольной партии скрипки Мика Камински, заглавная песня диска заняла почётное место в пантеоне лучших произведений ансамбля.
Представленные на сингле треки являются символом трансформации жанра рока, отражением перехода от классической формы 1970-х годов к жанровому смешению ретро-стилистики и синтезаторно-электронного звучания 1980-х годов.
Сингл «Rock'n' Roll Is King» оказал значительное влияние на развитие рок-жанра, продемонстрировав возможности сочетания традиционного рока и с элементами электронной музыки. Успех такой комбинации и симбиоза вдохновил многих исполнителей последовать этому примеру, что способствовало развитию стиля пост-панка и нового романтизма.
Эволюция септета Electric Light Orchestra от экспериментального прогрессивного рока начала 1970-х годов к коммерчески успешному поп-звучанию начала 1980-х годов в форме квартета, отразилась на самих музыкантах, которые сумели адаптироваться к изменениям музыкальной моды и сохранить свою популярность даже в условиях изменений рынка звукозаписи и жёсткого давления со стороны звукозаписывающих лейблов. К сожалению, данный процесс сильно отразился на отношениях внутри коллектива, который вылился в потери ключевых музыкантов и утраты группой своей идентичности.
Варианты изданий.
По сведениям крупнейшей базы данных музыкальных исполнителей и физических релизов Discogs, насчитывается 40 разновидностей издания сингла «Rock 'n' Roll Is King» группы Electric Light Orchestra. После оригинальных релизов 1983 года пластинка не переиздавалась. Рассмотрим первые оригинальные издания в двух форматах: двенадцатидюймовый и семидюймовый варианты.
1. Electric Light Orchestra: «Rock 'n' Roll Is King». European 7" Black Vinyl Stereo 45 RPM Single. Jet Records – JET 7034.
Основной европейский релиз сингла «Rock 'n' Roll Is King» с инструментальной пьесой «After All» на оборотной стороне представлен семидюймовым виниловым диском из сополимера винилхлорида и винилацетата чёрного цвета.
Мастеринг для издания подготовлен инженером Биллом Боттреллом, а изготовлением матрицы для последующего тиражирования занимался технический специалист Брайан Гарднер.
Тираж пластинки изготовлен по лицензии звукозаписывающей компании «CBS Records» и лейбла «Jet Records» на предприятии «CBS, Haarlem», расположенном городе Харлем, Нидерланды, недалеко от студии «Wisseloord Studios», где был записан альбом «Secret Messages» и треки для сингла «Rock 'n' Roll Is King». Диск вкладывается в глянцевый бумажный конверт с оформлением художника и музыканта Дэвида Косты.
Пластинка со скоростью вращения 45 оборотов в минуту (45 об / мин) обладает прекрасными техническими характеристиками, так как для первых европейских тиражей использовалась качественная и плотная масса.
Даже спустя четыре десятка лет эксплуатации, сингл характеризуется прекрасным атмосферным и ламповым звучанием, которое может оценить не только продвинутый аудиофил, но и простой меломан, способный заметить уникальные грани саунда Electric Light Orchestra начала 1980-х годов.
2. Electric Light Orchestra: «Rock 'n' Roll Is King». UK 12" Black Vinyl Stereo 45 RPM Single. Jet Records – TA 3500.
Первый британский пресс расширенного выпуска сингла «Rock 'n' Roll Is King» с двумя композициями на стороне «B» под названием «After All» и «Time After Time», которые представляют музыкальное попурри и прекрасно тематически дополняют друг друга, создавая песенный диптих.
Релиз представлен на двенадцатидюймовой виниловой пластинке из массы чёрного цвета со скоростью вращения диска 45 об / мин. Благодаря такому подходу к выпуску музыки Electric Light Orchestra, слушатели получают лучший по звучанию формат с яркими басовыми линиями (низкими частотами), прозрачным вокалом и гармониями (средние) и великолепными оттенками тонкой игры на скрипке Мика Камински (высокие). Уникальный пронизывающий саунд, который присутствует только на данном издании, создан благодаря стараниям инженера Билла Боттрелла и техника Брайана Гарднера.
Тираж пластинок изготовлен на заводе Эйлсбери, графство Бакингемшир, Англия, который принадлежал звукозаписывающей компании «CBS Records». На этом предприятии в течение 1980-х годов были выпущены миллионы пластинок для британского рынка. Диск вкладывается в бумажный конверт, который выполнен из тонкого сырья. При изъятии пластинки для прослушивания упаковка легко мнётся. Для длительной сохранности понадобится дополнительный пластиковый футляр с клапаном.
Данный выпуск сингла «Rock 'n' Roll Is King» станет прекрасным украшением коллекции любого поклонника творчества музыкантов Electric Light Orchestra, способного оценить наследие группы даже спустя десятилетия. Однако, в большей степени релиз может служить эталоном оригинального винтажного звука начала 1980-х годов и послужит хорошим стандартом для проверки дорогой аппаратуры, так как пластинка – идеальный вариант по всем музыкальным и техническим параметрам.
«В старые времена это было так просто. Ты выпустил пластинку, люди продвигали её, она попала в чарты, и у тебя был хит», - Джефф Линн.
Общий итог: 83 балла из 100 возможных.
Дополнительная информация о сингле «Rock 'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra:
P.S. Настоящий разбор сингла «Rock'n' Roll Is King» 1983 года группы Electric Light Orchestra – анонс подробной рецензии на переиздание к тридцатипятилетнему юбилею и первый официальный выпуск «двойного» альбома «Secret Messages» 2018 года, который будет опубликован в ближайшем будущем.
Уважаемые читатели блога и ценители хорошей музыки, не пропустите другие публикации о проектах легендарного Джеффа Линна на канале «ЭКИРА»:
1. «Обращайтесь с осторожностью!». Обзор сингла «Handle With Care» 1988 года супергруппы The Traveling Wilburys.
2. «На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть первая.
3. «На пути к свету». Обзор альбома-компиляции «The Traveling Wilburys Collection» 2007 года супергруппы The Traveling Wilburys. Часть третья.
4. «Разбирая архивы Пола МакКартни - XIV». Переиздание 2020 года альбома «Flaming Pie» в серии «Paul McCartney Archive Collection».
5. «Из небытия в вечность». Обзор альбома «From Out of Nowhere» 2019 года проекта Jeff Lynne's ELO.