Найти в Дзене
КП - Барнаул

Кто такой Сергей Борисов, памятник которому планируют установить в Барнауле

В Барнауле в сквере напротив музея «Город» планируют установить памятник Сергею Борисову. Увы, это имя не заслуженно забыто барнаульцами, хотя наследием Сергея Ивановича мы пользуемся до сих пор. Рассказываем, кто такой Сергей Борисов и в чем его заслуга перед городом. Сергей Борисов страстно увлекался фотоделом. Он приехал в Барнаул из Симбирска (ныне Ульяновск) в конце 19 века, и в 1890 году открыл собственное фотоателье на улице Бийской (сейчас Никитина). По счету ателье было восьмым в городе, но вскоре стало самым популярным. Сергей Иванович постоянно знакомился с новинками фотодела, ездил на выставки в Петербург и за границу. Так, мастеру удалось побывать в Париж, где он купил справочник по технологии изготовления фотобумаги. А вернувшись в Барнаул, сам начал ее производить на своей усадьбе. Бумага была разных размеров, даже в человеческий рост. На такой, например, был сделан портрет жены барнаульского купца-пивовара Ворсина, сообщается на сайте горадминистрации. Из Парижа Борисов
Оглавление
   Сергей Борисов. Фото: Алтайский краеведческий музей, арт-резиденция «Носорог»
Сергей Борисов. Фото: Алтайский краеведческий музей, арт-резиденция «Носорог»

В Барнауле в сквере напротив музея «Город» планируют установить памятник Сергею Борисову. Увы, это имя не заслуженно забыто барнаульцами, хотя наследием Сергея Ивановича мы пользуемся до сих пор. Рассказываем, кто такой Сергей Борисов и в чем его заслуга перед городом.

Самый популярный фотосалон

Сергей Борисов страстно увлекался фотоделом. Он приехал в Барнаул из Симбирска (ныне Ульяновск) в конце 19 века, и в 1890 году открыл собственное фотоателье на улице Бийской (сейчас Никитина). По счету ателье было восьмым в городе, но вскоре стало самым популярным.

   Снимки, сделанные Борисовым, до сих хранятся в домашних архивах. Фото из архива Алтайского краеведческого музея
Снимки, сделанные Борисовым, до сих хранятся в домашних архивах. Фото из архива Алтайского краеведческого музея

Сергей Иванович постоянно знакомился с новинками фотодела, ездил на выставки в Петербург и за границу. Так, мастеру удалось побывать в Париж, где он купил справочник по технологии изготовления фотобумаги. А вернувшись в Барнаул, сам начал ее производить на своей усадьбе. Бумага была разных размеров, даже в человеческий рост. На такой, например, был сделан портрет жены барнаульского купца-пивовара Ворсина, сообщается на сайте горадминистрации.

Из Парижа Борисов привез и оборудование для своего салона: столики, подставки, шторы, ковры, сменные задники и т.д. Практически все его фото выходили на фирменном паспарту с указанием адреса фотомастерской и фамилии мастера.

Снимки горожан, сделанные Борисовым, до сих пор хранятся в домашних архивах и музеях. Но самое главное – Сергей Иванович стал единственным, кто до революции вышел с фотоаппаратом на улицы Барнаула.

   Снимки, сделанные Борисовым, до сих хранятся в домашних архивах. Фото из архива Алтайского краеведческого музея
Снимки, сделанные Борисовым, до сих хранятся в домашних архивах. Фото из архива Алтайского краеведческого музея

Дореволюционный облик Барнаула

Фотографии Борисова с видами Барнаула приобрели мировую известность, благодаря их публикации на почтовых открытках: «Торговый дом А. Г. Морозова с сыновьями», «Книжный магазин В. К. Сохарева» и другие. В те годы было выпущено множество серий. А сегодня снимки Сергея Ивановича - это основной визуальный архив по истории Барнаула конца XIX - начала XX века. Это именно те кадры, которые горожане видят сейчас на стендах в историческом центре города - купеческие дома, ярмарочные площади, старинные улицы, исчезнувшие здания. Именно фото Борисова помогают восстановить облик Барнаула начала ХХ века. И это особенно важно, поскольку пожар 1917 года уничтожил многие улицы города.

   Снимки Борисова размещены на информационных табличках в исторической части города. Фото из архива ГМИЛИКА
Снимки Борисова размещены на информационных табличках в исторической части города. Фото из архива ГМИЛИКА

Но не только Барнаул был на его снимках – в 1907 Сергей Иванович отправился в фотоэкспедиции по Горному Алтаю. Он запечатлел быт местных жителей, их нравы, бурханские моления, шаманство с жертвоприношением, свадебные обряды с игрищами. Из трехлетней поездки по Алтаю Борисов привез около 1,5 тыс. снимков и организовал презентацию «Алтай – на экране волшебного фонаря». Для этой цели был приобретен диапроектор. Первые демонстрации состоялись в Народном доме (ныне филармонии на Ползунова). Мероприятие пользовалось огромной популярностью, и ежедневно давалось по два-три сеанса.

   Снимки Борисова размещены на информационных табличках в исторической части города. Фото из архива ГМИЛИКА
Снимки Борисова размещены на информационных табличках в исторической части города. Фото из архива ГМИЛИКА

Создал театральную труппу

Дом-ателье Борисова сгорел в том самом страшном пожаре 1917 года. После трагедии Сергей Иванович долго жил в Народном доме и работал там костюмером. Он создал любительскую театральную труппу, где был режиссёром и артистом – пел и играл на скрипке. Выручка от спектаклей шла детям и вдовам солдат, погибшим в Первую Мировую войну.

В 1920-1930 годы Борисов трудился в фотоартели «Объединение», где готовил молодых специалистов. За эту работу был удостоен грамоты и знака «Ударник пятилетки».

Умер фотограф, предположительно, в 76 лет (дата его рождения неизвестна) и похоронен на Булыгинском кладбище.

   Портрет мастера. Фото из архива Алтайского краеведческого музея
Портрет мастера. Фото из архива Алтайского краеведческого музея

Первый эскизный проект

Инициатором установки памятника главному фотолетописцу дореволюционного Барнаула стал журналист телеканала «Толк» Николай Потешкин. Его идею поддержали в арт-резиденции «Носорог».

Сейчас уже готов первый эскиз памятника. На нем мастер с фотоаппаратом будто выбирает ракурс для кадра. А окружать композицию будет барельеф с самыми известными снимками Борисова. Скульпторам предстоит еще поработать с одеждой фотографа, чтобы она соответствовала эпохе. А после проект предстоит обсудить с архитекторами, краеведами и заручиться поддержкой горадминистрации.

Кстати, сквер напротив музея «Город» для памятника выбран не случайно. На том месте была церковь, с колокольни которой Сергей Борисов снимал дореволюционные улицы.

   Эскиз памятника. Арт-резиденция «Носорог»
Эскиз памятника. Арт-резиденция «Носорог»

Комсомолка на MAXималках - читайте наши новости раньше других в канале @truekpru

Автор: Александра САПОЖКОВА