Найти в Дзене

Автобусный маршрут №71. По следам забытых маршрутов.

Новая экономическая система в начале 1990-х диктовала свои условия. И если в советское время 20 копеек стоил проезд в маршрутном такси, то в начале 1992 года столько он стоил в обычных автобусах, трамваях, троллейбусах и метро. А к концу этого же года он вырос до 3 рублей. Маршрутные же такси типа ПАЗ и КАВЗ в феврале 1992 года стали стоить уже 1 рубль на маршрутах до 10 км и 1,5 рубля на маршрутах свыше 10 км. Стоимость поездки в маршрутках-РАФиках и вовсе оценивалась руководителями Самарского ПАТК-2 ("таксопарк") самостоятельно исходя из рентабельности.

В таком положении маршрутки теряли привлекательность, автобусным паркам становилось нерентабельно содержать автобусы ПАЗ и КАВЗ. Линии маршрутных-такси начали закрывать или переводить в разряд обычных городских автобусных маршрутов, а ПАЗики и КАВЗики списывать или продавать.

6 феврале 1989 года начал свою работу маршрут №20т, обслуживаемый автобусами ПАЗ Куйбышевского ПАТП-4. Его трасса была уникальной и пролегала от Поляны им. Фрунзе по улицам Ново-Садовой, Советской Армии, Промышленности до проезда 9 Мая, далее по проезду 9 Мая и переулку Садсовхозному (ныне Карякина), возвращался на улицу Советской Армии и шёл обратно на "Поляну". Остановки были следующими: Поляна им. Фрунзе, Солнечная ул, з-д Тарасова, ДК "Современник", Телецентр, Парк Гагарина, Плановый институт (а/ст "ул. Советской Армии"), Советский райисполком, пр-д 9 мая, завод Металлист. Обедали автобусы на автостанции "ул. Советской Армии". В будни на маршруте было 4 ПАЗики, в выходные - 3. Интервал 15 и 20 минут соответственно. Стоимость проезда в таком автобусе был 20 копеек. Перевозка стоячих пассажиров запрещалась, в этом и заключалась суть повышенного комфорта обслуживания пассажиров.

(Представьте сегодня по городу на ПАЗике проехать по цене 160 р?)

Таким образом, 5 ноября 1992 году самарское маршрутное такси №20т получило "городской" номер 71, а автобусы ПАЗ на нём были заменены ЛИАЗами. Маршрут усилился, теперь на нём работало 6 автобусов с 6:20 до 19:30 с интервалом в 10 минут, по палну должно было выполняться 138 рейсов ежедневно. Но уже к концу 1993 года выпуск уменьшился до 5 автобусов в будни и 4 в выходные. На 1990-е годы минимум пришелся на 1996 год, когда на 71 работало 4 автобуса с интервалом 20 минут, выполняя всего 66 рейсов в день. В 1999 году выпуск снова поднялся до 6 машин (по два автобуса ПАЗ-3205, ЛАЗ-695, ЛИАЗ-677), но количество рейсов не превышало сотни. К середине 2000-х годов интервал увеличился до 22-44 минут, т.е. на линии работало уже 2-4 автобуса.

Автобус ЛИАЗ-677М на маршруте №71. Автор фото Pro-man, 20.02.2006. https://fotobus.msk.ru/photo/22054/
Автобус ЛИАЗ-677М на маршруте №71. Автор фото Pro-man, 20.02.2006. https://fotobus.msk.ru/photo/22054/
Автобус ЛИАЗ-677М на маршруте №71. Автор фото Pro-man, 12.12.2006. https://fotobus.msk.ru/photo/11214/
Автобус ЛИАЗ-677М на маршруте №71. Автор фото Pro-man, 12.12.2006. https://fotobus.msk.ru/photo/11214/

С годами менялась и трасса маршрута. Примерно в 1994 году он был продлён от поляны им. Фрунзе до автостанции "14 микрорайон". В 1999 году продлён от проезда 9 Мая до улицы Красных Коммунаров, но в 2005 укорочен вновь до проезда 9 Мая.

Автобус Ikarus 260.50 автобусного парка №5 на маршруте №71. Автор фото Pro-man, 18.06.2007. https://fotobus.msk.ru/photo/17602/
Автобус Ikarus 260.50 автобусного парка №5 на маршруте №71. Автор фото Pro-man, 18.06.2007. https://fotobus.msk.ru/photo/17602/

Кардинальные изменения произошли в конце 2009 года. С 24 декабря номер маршрута сменился на 71а. От 14 микрорайона он следовал как и прежде до улицы Антонова-Овсеенко, затем по ней шёл до улицы Авроры, далее по Гагарина, Революционной до Дома Молодёжи, обратно по улице Аэродромной до улицы Авроры и обратно по обновлённой трассе. С 2007 года на маршрут выходили автобусы автобусных парков №4 и №5 (на тот момент уже ТК-1 и ТК-2 МП "Пассажиравтотранс").

Автобус МАЗ-103.075 на маршруте №71а. Автор фото Nicolas, 05.02.2010. https://fotobus.msk.ru/photo/220134/
Автобус МАЗ-103.075 на маршруте №71а. Автор фото Nicolas, 05.02.2010. https://fotobus.msk.ru/photo/220134/
Автобус Scania OmniLink II на маршруте №71. Автор фото Nicolas, 22.04.2010. https://fotobus.msk.ru/photo/254035/
Автобус Scania OmniLink II на маршруте №71. Автор фото Nicolas, 22.04.2010. https://fotobus.msk.ru/photo/254035/

В марте 2010 года маршруту вернулся номер 71. Минимальный интервал был 33 минуты, а подвижной состав постепенно ужался до автобусов средней и малой вместимости. В таком виде он проработал до 2012 года, после чего был закрыт и исключён из маршрутной сети.

Микроавтобус  FIAT Ducato 244 на маршруте №71 был обыденным явлением. Автор фото Володя М, 24.03.2011. https://fotobus.msk.ru/photo/463464/
Микроавтобус FIAT Ducato 244 на маршруте №71 был обыденным явлением. Автор фото Володя М, 24.03.2011. https://fotobus.msk.ru/photo/463464/

С 2014 года по аналогичной трассе на участке от ДК "Современник" в сторону Дома Молодёжи стал работать автобусный маршрут №35.

Хронология в датах:

06.02.1989 - открыт маршрут с повышенным качеством обслуживания (маршрутное такси) №20т "Поляна им. Фрунзе - з-д Металлист (пр-д 9 Мая)". Обслуживающее предприятие КПАТП-4, автобусы ПАЗ-672.

05.11.1992 - маршрут переведён в категорию городских автобусных маршрутов с присвоением номера 71.

ок. 1994 г. - маршрут продлён от Поляны им. Фрунзе до а/ст "14 микрорайон".

ок. 1999 г. - маршрут продлён от проезда 9 Мая до улицы Красных Коммунаров.

ок. 2005 г. - маршрут вновь укорочен до проезда 9 Мая.

24.12.2009 - маршруту присвоен №71а, трасса изменена вместо проезда 9 Мая до Дома Молодёжи. От ул. Советской Армии маршрут стал следовать по улицам Антонова-Овсеенко, Авроры, Гагарина, Революционной до Дома Молодёжи, обратно следовал по улицам Аэродромная и Авроры. Маршрут обслуживают автобусы ТК-1 и ТК-2 МП "Пассажиравтотранс".

03.2010 - маршруту возвращён №71.

2012 - маршрут закрыт и исключён из маршрутной сети.

Если вам понравился материал, поддержите лайком, репостом или комментарием :)

Использование материалов только со ссылкой на первоисточник.

Подготовлено по материалам:  ЦГАСО, сайт "Самарский автобус".

Фото с сайта Автобусный транспорт