Найти в Дзене

Откуда водопад на Неве в XVIII веке?

На карте «План Санкт-Петербурга и реки Невы» 1725 года голландского картографа Рейнера Оттенса на Неве есть заметка сразу на двух языках: на латинском «Ingens Cataracta fluminus Neva», что можно перевести как огромные пороги или водопад на Неве, и на голландском «Groote waterval in de riv. Neva» — большой водопад на реке Нева. «План Санкт-Петербурга и реки Невы», 1725 год, Рейнер Оттенс На латинском языке пороги и водопад обозначаются одним словом, означающим падающую воду, но вот на голландском указан именно водопад. На немецких картах того же времени речь тоже о водопаде: «Großer Wasserfald im Neva Stromкате». Разве мог в прошлом быть водопад на Неве? Кого-то это может удивить, но это вполне возможно. Для рек Ленинградской области пороги и водопады — нормальное явление. Ближайший от Невы водопад находится в 14 км, на её притоке — Тосне. Он, конечно, не сравнится с Ниагарским, но для равнинной местности водопад довольно крупный. Но к XVIII веку водопада на Неве уже точно не было. Дел

На карте «План Санкт-Петербурга и реки Невы» 1725 года голландского картографа Рейнера Оттенса на Неве есть заметка сразу на двух языках: на латинском «Ingens Cataracta fluminus Neva», что можно перевести как огромные пороги или водопад на Неве, и на голландском «Groote waterval in de riv. Neva» — большой водопад на реке Нева.

«План Санкт-Петербурга и реки Невы», 1725 год, Рейнер Оттенс
«План Санкт-Петербурга и реки Невы», 1725 год, Рейнер Оттенс

На латинском языке пороги и водопад обозначаются одним словом, означающим падающую воду, но вот на голландском указан именно водопад. На немецких картах того же времени речь тоже о водопаде: «Großer Wasserfald im Neva Stromкате».

Разве мог в прошлом быть водопад на Неве? Кого-то это может удивить, но это вполне возможно. Для рек Ленинградской области пороги и водопады — нормальное явление. Ближайший от Невы водопад находится в 14 км, на её притоке — Тосне. Он, конечно, не сравнится с Ниагарским, но для равнинной местности водопад довольно крупный.

-2

Но к XVIII веку водопада на Неве уже точно не было. Дело в том, что все водопады вызывают разрушение горных пород, с которых падает вода, это называется пятящейся эрозией. В Ленинградской области водопады проходят по известняковым отложениям, которые довольно легко поддаются разрушающей силе воды.

Например, Тосненский водопад шагает вверх по реке со средней скоростью один метр за год. Невский водопад мог успеть разрушиться за сотни лет, оставив после себя пороги.

О водопаде на Неве у нас нет никаких данных, кроме заметок на иностранных картах, составители которых никогда в живую его не видели (на карте Рейнера Оттенса место расположения порогов указано неверно).

Водопад, скорее всего, нанесен по заметкам впечатлительного путешественника, а вот смертельные пороги на Неве действительно были, вот что по этому поводу говорили ладожане в начале XVII века:

От порогу до города Канец 25 верст: путь свободный с знатцами ж, а без них невозможно, потому, что в редких местах есть камень под водою.

Ивановские пороги – участок Невы от деревни Островки до деревни Пороги протяженностью 2 километра. В районе устья реки Святки Нева сужается до 210 метров, образуя бурный поток – стремнину. После порогов Нева широко разливается на 1000 метров, скрывая под водой обширные каменистые отмели Ивановскую и Большепорожскую луды.

На этом участке Невы часто происходили происшествия, тонули или получали пробоины торговые и пассажирские суда. В начале июля 1892 года на подводный камень налетел пассажирский пароход «Валаамо», от удара пароход дал течь, к счастью, он шел не один, к нему пришли на помощь.

Пассажирам парохода «Рыбка» повезло меньше, 30 апреля 1902 года судно, наскочив на камень, получив пробоину, накренилось, в холодную воду упало несколько пассажиров, спасли не всех.

Из последних происшествий: в навигацию 2020 года в районе деревни Большие Пороги сел на мель «Нефтерудовоз 58М», вытягивали его трое суток.

В петровские времена было сложнее. Суда самостоятельно подняться вверх по реке не могли, поэтому для поставки грузов в Петербург строили «одноразовые» барки, по прибытию их разбирали на дрова.

Теоретически вернуться судно могло, но его нужно было тащить через пороги. Процесс был дорог и длителен, так как суда, поднимавшиеся вверх по реке, должны были разгружаться до порогов, пройти их и загружаться после них. Груз преодолевал участок на лошадях, для этого у порогов была организована коноводческая станция.

Проблемой порогов занимались с основания Петербурга. Сам Пётр I предлагал соорудить механизм, колесо которого приводилось в движение течением реки, на это колесо наматывались канаты, тянувшие судно вверх по реке. В 1721 году Б. Х. Миних предлагал у берегов Невы забить в дно поперечные сваи с заполнением камнями для повышения уровня воды на этом участке.

В 1722 году на левом берегу Невы, на мысе реки Святки, предлагалось построить канал со шлюзом и крепость с бастионами для его защиты. Ограничились обустройством бечевника по берегам и расчисткой фарватера. Ещё раз вопрос строительства обходного канала поднимался в 1765 году.

В 1820 году на порогах подорвали большие камни, сделали подводный Пеллинский канал длиной 418 метров и шириной 21 метр. Следующую расчистку провели в 1913 году, окончательно пороги устранили в 1930-х годах. В 1973-1978 годах провели дноуглубительные работы, срезали каменную мель.

Сегодня, как таковых, порогов уже нет, осталось географическое название, но судоходство в этом месте по-прежнему сложное.