Найти в Дзене

«Сентиментальная ценность» — лучший фильм 2025 года?

Йоаким Триер не изобретает кино заново, но здесь видно, что он глубоко понимает, знает и искренне любит кинематограф. Картина создана с исключительной внимательностью к деталям, с тонкостью, переходящей в почти осязаемую нежность. Это не тихий шедевр, в отдельных эпизодах тишина звучит громче крика, когда замкнутое пространство родного дома производит ощущение отчуждённости и холода, пробирающего до дрожи и остро отдающегося где-то в глубине сердца. Ценность фильма сосредоточена прежде всего в исследовании человеческих отношений и в том, как Триер передаёт их динамику. Давно ушедший из семьи отец возвращается домой после смерти супруги, оставившей двух дочерей. Их отношения напряжены, словно струна: младшая, Агнес, всё ещё пытается разглядеть в отце проблески раскаяния, в то время как старшая, Нора, избегает его и демонстрирует стойкое отчуждение. Взаимоотношения персонажей раскрываются через микроэпизоды: невольный кивок, опущенный взгляд, сдерживаемые слёзы или обличающий взгляд. Эти

Йоаким Триер не изобретает кино заново, но здесь видно, что он глубоко понимает, знает и искренне любит кинематограф. Картина создана с исключительной внимательностью к деталям, с тонкостью, переходящей в почти осязаемую нежность. Это не тихий шедевр, в отдельных эпизодах тишина звучит громче крика, когда замкнутое пространство родного дома производит ощущение отчуждённости и холода, пробирающего до дрожи и остро отдающегося где-то в глубине сердца.

Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер
Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер

Ценность фильма сосредоточена прежде всего в исследовании человеческих отношений и в том, как Триер передаёт их динамику. Давно ушедший из семьи отец возвращается домой после смерти супруги, оставившей двух дочерей. Их отношения напряжены, словно струна: младшая, Агнес, всё ещё пытается разглядеть в отце проблески раскаяния, в то время как старшая, Нора, избегает его и демонстрирует стойкое отчуждение.

Взаимоотношения персонажей раскрываются через микроэпизоды: невольный кивок, опущенный взгляд, сдерживаемые слёзы или обличающий взгляд. Эти детали формируют сложные визуальные образы, которым не требуются слова, чтобы передать эмоциональное напряжение. При этом Триер избегает чрезмерной сентиментальности: он нащупывает тонкую эмоциональную нить, позволяя себе управлять восприятием зрителя. Показательно, например, как в сцене, где Нора входит в комнату и начинает плакать, режиссёр намеренно создаёт ощущение искусственности, будто сцена не даёт зрителю привычного эмоционального выхода. Лишь спустя мгновение становится ясно, что это театральная постановка внутри фильма, игра с ожиданиями, разоблачение механики эмоций.

Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер
Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер

Наряду с семейной тематикой, в фильме присутствуют метакинематографические комментарии, рассыпанные ненавязчиво, но предельно значимо. Эти фрагменты интересны сами по себе, однако в контексте истории о стареющем режиссёре, пытающемся восстановить связь с дочерьми, они обретают особую подлинность. Встреча с оператором напоминает о неизбежности старения, съёмки в павильоне как важность внутреннего содержания над внешними формами, а сцена с подарком внуку оказывается менее прямолинейной, чем кажется. Непрерывная связь с кинематографом, что преследует героя Скарскада на протяжении жизни становится отражением его внутренних переживаний, которым он не находит выход, пока не пишет сценарий к своему новому фильму.

Но конечно, здесь в первую очередь важнее смешение двух нарративов, семейного и рефлексивно-профессионального, это задаёт структуре фильма особую динамику: зритель словно оказывается в лодке с двумя вёслами: с одним плыть конечно можно, но сложнее и не так интересно.

Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер
Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер

Фильм способен вызвать слёзы, но его цель не манипуляция. Он рассказывает о семье универсальным языком: отчуждение, утрата, страх, неудачи, всё это знакомо каждому. Мы наблюдаем за незнакомыми людьми на экране, но признаём в их опыте отражение собственных переживаний. Умение заставить сопереживать чужим людям на экране это особая заслуга, особенно сегодня.

Несмотря на вдохновляющие отклики, её сложно назвать лучшей работой Триера. "Худший человек на свете" например, отличается большей динамикой и жизненной энергией, в "Ценности" же ощущаются отдельные провисания, хотя ни одна сцена не кажется по-настоящему лишней. Стиль режиссёра, склонного к исследованию экзистенциальных аспектов человеческого опыта и сложности межличностных отношений, вызывает ассоциации все с тем же "Худшим человеком" или "Репризой". Поэтому в этом смысле "Ценность" является своеобразной концентрацией его тематических интересов, не говоря уже о явном оммаже "Персоне" Бергмана.

Тем не менее, фильм представляет собой зрелую и многослойную работу, в которой Триер объединяет интимное и рефлексивное, создавая сложную историю о связи поколений, творчестве, смерти, эмоциях и семье. Ценность может не претендовать на статус вершины его искусства, но она демонстрирует редкую глубину авторского взгляда и укрепляет репутацию Триера как одного из наиболее вдумчивых современных режиссёров.

С 20 ноября в кино благодаря A-One. Советую сходить и самостоятельно решить на сколько он "Сентиментален" или "Ценен".

Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер
Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер

И ключевой вопрос после просмотра “Сентиментальной ценности”:
Какие два DVD вы бы подарили своему внуку?

Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер
Affeksjonsverdi (2025), реж. Йоаким Триер

Автор текста: Юра (t.me/thiswewatch)