Найти в Дзене

Законы логики

Прапра...дедушка Аристотель сформулировал три основных закона логики: закон тождества, закон непротиворечия и закон исключённого третьего. Эти законы являются основополагающими принципами правильного мышления и служат фундаментом для построения логичных рассуждений и выводов. Четвертый закон, закон достаточного основания, был сформулирован значительно позже. Закон тождества: гласит, что всякое понятие или суждение в ходе рассуждения должно быть тождественно самому себе, сохраняя один и тот же смысл. Иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно. [Например: Изучая что-то одно, оно должно соответствовать самому себе и иметь одно значение и смысл который присущь объекту или процессу, а не несколько несовместимых значений, подменяя одно другим.] Закон непротиворечия: два противореча

Прапра...дедушка Аристотель сформулировал три основных закона логики: закон тождества, закон непротиворечия и закон исключённого третьего. Эти законы являются основополагающими принципами правильного мышления и служат фундаментом для построения логичных рассуждений и выводов. Четвертый закон, закон достаточного основания, был сформулирован значительно позже.

Закон тождества:

гласит, что всякое понятие или суждение в ходе рассуждения должно быть тождественно самому себе, сохраняя один и тот же смысл.

Иметь не одно значение — значит не иметь ни одного значения; если же у слов нет значений, тогда утрачена всякая возможность рассуждать друг с другом, а в действительности — и с самим собой; ибо невозможно ничего мыслить, если не мыслить что-нибудь одно.

[Например: Изучая что-то одно, оно должно соответствовать самому себе и иметь одно значение и смысл который присущь объекту или процессу, а не несколько несовместимых значений, подменяя одно другим.]

Закон непротиворечия:

два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них обязательно ложно.

Невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одном и тому же в одном и том же отношении.

[Например: яблоко это фрукт и яблоко это не фрукт, невозможно утверждать два противоречащих суждения в одно и тоже время об одном.]

Закон исключённого третьего:

между двумя противоречащими суждениями нет «третьего» варианта; одно из них всегда истинно.

Ничего не может быть посредине между двумя противоречивыми суждениями об одном, каждый отдельный предикат необходимо либо утверждать, либо отрицать.

[Например: То есть, либо «сейчас идет дождь», либо «сейчас не идет дождь» — одно из этих двух утверждений должно быть верным.]

Закон «исключённого третьего», это следствие «закона непротиворечия», вот формулировка что их отличает, думаю, это не особо важно, потому что они построенны на одной логике:

Отличие в том, что закон непротиворечия не может иметь одновременную истинность и ложность, а закон исключенного третьего устанавливает необходимость истинности одного из двух противоречащих утверждений.

В некоторых описаниях, закон непротиворечия формулируется через суждение противоположностей, что может внести путаницу, так как суждение о противоположных вещах могут иметь срединную позицию, а о противоречивых только - либо одно, либо другое, без промежуточного суждения.