Первое, что цепляет - атмосфера рассказанной истории
Но речь не об атмосфере нулевых - я бы, честно говоря, вообще не назвала сериал ностальгическим, хотя так может показаться на первый взгляд. Ностальгия предполагает подробную детализацию, привязанность к символам прошлого, и даже обязательную пристрастность в отношении всяких мелочей... Здесь же детализация не тщательная, даны лишь какие-то обобщенные черты времени, а конфликт отцов и детей осмыслен современно, с триггерами, которые мы в нулевые ещё даже не осознавали.
С первой сцены мы попадаем в легкую динамику искрящих драматичных диалогов, в которых почти нет лишних слов. Крепкий, талантливый сценарий. Хороший темп: не быстро, но и не затянуто. И очень простой и понятный сюжет.
Четверо друзей подростков и их родители, семьи с разным социальным достатком, неторопливо разворачивают перед нами свои мечты, конфликты и сложные выборы и во всё это как бы случайно вклинивается таинственный персонаж с пробитой головой, который забыл свою личность.
Сюжет обогащен неожиданными твистами и у него всего одна загадка, сохраняющая свою актуальность до финала.
То есть тайна как бы есть, но историю тащит не она, а та самая живая атмосфера дружбы, которую удалось создать талантливым молодым актерам. Эта дружба кажется очень хрупкой: вот-вот треснет и развалится навсегда, и именно эта угроза незаметно вовлекает и заставляет сопереживать и ждать продолжения.
Так что если вам показалось, что саспенса нет, то вы ошиблись - он просто не навязчив.
Название "кэмбэк" (зачем-то по-английски) - означает возвращение: это одновременно и о десятилетии, в которое перенесено действие сериала, и о поиске главных героев, которые пытаются помочь одинокому и никому не нужному человеку найти и вспомнить самого себя.
Название выделяет проект на фоне других афиш и это его как-то оправдывает, но коннотация спортивного термина, который предполагает реванш за счет захода сзади - к сюжету фильма совершенно не подходит. И в этом смысле оно неудачно.
Развитие и ритм
Уникальность сериалу придаёт очень своеобразный ритм. Каждый эпизод начинается заставкой, составленной из обрывков эфира нулевых: треки, передачи, мультфильмы, фрагменты художественных фильмов. Перед каждой серией они разные, но связь с сюжетом не прослеживается (если она и есть, то понятна только создателям). У зрителя же создается впечатление нестабильного эфира, как если бы кто-то бесцельно щелкал пультом от телевизора или крутил настройки радиоприёмника, улавливая разные частоты из прошлого.
Этот рваный ритм перекликается с тем, что происходит в голове Компота, покрытой слоями шрамов и потерявшей память - в ней тоже лишь фрагменты каких-то непонятных образов, которые он не может сам связать воедино, хотя и пытается достаточно упорно - ведет блокнот, делает зарисовки.
Но если бы не эти дети, которые попали в передрягу, и он почти на автомате решил их защитить, то этот потерявшийся в мире человек - вряд ли пришел бы к чему-то осмысленному. Голова простреляна, а данных памяти, за которые можно зацепиться, слишком мало. Дети проделывают для него настоящую поисковую работу, движком которой становится смесь чувств благодарности, влюбленности пацанов в Дашу и человечности, в широком смысле этого слова.
Кульминация
Сюжет, неторопливо скользя от мирных бытовых сцен и детского расследования в сторону острой криминальной истории, создаёт густую, нависшую над судьбой подростков тень. И из этой тени, как черт из табакерки неожиданно выскакивает персонаж из прошлого Компота - идеальный бескомпромиссный злодей Алексея Чадова (Дрон) - готовый расстреливать на кухне случайных женщин и убивать детей.
Здесь темп действия резко ускоряется, как будто давая понять, что время на исходе, и наступает душераздирающий финал, который, на мой взгляд, был хорош по своей умозрительной задумке, но почти провален на уровне актерского исполнения.
Впечатление от актерской игры
Гипотетически, если бы Петров вытянул драматургический накал кульминационной сцены в коллекторе, где он слышит в трубке голос своей жены, зритель получил бы бурю эмоций, а не хаос в голове, как это вышло на деле.
И здесь, я вижу хороший урок современным режиссерам и сценаристам с амбициями, которые строят свой проект, рассчитывая (вероятно, где-то глубоко в душе), что актер эмоционально умрет на сцене и наступит всеобщий катарсис, но...
Зрители, возможно, и в праве ждать такой жертвы - зависит от уровня эмоциональной жадности до зрелища.
Но в жизни актеры тоже люди, иногда просто нормальные. И вот герой Петрова кричит как резанный, а зритель сидит и ничего не чувствует, кроме жалости к актеру (здесь говорю только за себя, простите, если что - вдруг вы прониклись).
Я после этой сцены вспомнила Хита Леджера, сыгравшего Джокера в Темном рыцаре. Фанаты до сих пор в трепете от созданного им образа, он играл как человек идущий на казнь и реально умер в процессе съёмок. Ну или взять того же Майкла Холла, который заболел раком, снимаясь в лучших сезонах своего Декстера.
Подумав об этом, я как зритель задаюсь вопросом: имею ли право, сидя в кресле - требовать от Петрова, чтобы он глубоко утонул в этой жуткой истории, лишь внешне стилизованной под ностальжи? Чтобы реально прочувствовал, каково это, когда твоя голова изрыта шрамами как свежевспаханное поле и ты узнаешь, что это сознательная инициатива самых близких тебе людей? Думаю, это было бы бесчеловечно и под силу только кому-то с гранитной психикой.
Петров, насколько мы знаем, актер очень даже драматический, игравший Гамлета и Лопахина, да и Гарипов в интервью рассказывает, что он работал над ролью Компота с душой. Так что я не одобряю хамские отзывы, где пишут, что он сыграл никак - это неправда. Но и восторгов, что дескать это его лучшая роль, тоже не разделяю. По-моему, образ Компота в целом получился неплохо, в нём даже есть что-то самурайское, но всё же настоящего драйва, который требуется для такой роли, не случилось.
Молодые актеры, сыгравшие подростков, напротив, и удивили, и порадовали.
Василису Коростышевскую (Даша) хочется увидеть снова в сложных ролях, она сыграла не идеально, но очень сильно, особенно для молоденькой, пока никому не известной актрисы.
Илларион Маров (26 лет) и Григорий Столбов (16 лет) - которым достались роли влюблённых в Дашу друзей, Юры и Олега, могут после этого сериала, как минимум, рассчитывать на узнаваемость. Они сотворили достаточно убедительные образы, которые хорошо запомнились зрителям.
Хетаг Хинчагов (18 лет, играет Птаху) - внес в роль столько искренности и драйва, что теперь кастеры, скорее всего, порвут его на части, приглашая в свои проекты. Я лично долго не смогу забыть эти горящие глаза и пластику танцующего медвежонка. Только из-за одной его игры уже не жаль, что посмотрела этот сериал.
Александр Югов - сто процентное попадание в образ молодого русского разбойника конца 20, начала 21 века. С одной стороны он жесток, циничен и способен на дикие поступки ради того, чтобы показать всем свою альфа значимость, с другой - душа полна полудетской блатной романтики. Сыграл так, что многие зрители пишут в отзывах - его герой кажется просто списанным с кого-то из знакомых того времени.
Ольга Воронина (мать Даши) - роль вспышка. Сначала перед нами безликая пьянчужка, ужасная мать и отвратительная эгоистичная личность. А потом характер раскрывается, как взорвавшаяся семенная коробочка, и мы слышим монолог Офелии, способный пронять даже злодея Дрона.
По-моему восприятию, благодаря игре Ворониной и Югова, линия главного героя часто становится фоновой, почти второстепенной интригой. А сериал запоминается больше всего мыслью о хрупкости и податливости женской психики, на которую мужчины и мечты влияют роковым образом.
Роль и вся линия Юлии Богданович (Катерина, за которой как бы ухаживает Компот) показалась мне лишней. Потому что, во-первых, в атмосфере фильма она создала явный перебор угнетенного женского начала, во-вторых, почти копия сцены со Светланой из Брата 1997 года выглядит надуманно и глупо: для современного зрителя это уже дичь, пусть даже и часть атмосферы прошлого. Зачем? Если в современном мире едва ли найдется 10 женщин на миллион, готовых защищать мужчину, который только что пытался пырнуть её ножом? Вся эта покорность и принятие страданий, как черта русской рабыни - да ради бога, дурацкий штамп!
И главное, вместо неё - было бы куда логичней, добавить Даше хоть какого-то отца. Потому что отдав экранное время поножовщине между Компотом и мужем Дианы, которая уже ничего нового к образу отбитого бездомного не добавила, создатели ослабили самую живую нить сюжета, забыв даже упомянуть об отце главной героини.
Из-за этого драма Ольги выглядит менее убедительной. А вместе с ней и характер Даши, которая каким-то чудом выросла девчушкой с совестью и честью: это после 4 лет детдома и нескольких лет жизни с равнодушной матерью алкоголичкой?
Единственное что мы знаем - Даша не из пробирки. Но у всякого света, как и у тьмы, должны быть какие-то корни, какой-то источник. Возможно, во втором сезоне эта тема раскроется более полно и отец или кто-то ещё, давший этой девочке светлый вектор развития, всё-таки появится? О том, что продолжение будет, уже объявили на Кинопоиске. Много не жду, но всё равно любопытно.
В целом впечатление от первого сезона не однозначное, как и у большинства зрителей. Советую полистать серии наугад и уже самостоятельно решить, будете смотреть все эпизоды или нет.
С точки зрения философской концепции этой истории, мне понравилась оценка кинокритика Марии Токмашевой. Она указывает на связь с фильмами Алексея Балабанова и пишет о травме тотального беспамятства, которая никак не привязана ни к нулевым, ни к 90-м, и актуальность этой темы только выросла с тех времен. Думаю изначальный посыл она увидела верно. Но, увы, именно эта тема раскрыта слабо, она осталась скорее в потенциале.
Музыка
Она звучит почти постоянно, и это даёт зрителю одновременно и лёгкость, и философичность, и повод для ностальгии.
Мы обязательно встретимся, слышишь меня… прости.
Там, куда я ухожу, − весна.
Я знаю, ты сможешь меня найти,
Не оставайся одна.
Дельфин "Весна".
Чей замысел и кто рулил
Идея фильма принадлежала Илье Куликову ("Глухарь", "Перевал Дятлова", "Чернобыль: зона отчуждения" и ряд других, не менее мощных сценариев).
Кроме Куликова над сценарием работали Василий Внуков и Алексей Иванов, все трое уже давно одна команда.
Режиссер Динар Гарипов. Его фамилию я запомнила после просмотра Территории - сериал не похож ни на что виденное мной ранее, и это одна из причин, почему я сразу решила, что хочу посмотреть Кэмбэк.
Автор текста Наталья Артемьева
РS: Если статья показалась вам интересной, пожалуйста поставьте любую реакцию: лайк, дизлайк или пару слов в комментариях. Это единственный способ получить больше 4 показов в сутки. Я публикую новые статьи редко(нет времени на то чтобы писать качественно и часто) и поэтому алгоритмы не поднимают мои новые статьи. Они будут показывать те, что написаны 4 года назад и уже получили оценку читателей, а новые мариновать, пока те не покроются слоем "актуальной плесени". Только читатели могут влиять на эту особенность системы.