Сегодня в рубрике Словарь Театрала рассказываем о слове «апофеоз» — одном из самых торжественных терминов театрального искусства.
От греческого apotheosis — «возвеличение, прославление». В театре апофеозом называют заключительную сцену спектакля, концерта или балета, где действие достигает своего максимального подъема. Это всегда «живая картина» — яркая, монументальная, наполненная движением и символами, выражающая главную идею всего произведения.
В классической традиции апофеозом завершаются многие крупные формы. Так, финал «Жизни за царя» М. И. Глинки стал образцом торжественной театральной кульминации. В опере XIX века апофеоз нередко посвящали чествованию героя или даже самого автора пьесы. В балете этот прием сохранялся особенно долго: почти все великие постановки заканчивались широким, ликующе-праздничным финалом.
Иногда апофеоз становился самостоятельной частью зрелища: масштабные немые сцены, эффектные группировки артистов, выразительные позы, костюмы, бутафория. В России мастером таких сцен считали декоратора и машиниста Большого театра Н. Ф. Вальца, создававшего целые мини-спектакли внутри одной постановки именно в апофеозах.
А в музыкальной культуре этот термин использовали и композиторы: финал «Траурно-триумфальной симфонии» Гектора Берлиоза получил название Apothéose, как дань памяти французам, погибшим на войне.
Так апофеоз стал символом кульминации: момента, когда искусство поднимается на высшую точку эмоционального и смыслового звучания.