В мире большого спорта время бежит быстро. И, казалось бы, ещё совсем недавно тот или иной его представитель находился на пике своей популярности, а успех и слава сопутствовали ему буквально во всём.
Но такое не может продолжаться до бесконечности. И в жизни каждого спортсмена, хочет он того или нет, настаёт такой момент, когда нужно уступить дорогу молодым и завершить свою карьеру.
Таким образом, сегодняшняя публикация будет посвящена заключительному игровому этапу некоторых наших известнейших хоккеистов прошлых лет. Всё это мы рассмотрим на примере сборной страны.
Начнём с легендарного Всеволода Боброва. Не секрет, что его спортивная биография - это целый роман, наполненный интересными, увлекательными и яркими спортивными событиями.
Так получилось, что Всеволоду Боброву пришлось "повесить коньки на гвоздь" из-за полученного повреждения на домашнем чемпионата мира 1957 года.
Произошло это в матче с Чехословакией, после чего советскому нападающему пришлось досрочно закончить турнир. Кстати, тогда знаменитая тройка с участием Всеволода Боброва выглядела уже по-иному. В частности, не было Виктора Шувалова, а по центру выходил Александр Уваров или Владимир Гребенников.
Исходя из имеющихся статистических данных, тройка Бабич - Шувалов - Бобров провела последнюю встречу в своём классическом составе 9 января 1957 года в чешском Кладно против местного клуба "Банник".
Судя по всему, это был товарищеский матч. Не исключено, что он вообще не входит в официальный реестр игр национальной сборной. Но, так или иначе, Виктор Шувалов в списках сборной СССР больше не фигурировал.
Для спартаковца Бориса Майорова, как и его партнёров-одноклубников настоящим прорывом стал чемпионат мира 1961 года. Его тройка с Вячеславом Старшиновым и братом Евгением вошла в разряд ведущих в национальной команде страны. Но в дальнейшем, по причинам разногласий с тренерском штабом, пришлось уйти Евгению Майорову. А его место занял молодой Евгений Зимин.
На Олимпиаде 1968 года в советской сборной выступала тройка Евгений Зимин (Вениамин Александров) - Вячеслав Старшинов - Борис Майоров. Уже в следующем сезоне, а именно 6 марта 1969 года, в товарищеской встрече с финнами в Хельсинки Борис Майоров действовал совместно с Вячеславом Старшиновым и молодым Александром Якушевым. После чего в сборную он больше не приглашался.
Прощальный матч Бориса Майорова состоялся 10 ноября 1969 года против московского "Динамо", завершившийся со счётом 2:2.
Для вышеупомянутого Вениамина Александрова последними крупными международными соревнованиями были также Олимпийские игры в Гренобле. Там он провёл четыре матча (из семи возможных), выходя на площадку с Борисом Майоровым и Вячеславом Старшиновым. И один раз с Евгением Мишаковым и Анатолием Ионовым (во встрече с ГДР).
Годом ранее в ЦСКА Вениамин Александров примерил роль "дядьки-наставника" для своих молодых товарищей по амплуа: Бориса Михайлова и Владимира Петрова, которые уважительно называли его между собой "дядя Веня".
По этому поводу Б.П.Михайлов вспоминал: "Было это в 1967 году, когда мы с Владимиром Владимировичем пришли в ЦСКА, я – из «Локомотива», Петров – из «Крыльев Советов». Мы были совсем зеленые, но задорные и резвые. Дядя Веня с трудом за нами поспевал. И часто шипел. Вскоре в команду вернули из Чебаркуля Валеру Харламова и поставили к нам".
А затем Борис Петрович пришел к выводу: "Выходит, Александров передал Харламову эстафету, стал в хоккее его крестным отцом".
Нападающий Анатолий Фирсов неожиданно для многих был отстранён от сборной после ухода Анатолия Чернышёва и Анатолия Тарасова в 1972 году. Новый тренер Всеволод Бобров отказался от его услуг. То же самое коснулось и динамовца Виталия Давыдова.
Как всё происходило, Анатолий Фирсов рассказал следующее: "Я был шокирован, когда новые тренеры на первой тренировке сборной объявили: «Фирсов и Давыдов могут быть свободны». Пучков нашептал Всеволоду Михайловичу, что Фирсов, как любимчик Тарасова и Давыдов, как любимчик Чернышева будут мстить, что ли, за отставку «их» тренеров. Чушь несусветная! Но я и Виталик навсегда оказались вне сборной".
Для Александра Рагулина заключительный чемпионат мира состоялся в 1973 году в Москве. А в декабре, на "известинском" турнире, произошло чествование именитого защитника, связанное с его уходом.
Как правило, во внутреннем чемпионате возрастные хоккеисты часто выступают несколько до́льше, чем на международных аренах. Александр Рагулин чувствовал, что готов играть и дальше. Но в клубе возникло недопонимание со стороны Анатолия Тарасова.
По словам самого Сан Палыча: "В одной из игр защитники грубо ошиблись в каком-то эпизоде. Тарасов разозлился и набросился на меня, когда я сидел на лавке Признаюсь, я ничего не понял. Я не был в то время на льду. Сказал тренеру об этом. Он вскипел: «Ах, ты так считаешь?!» Ну, слово за слово. Тарасов снял меня с игры. А потом вызывает и говорит, что я не готов к сезону".
При этом Александр Рагулин попросился в "Химик", но ему отказали в этой возможности, предложив только СКА. В свою очередь, защитник на это не согласился. После чего перестал выступать и на клубном уровне.
Как известно, форвард Александр Якушев в последний раз сыграл на московском чемпионате мира 1979 года. Конечно же, его лучшие и результативные годы остались к тому времени уже позади.
Принято считать, что в апреле 1980 года Александр Якушев в матче ЦСКА завершил и клубную карьеру. Но на самом деле он принял участие и ещё в нескольких дальнейших играх.
В новом сезоне экс-нападающий "Спартака" специально прилетел из Австрии и 22 сентября 1980 года торжественно передал символическую капитанскую повязку Виктору Шалимову.
Борис Михайлов долгое время был капитаном советской сборной, а тройка с Владимиром Петровым и Валерием Харламовым - являлась лидером нашего хоккея на целое десятилетие. Но всё изменилось после неудачи на зимней Олимпиаде-80. Все вместе в одном сочетании Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов провели матч олимпийских состязаний 24 февраля 1980 года против шведов. А дальше наступила пора для нового поколения.
Что касается Бориса Михайлова, то в сентябре 1980 года он также сыграл во встрече с Чехословакией (в одной тройке с Валерием Харламовым и Владимиром Крутовым). И после этого под знамёна сборной больше не призывался.
22 декабря 1984 года, по завершении традиционного приза "Известий", команда СССР встретилась со сборной Европы. Всё это было приурочено к проводам из большого хоккея Владислава Третьяка, Валерия Васильева и Александра Мальцева. А вместе с ними уходила целая эпоха.
Борис Майоров как-то сказал: "...я верю, что пройдёт немного времени, и мы привыкнем к таким матчам. К сожалению, мы до сих пор ещё не научились как следует провожать больших спортсменов — людей, которых знает вся страна".
Пишите комментарии, ставьте "лайк" и подписывайтесь на мой канал. Всем спасибо за внимание всем читателям.