На российских стримингах стартовал новый сезон отечественного триллера об эксцентричном маньяке-полицейском. В режиссерское кресло вернулся Юрий Быков, но, похоже, это не спасет сериал. Давайте вспомним, какими были первые два сезона, и почему третий (пока) выглядит как провал.
«Метод» – российский телесериал в жанре детективно-психологического триллера, созданный продюсерской компанией Sreda. Выйдя на телевизионные экраны в далеком 2015 году, он вызвал неоднозначную реакцию аудитории.
С одной стороны, сериал своей атмосферой напоминал «Декстера» и «Настоящего детектива», которые так полюбились зрителю. Очевидные параллели разбавлял налет русской хтони, которую мастерски передает режиссер Юрий Быков – автор таких фильмов, как «Дурак», «Майор» и других. К тому же, антагонисты в каждой серии создавались на основе реальных историй, знакомых каждому, кто интересуется тру-краймом. С другой стороны, – абсолютная нереалистичность происходящего на экране.
О первом сезоне
Есения Стеклова (Паулина Андреева), только выпустившаяся с юрфака, набивается в стажеры к опытному следователю Родиону Меглину (Константин Хабенский), который завоевал репутацию легенды. Ему удается раскрыть каждое дело, за которое он берется, ведь у него есть собственный метод – да, именно отсюда берется название сериала. Вместе они колесят по России и ловят убийц различных мастей.
Ключевой интерес представляют сами герои. В первом сезоне авторы ставят перед нами вопрос, отраженный в образах Родиона и Есении: что важнее – справедливость или закон? Метод Меглина действительно вызывает много вопросов – он давит на подозреваемых физически и психологически, всячески нарушает устав, и в конечном итоге, просто убивает самих маньяков.
Авторам удалось грамотно создать образы антагонистов. Поначалу любой убийца демонстрируется нам как беспросветное зло. Но, помимо того, что создатели нагнетают атмосферу и усложняют ситуацию для главных героев, они, как бы странно ни звучало, добавляют человечности этому самому злу. Исследование того, откуда берется это зло, тоже является важной темой сериала. Раскрывается она в основном через ретроспективу жизни того или иного антагониста: одного в детстве не принимали сверстники, другой невольно заработал сильнейшее впечатление от неприятных событий, которое не смог сдерживать впоследствии. Ужаса добавляет и тот факт, что убийцы обладают реальными прототипами, такими как, например, Анатолий Сливко – тот самый вожатый-потрошитель. Это играет на струнах души зрителя, создавая связь не только с Родионом и Есенией, но и с отрицательными героями. Мы можем понять их мотивы, проникнуться их опытом, но суд, подготовленный Меглиным, в итоге все равно кажется справедливым, хоть порой и чересчур жестоким.
Лейтмотивом всего сериала является действия загадочной личности с довольно глупым прозвищем – Ты Меня Не Поймаешь. Он выступает куратором, кукловодом, который дергает за ниточки убийц и действует их руками. Эта линия будет полностью уничтожена во втором сезоне, но об этом позднее.
Итак, что мы имеем в первом сезоне: харизматичные герои, построены по классическому приему – еще зеленая выпускница, которая стремится поскорее применить полученную теорию на практике, и опытный следователь, который про эту теорию знать не знал. Две противоположности притягиваются, в данном случае – взаимодополняют и перенимают черты друг друга. Харизматичные злодеи, вселяющие ужас. Таинственный метод, суть которого разгадать другим опытным следователям не под силу. В общем, этакая мрачная сказка в постсоветской действительности.
Еще на закрытой премьере «Метода» Константин Эрнст объявил о продлении сериала на второй сезон, хотя Юрий Быков, покинувший проект после завершения работы над первым, позднее в интервью скажет:
Долгое время я был убежден, что «Метод» — законченная история и продолжение снимать не надо. Мне нравилась точка, поставленная в финале первого сезона.
Вот незадача. Внимание, спойлер: в финале первого сезона самого харизматичного и центрального персонажа Родиона Меглина, пребывающего в вегетативном состоянии, зарезала Есения Стеклова. Как создатели будут развивать историю без самого интересного персонажа? Ответ: магия сценарного мастерства.
О втором сезоне
Знакомая нам Есения предстает в новом амплуа – теперь она озлобилась, стала смотреть на вещи как ныне покойный Родион Меглин. Она жестока, прямолинейна, самая настоящая смена легендарного следователя. Но на одном из дел появляется застой, и никто не может понять, как же все-таки выйти на след преступника. И тут появляется он – рыцарь в смирительной рубашке. Как оказалось, Есения лишь немного задела сердце Меглина, и он впал в кому. По словам одного из героев, об этом никто не знал, даже лица вышестоящие. Теперь Родион – самый натуральный безумец, прыгающий как сайгак и разговаривающий со своими галлюцинациями. Решение, мягко говоря, спорное, но надо же было как-то воскресить любимца публики.
Теперь, твердая как бревно, Есения вместе с сумасшедшим Родионом расследуют новые дела убийц и маньяков. Не спрашивайте, как человека с психическим отклонением допустили до расследования таких серьезных преступлений.
Маньяки все еще основаны на реально существующих личностях, но теперь к темам серий добавились социальные проблемы – самосуд, классовое неравенство, коррупция и так далее. Раскрывается это все, на удивление, неплохо. Например, серия, в которой весь город покрывал убийцу, являющегося сыном бизнесмена, очень впечатляет масштабами.
Одно из главных разочарований – Ты Меня Не Поймаешь. В первом сезоне каждая серия начиналась с того, что Есения сидит на допросе у двух следователей и как бы пересказывает сюжет. Создатели решили не отказываться от этой концепции, но немного ее переиначили. Наша героиня снова сидит на допросе, но на сей раз у психолога (Егор Корешков). Абсолютно новый герой, даже намеков на которого не было в первом сезоне, оказывается главным злодеем сериала. Во втором сезоне его не очень аккуратно вплели в кадры из первого, сделав сыном одного из персонажей, знакомых Меглина. Видно, что для создателей было важно поскорее закрыть эту арку и больше к ней не возвращаться. Решение опустошающее: после просмотра кажется, что кто угодно лучше бы подошел на эту роль, и многие зрители с этим согласны.
Самое забавное во всем безобразии – концовка. Родион, у которого, кажется, полностью восстановилась психика, вместе с Есенией, ее дочкой и воображаемым другом едут «на море». Да, казалось бы, хэппи-энд. Они едут по трассе в машине, врезаются в ограждение и… пробивают его и взлетают, оставляя зрителям боль от истерического смеха и один единственный вопрос: «что это вообще было?».
Второй сезон предстает то ли романтической историей, то ли комедийным фарсом. Он сам не знает, чем именно хочет казаться. Да и сама история сшита белыми нитками – сюжетные ходы часто кажутся непродуманными, чересчур очевидными и просто–напросто плохими.
Наконец, третий сезон
Когда объявили о съемках третьего сезона, радости фанатов не было предела. После появления новостей о том, что Быков снова на посту режиссера, казалось, что сериал встает на правильные рельсы. Сейчас этот локомотив незабываемых впечатлений молниеносно пролетит по зрительским экранам и вернет те ощущения, которые когда-то смог подарить первый сезон. Но, видимо, нет. Случился мягкий перезапуск.
Итак, сюжет. Теперь Меглин заведует целым отрядом маньяков-следователей, которые действуют по его методу. Судьба дала им шанс на исправление и теперь они ищут и ловят по всей России таких же, как и они, убийц. В отряде оказывается Лера – на первый взгляд обыкновенная студентка, но в ее душе скрыта тьма, которой она и сама боится. В отличие от других членов подразделения, она еще не успела убить ни одного человека, но ее все же принимают в свои ряды.
«Метод 3» собирает знакомый конструктор так, будто детали перепутали местами. Вместо камерной истории о мрачном детективе и его ученице – абсурдный кинокомикс, напоминающий «Отряд самоубийц» (в худшем смысле).
Оригинальный «Метод» держался на хтонической эстетике: мрак, заброшки, кровь, тяжелый воздух. Третий сезон пытается воспроизвести эту атмосферу, но выходит глянцевая пародия в сине-оранжевой обертке. Старые дома сияют как рекламные декорации, а один эпизод и вовсе разворачивается в стерильном офисном интерьере – будто из корпоративного ролика. Общая атмосфера изменилась, и эти изменения пошли не на пользу сериалу. Теперь он выглядит как и другие проходные проекты, которыми завалены стриминги.
Родиона Меглина – атланта, который держал на своих плечах весь сериал, – обделили экранным временем. Создается впечатление, что он появляется как фан-сервис, чтобы не распугать аудиторию, пережившую второй сезон. В третьем сезоне ему попытались вернуть суровый и стратегичный пафос, но герой появляется лишь для раздачи заданий команде маньяков и исчезает. Тайна вокруг Меглина поддерживается звонками Есении Лере и внезапным поворотом в четвертой серии, но это никак не развивает сюжет. Пока присутствие Хабенского выглядит просто маркетинговым ходом.
Сама Лера не тянет на полноценного героя – она скорее проводник в мир маньяков, с претензией на лидерство, но ее плохо раскрывают. Она будто пародирует Есению, при этом каких-либо оснований. Вчерашняя студентка провела пару дней с убийцами-детективами, и уже строит догадки не хуже самого Меглина. Остальной отряд – коллекция карикатур: Зверь (Никита Кологривый) – жигало с не самыми здоровыми увлечениями; Сталкер (Эльдар Калимулин) – образ айтишника из анекдотов нулевых с сальными волосами. Единственный интересный герой из новоприбывших – Связист (Егор Кенжаметов), бывший военный, страдающий ПТСР. Есть надежда, что его глубже раскроют во второй половине сезона.
Злодеи третьего сезона гротескны и в то же время скучны. Они совсем не запоминаются, в отличии от антагонистов первого сезона. Флэшбэки о травмах из детства уже не пугают, скорее смешат. Мотивация их выглядит надуманной и глупой.
Итог
Авторы сериала плохо обошлись с его наследием. Они номинально пытаются вернуть зрителю ощущение почти нуарного триллера, того самого, который познакомил нас с хулиганским героем Хабенского. Он был чудовищем, которое ловит чудовищ. Третий сезон превратился в глянцевую пародию на саму себя. Теперь он идет по протоптанной дорожке, в конце которой, кажется, виднеется тупик.
Автор: Добрыня Лаферьев