Найти в Дзене
РАСФОКУС

«Метод 3»: вспоминаем первые два сезона и разбираемся, что не так с третьим

На российских стримингах стартовал новый сезон отечественного триллера об эксцентричном маньяке-полицейском. В режиссерское кресло вернулся Юрий Быков, но, похоже, это не спасет сериал. Давайте вспомним, какими были первые два сезона, и почему третий (пока) выглядит как провал.

«Метод» – российский телесериал в жанре детективно-психологического триллера, созданный продюсерской компанией Sreda. Выйдя на телевизионные экраны в далеком 2015 году, он вызвал неоднозначную реакцию аудитории.

С одной стороны, сериал своей атмосферой напоминал «Декстера» и «Настоящего детектива», которые так полюбились зрителю. Очевидные параллели разбавлял налет русской хтони, которую мастерски передает режиссер Юрий Быков – автор таких фильмов, как «Дурак», «Майор» и других. К тому же, антагонисты в каждой серии создавались на основе реальных историй, знакомых каждому, кто интересуется тру-краймом. С другой стороны, – абсолютная нереалистичность происходящего на экране.

О первом сезоне

Есения Стеклова (Паулина Андреева), только выпустившаяся с юрфака, набивается в стажеры к опытному следователю Родиону Меглину (Константин Хабенский), который завоевал репутацию легенды. Ему удается раскрыть каждое дело, за которое он берется, ведь у него есть собственный метод – да, именно отсюда берется название сериала. Вместе они колесят по России и ловят убийц различных мастей.

Ключевой интерес представляют сами герои. В первом сезоне авторы ставят перед нами вопрос, отраженный в образах Родиона и Есении: что важнее – справедливость или закон? Метод Меглина действительно вызывает много вопросов – он давит на подозреваемых физически и психологически, всячески нарушает устав, и в конечном итоге, просто убивает самих маньяков.

Кадр из сериала «Метод» (первый сезон)
Кадр из сериала «Метод» (первый сезон)

Авторам удалось грамотно создать образы антагонистов. Поначалу любой убийца демонстрируется нам как беспросветное зло. Но, помимо того, что создатели нагнетают атмосферу и усложняют ситуацию для главных героев, они, как бы странно ни звучало, добавляют человечности этому самому злу. Исследование того, откуда берется это зло, тоже является важной темой сериала. Раскрывается она в основном через ретроспективу жизни того или иного антагониста: одного в детстве не принимали сверстники, другой невольно заработал сильнейшее впечатление от неприятных событий, которое не смог сдерживать впоследствии. Ужаса добавляет и тот факт, что убийцы обладают реальными прототипами, такими как, например, Анатолий Сливко – тот самый вожатый-потрошитель. Это играет на струнах души зрителя, создавая связь не только с Родионом и Есенией, но и с отрицательными героями. Мы можем понять их мотивы, проникнуться их опытом, но суд, подготовленный Меглиным, в итоге все равно кажется справедливым, хоть порой и чересчур жестоким.

Кадр из сериала «Метод» (первый сезон)
Кадр из сериала «Метод» (первый сезон)

Лейтмотивом всего сериала является действия загадочной личности с довольно глупым прозвищем – Ты Меня Не Поймаешь. Он выступает куратором, кукловодом, который дергает за ниточки убийц и действует их руками. Эта линия будет полностью уничтожена во втором сезоне, но об этом позднее.

Итак, что мы имеем в первом сезоне: харизматичные герои, построены по классическому приему – еще зеленая выпускница, которая стремится поскорее применить полученную теорию на практике, и опытный следователь, который про эту теорию знать не знал. Две противоположности притягиваются, в данном случае – взаимодополняют и перенимают черты друг друга. Харизматичные злодеи, вселяющие ужас. Таинственный метод, суть которого разгадать другим опытным следователям не под силу. В общем, этакая мрачная сказка в постсоветской действительности.

Еще на закрытой премьере «Метода» Константин Эрнст объявил о продлении сериала на второй сезон, хотя Юрий Быков, покинувший проект после завершения работы над первым, позднее в интервью скажет:

Долгое время я был убежден, что «Метод» — законченная история и продолжение снимать не надо. Мне нравилась точка, поставленная в финале первого сезона.

Вот незадача. Внимание, спойлер: в финале первого сезона самого харизматичного и центрального персонажа Родиона Меглина, пребывающего в вегетативном состоянии, зарезала Есения Стеклова. Как создатели будут развивать историю без самого интересного персонажа? Ответ: магия сценарного мастерства.

О втором сезоне

Знакомая нам Есения предстает в новом амплуа – теперь она озлобилась, стала смотреть на вещи как ныне покойный Родион Меглин. Она жестока, прямолинейна, самая настоящая смена легендарного следователя. Но на одном из дел появляется застой, и никто не может понять, как же все-таки выйти на след преступника. И тут появляется он – рыцарь в смирительной рубашке. Как оказалось, Есения лишь немного задела сердце Меглина, и он впал в кому. По словам одного из героев, об этом никто не знал, даже лица вышестоящие. Теперь Родион – самый натуральный безумец, прыгающий как сайгак и разговаривающий со своими галлюцинациями. Решение, мягко говоря, спорное, но надо же было как-то воскресить любимца публики.

Теперь, твердая как бревно, Есения вместе с сумасшедшим Родионом расследуют новые дела убийц и маньяков. Не спрашивайте, как человека с психическим отклонением допустили до расследования таких серьезных преступлений.

Кадр из сериала «Метод» (второй сезон)
Кадр из сериала «Метод» (второй сезон)

Маньяки все еще основаны на реально существующих личностях, но теперь к темам серий добавились социальные проблемы – самосуд, классовое неравенство, коррупция и так далее. Раскрывается это все, на удивление, неплохо. Например, серия, в которой весь город покрывал убийцу, являющегося сыном бизнесмена, очень впечатляет масштабами.

Одно из главных разочарований – Ты Меня Не Поймаешь. В первом сезоне каждая серия начиналась с того, что Есения сидит на допросе у двух следователей и как бы пересказывает сюжет. Создатели решили не отказываться от этой концепции, но немного ее переиначили. Наша героиня снова сидит на допросе, но на сей раз у психолога (Егор Корешков). Абсолютно новый герой, даже намеков на которого не было в первом сезоне, оказывается главным злодеем сериала. Во втором сезоне его не очень аккуратно вплели в кадры из первого, сделав сыном одного из персонажей, знакомых Меглина. Видно, что для создателей было важно поскорее закрыть эту арку и больше к ней не возвращаться. Решение опустошающее: после просмотра кажется, что кто угодно лучше бы подошел на эту роль, и многие зрители с этим согласны.

Самое забавное во всем безобразии – концовка. Родион, у которого, кажется, полностью восстановилась психика, вместе с Есенией, ее дочкой и воображаемым другом едут «на море». Да, казалось бы, хэппи-энд. Они едут по трассе в машине, врезаются в ограждение и… пробивают его и взлетают, оставляя зрителям боль от истерического смеха и один единственный вопрос: «что это вообще было?».

Второй сезон предстает то ли романтической историей, то ли комедийным фарсом. Он сам не знает, чем именно хочет казаться. Да и сама история сшита белыми нитками – сюжетные ходы часто кажутся непродуманными, чересчур очевидными и просто–напросто плохими.

Наконец, третий сезон

Когда объявили о съемках третьего сезона, радости фанатов не было предела. После появления новостей о том, что Быков снова на посту режиссера, казалось, что сериал встает на правильные рельсы. Сейчас этот локомотив незабываемых впечатлений молниеносно пролетит по зрительским экранам и вернет те ощущения, которые когда-то смог подарить первый сезон. Но, видимо, нет. Случился мягкий перезапуск.

Итак, сюжет. Теперь Меглин заведует целым отрядом маньяков-следователей, которые действуют по его методу. Судьба дала им шанс на исправление и теперь они ищут и ловят по всей России таких же, как и они, убийц. В отряде оказывается Лера – на первый взгляд обыкновенная студентка, но в ее душе скрыта тьма, которой она и сама боится. В отличие от других членов подразделения, она еще не успела убить ни одного человека, но ее все же принимают в свои ряды.

«Метод 3» собирает знакомый конструктор так, будто детали перепутали местами. Вместо камерной истории о мрачном детективе и его ученице – абсурдный кинокомикс, напоминающий «Отряд самоубийц» (в худшем смысле).

Оригинальный «Метод» держался на хтонической эстетике: мрак, заброшки, кровь, тяжелый воздух. Третий сезон пытается воспроизвести эту атмосферу, но выходит глянцевая пародия в сине-оранжевой обертке. Старые дома сияют как рекламные декорации, а один эпизод и вовсе разворачивается в стерильном офисном интерьере – будто из корпоративного ролика. Общая атмосфера изменилась, и эти изменения пошли не на пользу сериалу. Теперь он выглядит как и другие проходные проекты, которыми завалены стриминги.

Кадр из сериала «Метод» (третий сезон)
Кадр из сериала «Метод» (третий сезон)

Родиона Меглина – атланта, который держал на своих плечах весь сериал, – обделили экранным временем. Создается впечатление, что он появляется как фан-сервис, чтобы не распугать аудиторию, пережившую второй сезон. В третьем сезоне ему попытались вернуть суровый и стратегичный пафос, но герой появляется лишь для раздачи заданий команде маньяков и исчезает. Тайна вокруг Меглина поддерживается звонками Есении Лере и внезапным поворотом в четвертой серии, но это никак не развивает сюжет. Пока присутствие Хабенского выглядит просто маркетинговым ходом.

Сама Лера не тянет на полноценного героя – она скорее проводник в мир маньяков, с претензией на лидерство, но ее плохо раскрывают. Она будто пародирует Есению, при этом каких-либо оснований. Вчерашняя студентка провела пару дней с убийцами-детективами, и уже строит догадки не хуже самого Меглина. Остальной отряд – коллекция карикатур: Зверь (Никита Кологривый) – жигало с не самыми здоровыми увлечениями; Сталкер (Эльдар Калимулин) – образ айтишника из анекдотов нулевых с сальными волосами. Единственный интересный герой из новоприбывших – Связист (Егор Кенжаметов), бывший военный, страдающий ПТСР. Есть надежда, что его глубже раскроют во второй половине сезона.

Кадр из сериала «Метод» (третий сезон)
Кадр из сериала «Метод» (третий сезон)

Злодеи третьего сезона гротескны и в то же время скучны. Они совсем не запоминаются, в отличии от антагонистов первого сезона. Флэшбэки о травмах из детства уже не пугают, скорее смешат. Мотивация их выглядит надуманной и глупой.

Итог

Авторы сериала плохо обошлись с его наследием. Они номинально пытаются вернуть зрителю ощущение почти нуарного триллера, того самого, который познакомил нас с хулиганским героем Хабенского. Он был чудовищем, которое ловит чудовищ. Третий сезон превратился в глянцевую пародию на саму себя. Теперь он идет по протоптанной дорожке, в конце которой, кажется, виднеется тупик.

Автор: Добрыня Лаферьев