В театр мы идем за эмоциями, чтобы, посмотрев спектакль, что-то понять про себя или про других. Посопереживать, посмеяться, поплакать. Или даже получить поддержку — когда видишь, что другим плохо и трудно, но они справляются, это как-то мобилизует. Хочу рассказать о свежей премьере Томского театра драмы.
«Ленинградская симфония» — это в первую очередь история о музыкантах, которые в 1942 году в блокадном Ленинграде репетировали, а затем исполнили знаменитую Седьмую симфонию Шостаковича, впоследствии получившую название «Ленинградской».
Но по большому счету, это история о том, что искусство и культура делают человека непобедимым даже тогда, когда физические силы на исходе, практически на нуле.
Когда из осажденного и истощенного физически Ленинграда в прямом эфире зазвучала симфония Шостаковича, когда по радио читала свои проникновенные стихи Ольга Берггольц, для остального мира это был сигнал — город не сломлен. Не случайно пьеса Инги Гаручава и Петра Хотяновского, написанная в 1985 году, по которой поставлен спектакль, так и называется — «День Победы среди войны».
В Томском театре драмы спектакль получил название «Ленинградская симфония», поскольку режиссер Олег Молитвин нашел необычное решение: в постановке принимают участие 17 музыкантов Томской филармонии, звучит живая музыка, а в финале — фрагмент той самой, легендарной симфонии Шостаковича.
Поначалу у меня был скепсис и некое недоверие — как театр сможет передать атмосферу блокадного Ленинграда? Все мы помним и фотографии, и кадры кинохроники, которые вызывают боль и ужас, знаем о количестве жертв, о страданиях, испытанных ленинградцами. Как это все будет воплощено театральными средствами?
Но скепсис быстро прошел — к святой для многих теме создатели спектакля сумели подойти очень деликатно и обошлись без штампов. Стиль постановки определила нотная партитура — она задала черно-белое цветовое сочетание в костюмах и декорациях, а также определила форму главной конструкции, нечто среднее между нотным станом и скрипичным ключом. На ней, словно нотные знаки, расположились музыканты оркестра с инструментами.
В основе сюжета — начало репетиций только что написанной Седьмой симфонии Шостаковича. Дирижер (артист Антон Антонов), который сам едва восстановился после дистрофии и выглядит ослабленным, собирает музыкантов.
Кого-то он находит рядом с умирающей от голода внучкой, кого-то — доедающим последние крохи еды, выменянной на гобой, а для кого-то визит дирижера становится спасением — девушка потеряла всех своих близких, и не понимала, зачем этому миру музыка, если он так жесток.
Сколько участников оркестра — столько же камерных историй, больших и маленьких трагедий проходит перед нами. Из их боли и страданий и складывается самая мощная в истории музыки Ленинградская симфония, потому что каждый вложил в исполнение частичку себя, своей души.
У персонажей нет имен — в спектакле звучат лишь названия музыкальных инструментов. Самоироничен и трагичен в роли Первой скрипки заслуженный артист России Александр Постников. Буквально обжигает болью нежная Флейта-пикколо (Аделина Бухвалова), рожденная для любви и веселья, но попавшая в горнило войны.
До слез трогает история Виолончели-отца (Вячеслав Радионов) и Виолончели-сына (Михаил Чернов), трогательно оберегающих друг друга. Впрочем, добрые слова можно найти буквально о каждом исполнителе — все запомнились, все раскрыли характеры своих героев.
Кстати, в создании образов приняли участие и музыканты со своими инструментами — актерская игра дополнялась звучанием реальных скрипок, виолончелей, трубы, гобоя, английского рожка…
Хотелось бы еще отметить два женских персонажа, без которых бы симфония не сложилась. Это Жена Дирижера (Татьяна Темная), которая своей добротой и порядочностью сглаживает конфликтные ситуации.
Актриса создает образ настоящей жены творца — умеющей прощать талантливому человеку его сложности, поддерживать, во многом отказывая себе.
Второй образ — это Случайная старуха (так в программке), хотя язык не поворачивается ее так назвать. И не старуха, и совсем не случайная — в исполнении Ирины Шишлянниковой это самый нужный и запоминающийся персонаж.
Выпускница Смольного умудряется и спустя годы гордо держать осанку. Несмотря на возраст, это женщина-сюрприз, у которой всегда что-то припасено для других — хрустальные бокалы в саквояжике ко дню рождения маэстро или задорная шутка для тех, у кого опустились руки.
В целом у театра совместно с оркестром получилась вдохновляющая история о том, что как бы ни было трудно, нужно собрать волю в кулак и, превозмогая тяжелейшие обстоятельства, делать свое дело. Как сделали это музыканты в Ленинграде 1942 года.
Проект театра получил поддержку Президентского фонда культурных инициатив.
Любите ли вы театр, часто бываете?
Фото с сайта Томского театра драмы.
О других спектаклях на томской сцене: