- В русской культуре он одним из первых обнаружил удивительное очарование и душевность простой крестьянской доли. Это стало для него источником вдохновения и повлияло на все последующие поколения художников.
- Задолго до появления знаменитых передвижников, которые подорвали устоявшиеся нормы салонного искусства для богатого класса, Алексей Венецианов в начале XIX века обратил свой взгляд на мир крестьян через призму романтического видения. В этой среде, а также в мягких пейзажах деревни, он увидел уникальную, завораживающую вселенную, которая стала главным мотивом его творчества. Необыкновенное чувство свободы пространства, игра света и ощущение покоя являются ключевыми чертами его произведений.
- Венецианов, как знаковая фигура русского искусства, занимает важное место среди выдающихся представителей романтизма в Европе, но при этом он отображает исключительно русскую землю. Вокруг его творчества в России сформировалась собственная школа Венецианова – сообщество его учеников и последователей, которые продолжили развивать крестьянский жанр в живописи.
В русской культуре он одним из первых обнаружил удивительное очарование и душевность простой крестьянской доли. Это стало для него источником вдохновения и повлияло на все последующие поколения художников.
Задолго до появления знаменитых передвижников, которые подорвали устоявшиеся нормы салонного искусства для богатого класса, Алексей Венецианов в начале XIX века обратил свой взгляд на мир крестьян через призму романтического видения. В этой среде, а также в мягких пейзажах деревни, он увидел уникальную, завораживающую вселенную, которая стала главным мотивом его творчества. Необыкновенное чувство свободы пространства, игра света и ощущение покоя являются ключевыми чертами его произведений.
Венецианов, как знаковая фигура русского искусства, занимает важное место среди выдающихся представителей романтизма в Европе, но при этом он отображает исключительно русскую землю. Вокруг его творчества в России сформировалась собственная школа Венецианова – сообщество его учеников и последователей, которые продолжили развивать крестьянский жанр в живописи.
1. Крестьянин со скрещенными руками
Вероятно, это предварительный набросок для церковной иконы, чья иконография не совсем понятна. В искусствоведческих работах его идентифицируют либо согласно надписи на обратной стороне как «апостола Луку», либо считают изображением Андрея Первозванного. Стиль написания схож с иконописным образом апостола Андрея, который ранее принадлежал князю В. Н. Аргутинскому-Долгорукову.
2. На пашне. Весна
По лугу шествует крестьянка в праздничном наряде, управляя парой лошадей с бороной и присматривая за малышом, расположившимся у вспаханной земли. Движение по кругу продолжает женщина, виднеющаяся слева на заднем плане, и завершается силуэтом третьей женской фигуры, едва различимой на линии горизонта справа.
Это не изображение повседневной жизни сельских жителей, и даже не типичный портрет. Это символическое представление весны. Женщина воплощает Флору, богиню расцвета. Её походка легка и грациозна, словно парит над землей. Её облик рядом с лошадьми кажется несоразмерно большим, наделённым величием.
В чертах лица крестьянки, едва различимых на небольшом полотне, сложно уловить индивидуальность. Венецианов редко интересовался глубоким психологизмом своих персонажей. Его целью было иное: пробудить у зрителя чувство сопричастности через гармонию всей композиции. Ребенок символизирует Амура, олицетворение начала жизни. Эту тематику подчёркивают и юные деревца, стремящиеся к свету рядом с усохшим пнём.
Венецианов запечатлевал не просто будни, а саму суть бытия. В пахоте он видел не обыденную работу, а вечную красоту античной идиллии, бесконечный цикл жизни: смену сезонов, рождение и увядание. Именно за это гармоничное настроение, аллегорическую глубину и сочетание с русскими мотивами и ценил творчество Венецианова император Александр I.
3. На жатве. Лето
Полотно запечатлело время сбора урожая: сельские женщины, вооруженные серпами, срезают колосья пшеницы или ржи, формируя снопы прямо в поле. Композиционно картина делится на две зоны. В верхней части простирается небесный свод с легкими, едва заметными облаками. В нижней части – простирающееся поле и холмистая линия горизонта. На переднем плане, на деревянной платформе, устроенной на возвышении, изображена крестьянка, оставившая работу ради кормления младенца. Рядом с ней лежит серп, служащий символом основного замысла произведения. Иные детали повседневности отсутствуют; несмотря на изображение сцены из деревенской жизни, художник придал ей возвышенный, поэтический характер.
Приподнятая над землей платформа наделяет образ крестьянки монументальностью. В метафорическом плане, женщина, кормящая дитя на фоне уборочной страды, олицетворяет собой плодородную землю. Цветовое решение, в котором доминируют оттенки золота и лазури, а также алый сарафан и белая рубаха крестьянки, перекликается с иконописными традициями. Поблекшее лазурное небо, золотистый туман, окутывающий всю картину, и тень от амбара, расположенного слева, создают ощущение летнего зноя, жаркого июльского полудня.
4. Гумно
На полотне запечатлено гумно – вспомогательная постройка, предназначенная для складирования и обработки урожая. Внутри помещения можно заметить группу крестьян, в составе которой как мужчины, так и женщины.
Гумно, как правило, возводили достаточно крупным, чтобы вместить не только сами снопы, но и лошадей с телегой, которые использовались для подвоза собранного зерна и вывоза готовой продукции.
Венецианов работал над "Гумном", опираясь на реальность, с большим вниманием к деталям. Чтобы добиться реалистичного освещения, он даже распорядился убрать часть стены гумна в своем поместье. Это позволило создать эффект присутствия, словно зритель наблюдает за театральным представлением.
Современники Венецианова не разделили его восторга по поводу картины. Они сочли сюжет чрезмерно статичным и сценичным: крестьяне одеты в лучшие одежды, а женщины даже в кокошниках, что казалось им неестественным и нарочитым. Из-за этого "Гумно" не соответствовало стандартам, принятым в Академии художеств.
Однако, император Александр I высоко оценил "Гумно" и приобрел его для Эрмитажа за значительную сумму – три тысячи рублей. В 1897 году полотно было передано в только что открывшийся Русский музей, где оно и находится в настоящее время.
5. Спящий пастушок
Из окон дома Венецианова в селе Сафонково открывается панорамный вид на реку Ворожбу, который и является фоном картины. Впервые публика увидела это полотно в 1826-1827 годах на выставке Общества поощрения художников. Произведение отражает характерную для русской школы живописи душевность в изображении крестьянского мальчика, избегая при этом сухого этнографического подхода. Образ мальчика конкретен, но в то же время наполнен поэзией.
Использование приема отделения переднего плана от фона позволяет зрителю ощутить бескрайние просторы и глубину пейзажа. Нежные переходы света и цвета создают почти физическое ощущение тихого летнего дня, замедленного жарой, но полного непрерывного и разнообразного жизненного потока. Преисполненная тишины и умиротворения, картина погружает нас в замкнутый, обыденный мир русской деревни, с её узкими тропами, по которым идут местные жители и соседи, и где появление незнакомца становится настоящим происшествием.
6. Вот-те и батькин обед!
Нежные лучи, окутывающие лицо, голову и светлую одежду мальчика, рождают приглушенные отблески, подчеркивая очертания и текстуру окружающих вещей. Колорит выдержан в теплых, золотистых оттенках, плавно переходящих в коричневые, охряные и зеленоватые мазки.
Для образованной публики изображения простых людей, вместо идеализированных крестьян, казались новаторскими и непривычными. Осознавая важность подготовки общества к восприятию подобных сюжетов, В.И. Григорович в своем "Журнале изящных искусств" проанализировал картины Венецианова, отметив "приятную технику исполнения", "точное освещение" и "неподдельную правдивость". В свою очередь, П.П. Свиньин в "Отечественных записках" опубликовал восторженную статью, где с энтузиазмом предрекал русскому художнику славу, сравнимую с Д. Уилки в Англии и Ф. Мирисом Старшим в Нидерландах. Упоминание известных европейских мастеров жанровой живописи должно было расположить зрителя к необычным персонажам и оправдать их появление в сфере "высокого" искусства.
7. Жнецы
В завершении 1820-х, не прекращая работу над малыми формами, созвучными этюдам с натуры, Венецианов всё активнее переходит к масштабным полотнам, где образы персонажей приобретают обобщенный характер. Одним из ярких примеров такого подхода являются «Жнецы» – признанный шедевр в период наивысшего подъема мастерства художника. По сути, это жанровый портрет, типичный для венециановского наследия (на картине изображен крестьянский мальчик Захарка, которого Венецианов запечатлел на холсте еще в 1825 году). Однако образы приобретают выраженную монументальность, подчеркивается живописная текстура, а мазок становится более крупным и пастозным. С серьезностью и неподдельной искренностью, свободной от сентиментальности, художник передает красоту и мощь непосредственного чувства, что свойственно романтическому искусству, нередко использовавшему жанровую характеристику персонажа.
Определение даты создания картины основано на стилистическом анализе, а также на возрасте крестьянского мальчика Захарки, чей портрет Венецианов писал ранее (в 1825), что позволяет соотнести время написания.
8. Крестьянский мальчик, надевающий лапти
Внутри скромного сельского жилища, чью дальнюю часть скрывает драпировка, живописец запечатлел юношу. Бытовые детали подчеркивают крестьянский уклад жизни, окружающий героя полотна.
Нечто отвлекло внимание мальчика от его дел. Об этом свидетельствует его взгляд, обращенный вдаль. Особую живость композиции придает выразительный наклон головы юного персонажа картины.
9. Девушка в клетчатом платке
Живописец запечатлел юную особу, почти ребёнка. Её облик доминирует в пространстве полотна. Лицо девушки светлое, одухотворённое. Она являет собой классический пример русской красавицы. Прозрачные серые очи направлены на зрителя, на припухлых губах играет едва заметная улыбка, щёки слегка зарделись от застенчивости. Пепельно-русые волосы, разделённые прямым пробором, укрыты большим тёмно-синим клетчатым платком, который она придерживает рукой, чтобы не упал.
Платок играл существенную роль в русском народном костюме. Его носили женщины различных сословий и возрастов. А замужняя женщина непременно должна была покрывать голову. Платок считался ценным подарком. Он был обязательной частью приданого, которое готовилось задолго до свадьбы. Вероятно, этот платок преподнёс девушке сам художник в благодарность за позирование, а возможно, это была её личная вещь. В любом случае, платок подчёркивает естественную красоту юной крестьянки и акцентирует внимание зрителя на её светящемся лике.
Лишь руки выдают происхождение девушки - очевидно, что она не понаслышке знает о тяжёлом сельском труде, ведь в то время дети рано начинали помогать родителям.
Задний план этюда художником умышленно не детализирован. Мастер изображает женскую фигуру на коричневатом фоне. Он не рассеивает внимание зрителя от самой девушки. Её невинный облик невольно притягивает взгляд и запечатлевается в памяти.
Венецианов в своих произведениях оставил нам множество выразительных образов крепостных. За каждым из них стоит личность, живой человек. Художник демонстрирует, что крепостные, пребывавшие в то время в подневольном положении, способны испытывать высокие чувства. Они сильны духом, прекрасны, с широкой, как русские просторы, душой и большим сердцем.
10. Купальщицы
"Купальщицы" знаменуют дебют художника в категории ню, представляя собой изображение двух крестьянок, отдыхающих у освежающего ручья в знойный день. Заметно, что обе женские фигуры созданы с одной и той же натурщицы, Марии, которая в дальнейшем продолжит позировать художнику для других работ этой серии.
Венецианов, стремясь к абсолютной реалистичности, не идеализировал своих персонажей. Модели предстают далекими от классических идеалов красоты: их отличают массивные бедра, короткие шеи, крупные ступни и кисти рук. Особое внимание привлекает пейзаж: детально проработаны стволы деревьев, отбрасывающие тень, и плавный берег, спускающийся к воде.
Впечатляет и цветовая палитра картины. Художник искусно сочетает зеленовато-оливковые тона с насыщенным алым цветом одежд купальщиц. Слаженное сочетание алых, золотистых, зеленых и коричневых оттенков свидетельствует о несомненном таланте живописца. Венецианов показывает натурщицу в двух различных проекциях: анфас и со спины. "Купальщицы" — единственное произведение мастера, вошедшее в коллекцию Академии художеств.
11. Спящая девушка
Художник создал образ простой деревенской девушки, на её спящем лице видна душевная простота и безмятежность. Сон подчёркивает природную красоту героини.
Для всех женских образов Венецианова характерны нежность и хрупкость, грация и женственность, лиризм и поэтичность. В «Спящей девушке» эти качества выходят на первый план.
Считается, что в этом произведении Венецианов показал новое отношение к женщине: раскрыл тайну женской красоты как одного из самых удивительных совершенств природы — явления вечного и преходящего, мимолетного, как сон.
12. Гадание
Гадание на картах имело в России в ХIХ веке широкую популярность. По общему мнению, карты обладали магической силой и могли рассказать о прошлом человека или предсказать его будущее. Гадание было своего рода игрой, которой с увлечение предавались и в великосветском обществе, и в крестьянской среде. На картине молодая девушка гадает своей подруге. Карты предсказывают "позднюю дорогу, свидание с бубновым королем и сердечные хлопоты". В то же время девушке грозят какие-то неприятности от "крестовой дамы", возможно, разлучницы. Бубновый туз в руках обещает письмо или известие.