Читатель! В 16 лет Николая Сличенко приняли в труппу единственного в мире цыганского театра "Ромэн". Сначала артист играл в массовке, затем стал получать главные роли, а в конце 1970-х даже стал главным режиссёром и художественным руководителем коллектива. Прославился Сличенко и как певец: он исполнял русские и цыганские романсы, эстрадные композиции.
Детство и юность. Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года в Белгороде. Его мать и отец были оседлыми цыганами и работали в одном из колхозов. Кроме Николая в их семье было ещё четверо детей - три дочери и сын. Позднее Сличенко вспоминал: "Семья наша была обыкновенная, многодетная, со своими обычаями, традициями, укладом жизни, со свойственной цыганской среде строгостью во взаимоотношениях между её членами". Когда Сличенко исполнилось семь лет, началась Великая Отечественная война. Прямо на глазах будущего артиста его отца расстреляли. В книге "Родился я в таборе" Сличенко писал: "Мои первые впечатления, точнее потрясения, связаны с войной. Немцы на моих глазах расстреляли отца. Отпечаток огромного горя, боли, разрухи, голода, когда на глазах умирали люди, - это впечатление детских лет осталось со мной на всю жизнь". После войны семья Сличенко переехала в Воронежскую область. Там они работали в колхозе "Красный Октябрь". В свободное время Сличенко занимался музыкой, он выступал на праздниках с танцами и народными песнями. Знакомые посоветовали Николаю Сличенко поехать в Москву - там располагался единственный в мире профессиональный цыганский театр "Ромэн". Деньги на билет для артиста собирали его родственники и друзья, и летом 1951 года он смог отправиться в столицу.
"Я называюсь теперь артистом". Сразу после того, как поезд Николая Сличенко прибыл в Москву, начинающий артист отправился в "Ромэн". Его принял главный режиссёр театра Пётр Саратовский. Он дал Сличенко один день на подготовку к прослушиванию. Режиссёр посоветовал ему выступить с отрывком из прозы, басней и стихотворением. Сначала театральной комиссии не понравилось выступление Сличенко. Наизусть он знал только стихотворение Михаила Лермонтова "Парус", а выучить басню и отрывок из прозы за один день не смог. Однако в конце прослушивания Сличенко начал петь и танцевать. Его голос высоко оценил актер "Ромэна" Сергей Шишков. Он назвал Сличенко своей будущей заменой и предложил Саратовскому взять начинающего артиста в труппу. Николаю Сличенко долго не давали ролей - он играл только в массовке. Актёр вспоминал: "Мои представления об искусстве тогда были такими, что, если приняли в театр и я называюсь теперь артистом, хотя и вспомогательного состава, должен непременно начать играть роли. Просмотрев все спектакли из репертуара, я выбрал для начала несколько ролей, разумеется, главных. Это, пожалуй, было основное, что меня в них прежде всего привлекало". Всего за месяц Сличенко выучил все мужские роли в спектаклях "Ромэна". Артист несколько раз просил Саратовского дать ему сыграть в любой постановке театра. Однако режиссёр считал, что у начинающего актёра мало опыта. Свою первую роль Сличенко получил в 1952 году в спектакле "Четыре жениха". Актёру помог Сергей Шишков. Во время поездки труппы "Ромэна" в Загорск (сейчас - Сергиев Посад) по просьбе артиста он притворился больным. Никто, кроме Сличенко, не знал роль наизусть, поэтому ему разрешили сыграть цыгана Лекса, главного персонажа постановки. Актёр писал: "Я не помнил себя от радости, что наконец исполнилась моя мечта. Роль Лексы в "Четырёх женихах" я потом играл долго и, судя по отзывам, небезуспешно. В спектакле было много музыки, песен, танцев. И это оказалось выигрышным для меня - петь и танцевать я умел". После премьеры "Четырёх женихов" Сличенко часто подменял других актёров театра, когда те болели. Он играл Дмитрия в постановке повести "Очарованный странник" Николая Лескова, советского офицера Чанго в "Сломанном круге". Первой самостоятельной работой артиста стала роль Василя в спектакле "Цыганка Аза". Сличенко не только играл в театре, но и снимался в кино. Его первой ролью стал цыган в картине 1958 года "Олеко Дундич" Леонида Лукова. Затем актёр снялся в картинах "Трудное счастье" и "В дождь и в солнце". Как киноактёр Сличенко стал известен благодаря фильму "Свадьба в Малиновке", который вышел в 1967 году. В ленте он исполнил роль Петри Бессарабца, красного кавалериста.
Песни Николая Сличенко. Ещё в 1950-х на концертах в театре "Ромэн" Николай Сличенко выступал с цыганскими песнями и романсами. А в 1962 году актёр отправился на гастроли в Рязань. Он посетил музей Сергея Есенина в Константинове и решил исполнить на концерте песню на стихи поэта. Сличенко выбрал "Письмо матери". Позднее он писал: "Долгое время ничего не получалось. Как только начинал фразу: "Ты жива ещё, моя старушка…", к горлу подкатывал ком, и я не мог дальше петь. Мама, родной дом, знакомое с детства дерево - понятия для всех близкие и родные, но в стихах Есенина слова эти и то, что в них скрыто, у каждого вызывают особую неповторимую гамму чувств, свои, навеянные воспоминаниями переживания". Артист так спел "Письмо матери", что многие зрители плакали. Когда Сличенко вернулся с гастролей, он записал на стихи Есенина цикл песен. В газете "Советская культура" писали о концерте, где артист исполнил эти композиции: "Сличенко поёт с такой внутренней отдачей, с какой можно спеть только раз в жизни. Каждую песню в каждом концерте он поёт "в первый раз"". В репертуар Сличенко вошли не только цыганские, но и русские песни и романсы, среди которых "Ручеёк", "Гитара семиструнная", "Очи чёрные". Артиста часто приглашали на телевидение - он пел на "Голубом огоньке", праздничных концертах. Музыкальные критики писали о искренности и эмоциональности его исполнения. В 1970-х Николай Сличенко часто давал концерты в СССР, Польше, Чехословакии. Он был любимым исполнителем Леонида Брежнева. Однажды артисту даже пришлось отменить запланированные гастроли, чтобы выступить на концерте, который планировал посетить политик.
Читатель! На этом первая часть статьи подходит к концу. Делись своими впечатлениями после прочтения в комментариях. Подписывайся, продолжение совсем скоро, ведь это Твоя История!