Найти в Дзене
YouDzen

Из чьих комплектующих собрана Lada Iskra?

Lada Iskra — самый сложный проект в новейшей истории АвтоВАЗа. Задуманная как "дочка" Renault на платформе CMF-B, она рождалась уже в эпоху санкций, когда французские партнеры покинули завод, забрав с собой поставщиков и логистические цепочки. Инженерам пришлось совершить подвиг "реинжиниринга": сохранить современную архитектуру, но заменить критически важные органы. Мы заглянули под кузов новинки, чтобы понять: насколько Iskra российская, а насколько — "восточная"? Основа Искры — это глобальная платформа CMF-B LS (Low Specifications). Именно на ней построены Dacia Logan III и Sandero III. Однако назвать Искру "Логаном" уже нельзя. После ухода Renault платформа была подвергнута глубокой локализации и получила внутризаводской индекс XJO. Самый болезненный удар санкций пришелся на электронику. Раньше за это отвечали Bosch, Valeo и Continental. Теперь главным спасителем стала костромская НПП «Итэлма». Системы пассивной безопасности — критический узел. Раньше подушки поставляла американска
Оглавление

Из чьих комплектующих собрана Lada Iskra?

Lada Iskra — самый сложный проект в новейшей истории АвтоВАЗа. Задуманная как "дочка" Renault на платформе CMF-B, она рождалась уже в эпоху санкций, когда французские партнеры покинули завод, забрав с собой поставщиков и логистические цепочки.

Инженерам пришлось совершить подвиг "реинжиниринга": сохранить современную архитектуру, но заменить критически важные органы. Мы заглянули под кузов новинки, чтобы понять: насколько Iskra российская, а насколько — "восточная"?

1. Платформа: Французские корни, русская сталь

Основа Искры — это глобальная платформа CMF-B LS (Low Specifications). Именно на ней построены Dacia Logan III и Sandero III. Однако назвать Искру "Логаном" уже нельзя.

После ухода Renault платформа была подвергнута глубокой локализации и получила внутризаводской индекс XJO.

  • Кузовное железо: Полностью российское (ММК, Северсталь).
  • Силовая структура: Инженеры пересчитали жесткость кузова под доступные марки стали, сохранив программируемые зоны деформации.
  • Итог: Скелет — французский, кости — российские. Это позволило сохранить современную управляемость и безопасность, недоступную старой "Гранте".

2. Электроника и «Мозги»: Эпоха «Итэлмы»

Самый болезненный удар санкций пришелся на электронику. Раньше за это отвечали Bosch, Valeo и Continental. Теперь главным спасителем стала костромская НПП «Итэлма».

  • ABS и ESP: Блоки антиблокировочной системы и курсовой устойчивости теперь производятся в Костроме. Однако, будем честны: это крупноузловая сборка (или глубокая локализация) китайских систем. Основным донором технологий выступает китайская компания Kesens. Это неплохо — Kesens лицензировал технологии Bosch, так что алгоритмы работы схожи.
  • Блок управления двигателем (ЭБУ): Полностью отечественная разработка «Итэлмы», которая пришла на смену французским блокам. Это позволяет заводу самостоятельно калибровать моторы, не спрашивая разрешения у Парижа.
  • Приборная панель и мультимедиа: Софт — российский (Яндекс.Авто в топе), "железо" экранов и чипы — Китай.

3. Безопасность: Кто надувает подушки?

Системы пассивной безопасности — критический узел. Раньше подушки поставляла американская Joyson Safety Systems (через завод в Ульяновске) или Takata.

  • Airbag: Сейчас поставщики сменились. По инсайдерской информации, подушки безопасности для Искры (как и для Vesta NG) поставляют партнеры из «дружественных стран». Наиболее вероятный кандидат — китайская Jinheng или её локализованные деривативы.
  • Ремни безопасности: Производятся в России, но с использованием импортной (китайской) фурнитуры и преднатяжителей.

4. Трансмиссия: Восточный экспресс

Здесь кроется самое заметное отличие от старых Лад.

  1. Механика 5-ст: Родная вазовская коробка (2182), модернизированная. Полностью локализована.
  2. Механика 6-ст: А вот это новинка. Шестиступенчатая МКПП — китайская, от компании WLY (WanLiYang). Эта компания — стратегический партнер Chery.
  3. Вариатор (CVT): Японский Jatco ушел в прошлое. На Искре стоит вариатор WLY CVT18. Это надежный агрегат, конструктивно схожий с вариаторами Jatco (так как WLY выкупила часть патентов), но произведенный в Китае.
Важно: Адаптация китайского вариатора под вазовский мотор 1.6 л потребовала новых опор двигателя, приводов и калибровок, которые делали инженеры АвтоВАЗа.

5. Двигатели: Старые знакомые

Сердце машины осталось русским. Здесь импортозамещение прошло успешнее всего, так как моторы ВАЗ-11182 (90 л.с.) и ВАЗ-21127 (106 л.с.) и так производились в Тольятти.
Однако "навесное" изменилось:

  • Поршневая группа: Теперь от российских и азиатских поставщиков (вместо Federal Mogul).
  • Генераторы и стартеры: Локализованные бренды или Китай.
  • ГРМ: Поставщики ремней и роликов сменились с Gates (Европа/США) на китайские аналоги высокого заводского качества.

6. Прочие узлы: С миру по нитке

  • Рулевое управление: Электроусилитель руля (ЭУР) теперь производится в Калуге (завод "Автоэлектроника"). Это серьезная победа в локализации, хотя компоненты платы управления — азиатские.
  • Свет: Оптика (фары и фонари) производится заводом "Автосвет" в Димитровграде. Дизайн и корпуса — наши, диоды и линзы — импорт (Азия).
  • Шины: Вместо Pirelli или Continental на конвейере стоят российские бренды (Kama, Cordiant), которые теперь полностью независимы от западных технологий.

Итог: Насколько Iskra наша?

Lada Iskra — это уникальный гибрид.

  1. Инженерия и интеллектуальные права: 100% Россия. АвтоВАЗ сам решает, что и как менять в машине.
  2. Металл и пластик: 95% Россия.
  3. Сложная электроника и автоматические трансмиссии: 90% Китай.

Вывод: Искра перестала быть "француженкой", но не стала полностью русской. Она — дитя новой реальности, где "технологический суверенитет" означает замену западных хозяев технологий на восточных поставщиков компонентов, при сохранении собственного инженерного контроля. Для покупателя это скорее плюс: запчасти из Китая и России достать проще и дешевле, чем санкционные европейские.