“Сущность” – это дебютный полнометражный художественный фильм Дилана Саузерна (Dylan Southern), который до этого снимал музыкальные видео и документальные фильмы. Основой сценария, который Саузерн тоже написал сам, стала новелла Макса Портера (Max Porter) “Горе – это штука с перьями” (2015, Grief Is the Thing with Feathers).
Идею для названия Портер взял у Эмили Дикинсон с ее стихотворением “Надежда – это штука с перьями” (1891, Hope” is the thing with feathers) и вдохновлялся сборником стихов "Ворон" английского поэта Теда Хьюза (сам Хьюз создал эти стихи после того, как “ушла” его жена Сильвия Платт, и вдохновлялся рисунками тушью американского художника Леонарда Баскина).
Для Портера новелла стала дебютом в литературе, потому что до этого он работал редактором и продавцом книг. Когда он работал над новеллой, он еще был сотрудником издательства, и он прекрасно понимал, что формат его истории является рискованным. Возможно, ее не решатся опубликовать. Но смелость окупилась – рукопись приняли и опубликовали.
В сходстве на почве дебютов между Портером и Саузерном даже есть какая-то поэтичность. Они перешли на незнакомую территорию, которую они в разное время начали осваивать – так же и главный герой истории со своими сыновьями познакомились с новой частью жизни.
Поэтичность в целом переходит в фильм – несмотря на то, что повествование однозначно печальное, мрачное и давящее на нервы, Саузерн сумел остановиться в шаге от предела, за которым бы начались чистая манипуляция, вызов на эмоции и чрезмерную жалость к главному герою.
Американская премьера драмы состоялась в январе 2025 года на фестивале Sundance Film Festival, а европейская – в феврале на кинофестивале в Берлине 75th Berlin International Film Festival.
Сюжет
Драма с элементами хоррора “Сущность” рассказывает историю обычной английской семьи, переживающей потерю.
Автор графических романов (в исполнении Бенедикта Камбербэтча), у которого нет имени – он просто Отец, – овдовел.
Смерть его жены была такой внезапной, что он даже не смог ее осознать. У него есть двое сыновей, для которых необходимо поддерживать прежний уровень жизни, но и как-то объяснить, что их мать больше никогда не вернется.
После похорон в их доме появляется черный ворон размером со взрослого человека, он словно материализовался из карандашных эскизов в рабочем кабинете Отца. Сначала Ворон вызывал страх, но со временем Отец и его сыновья поняли, зачем Ворон поселился с ними.
Причем Ворон создан без помощи спецэффектов. Костюм носит актер Эрик Лёмпарт (Eric Lampaert), а озвучивает его Дэвид Тьюлис (David Thewlis).
Основа новеллы – личный опыт Макса Портера
Макс Портер пришел к новелле “Горе – это штука с перьями”, потому что ему нужно было справиться со своим горем, пережить его. В ней он излил свое собственное детское горе, испытанное после потери отца в шестилетнем возрасте. Собственно, свою книгу он и назвал "любовным письмом к отцу". Ему несложно было воссоздать атмосферу – он и сам является отцом двух мальчиков и сам знает, что такое потеря и как она влияет на отношения с другими родственниками.
Портер использовал Ворона метафорой горя, его Ворон поступал как вандал и терапевт в зависимости от того, сколько времени проходит с момента потери. Но этот символ для каждого может быть и свой.
Тут важно было показать, что горе – это не враг, а важная часть жизни. Эту часть нельзя перешагнуть, закрыть перед ней дверь и отсидеться в комнате, надеясь, что горе не заметит. Это словно наличие болевого порога, необходимого для выживания. Горе насмехается, издевается, нападает и изводит. Но оно должно войти в доверие к человеку, и человек должен буквально примириться с ним, чтобы в один из дней – который у каждого приходит по-разному – очнуться к новой жизни. Не забыть о потере, но найти силы жить с ней и уважать прошлое. Собственно, это фильм и показывает. А Бенедикт Камбербэтч прекрасно исполняет роль безутешного отца и мужа. Эта роль ему удалась намного лучше, чем предыдущая комедийная в “Супругах Роуз”.
Важность отсылки к стихотворению Эмили Дикинсон
Стихотворение “Надежда – это штука с перьями” рассказывает о надежде, которая преподносится через метафору птицы. Птица может петь даже в опасности, даже в самых экстремальных обстоятельствах, что подчеркивает ее смелость и непоколебимость. Дикинсон говорит, что надежда крепчает в трудные времена, и нужна по-настоящему страшная буря, чтобы заставить ее замолчать.
Надежда должна найти место в душе и всегда оставаться там. Думаю, Макс Портер, позаимствовав и преобразовав название, сделал такой светлый подтекст при том, что сама история получилась мрачной. Его история отсылает к самой страшной буре, но главный герой все же находит в себе силы, чтобы справиться. В этом и смысл – примиряясь с горем, можно по-настоящему оценить свой опыт и ценность того, что осталось.
Новелла “Горе – это штука с перьями” получилась поразительно искренним произведением; его перевели на 36 языков, а также на язык театра и кино. До того, как Дилан Саузерн сделал экранизацию, появились две театральные постановки – в 2019 году в Лондоне и в 2025 в Сиднее. Но это не полный список, потому что есть и другие постановки, и в планах создать оперу.
Мысли и впечатления после просмотра
Повествование разделено на четыре части – четыре точки зрения на одно событие (Отца, Мальчиков, Ворона и Демона). Но важно не то, как это видится каждой стороне, чтобы потом отыскать правду; а то, что вообще существует несколько сторон и важно иметь их в виду.
Что интересно, но в фильме нет необычных переходов, тут даже невозможно обронить спойлер, потому что описание сюжета исчерпывающе рассказывает все, что будет происходить на протяжении одного часа 40 минут. Отец будет переживать, осознавать, возвращаться мыслями к моменту, когда Она уходила и когда он понимал, что впереди ждет жизнь без Нее. Мальчики, не зная, что такое горе, продолжают прежнюю жизнь, даже не отказываясь вернуться в школу сразу после похорон. Психотерапевт советует не скрывать горе от детей, а Отец и сам как ребенок, который хочет, чтобы все стало как прежде.
Не знаю, может, Бенедикту Камбербэтчу не понравилась роль в “Супругах Роуз”, и он сделал Тео Роуза без души и только ради гонорара, но в роли Отца в драме “Сущность” я снова узнала актера, который так мне понравился, когда я впервые его увидела в “Августе” или на сцене в роли Гамлета. Как он умеет вживаться в роль и передавать эмоции, держаться с достоинством, даже когда хочется истерить посреди общественного пространства – это в фильме есть. В этом фильме Камбербэтч дал немного театральности, словно он в камерной постановке – и отыгрывает человека и Ворона, человековорона. Но за ним наблюдают не из зала, а через объектив оператора. История балансирует между реализмом и фэнтази, искренними эмоциями и абсурдом. Это непросто, но Камбербэтч принимает вызов, увлекая за собой в историю.
У этого фильма есть удивительное свойство – нравиться несмотря на то, что он по большей части сумрачный. Меня покорила искренность истории, исполнение роли Камбербэтчем и то, что в таком мрачном повествовании есть место поэтичности и нет излишней сентиментальности. Помимо отсылок к Дикинсон и черным рисункам Леонарда Баскина, фильм завершается отсылкой к картинам шотландского художника Джека Веттриано, которые выглядят позитивно (сцена на морском берегу). В рамках сюжета такая смена цветовой палитры символизирует постепенное выздоровление семьи.