Найти в Дзене

Готовое домашнее задание для третьеклассника по теме ЧТО ТАКОЕ ОСНОВА СЛОВА

Мы уже знаем, что любое слово складывается из кусочков – как конструктор из деталей или как дом из кирпичей. «Кирпичиками» слов являются приставка, корень, суффикс и окончание. Как их сложишь, такой «дом» и получишь. Но у каждого дома есть фундамент, основа. У слов она тоже есть. Основа слова – та часть, которая определяет его точный смысл, его лексическое значение. В словах основа – постоянная часть, поэтому состоит из постоянных, неизменяемых «деталей»: к ним относятся приставка, корень и суффикс. Именно эти части слова составляют его основу. А вот окончание – часть изменяемая. Поэтому в основу оно не входит. Роль окончания – «украшать» слова, изменять их, подстраивать под основу так, чтобы наша речь была грамотная и красивая. Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России. Задание 182 Как выполнить задание Схема: Часть слова, с которой мы еще не познакомились – основа. В словах в

Мы уже знаем, что любое слово складывается из кусочков – как конструктор из деталей или как дом из кирпичей. «Кирпичиками» слов являются приставка, корень, суффикс и окончание. Как их сложишь, такой «дом» и получишь. Но у каждого дома есть фундамент, основа. У слов она тоже есть. Основа слова – та часть, которая определяет его точный смысл, его лексическое значение. В словах основа – постоянная часть, поэтому состоит из постоянных, неизменяемых «деталей»: к ним относятся приставка, корень и суффикс. Именно эти части слова составляют его основу. А вот окончание – часть изменяемая. Поэтому в основу оно не входит. Роль окончания – «украшать» слова, изменять их, подстраивать под основу так, чтобы наша речь была грамотная и красивая.

Задания взяты из учебника по русскому языку для третьего класса, часть 1. Авторы – В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, 2023 год. Программа – Школа России.

Задание 182

-2

Как выполнить задание

Схема:

-3

Часть слова, с которой мы еще не познакомились – основа. В словах выделяется специальным знаком. Основа – часть слова без окончания. Поэтому, чтобы определить основу, окончание надо убрать.

°

Определяем основу и окончание в словах:

-4

Задание 183

-5

Как выполнить задание

°

Находим однокоренные слова с корнем ящер-, выделяем основу:

-6

Находим формы одного слова, выделяем основу:

-7

°

Предложение, помеченное цифрой 4, разбираем по членам предложения.

  1. Ящерица лежала на камне.
  2. Определяем, о чем говорится в предложении и какое слово отвечает на вопрос кто? Ответ – ящерица. Это подлежащее.
  3. Определяем, какое действие выполняет подлежащее: ящерица что делала? – лежала. Это сказуемое.
  4. Делаем вывод: слова ящерица лежала – это главные члены предложения.
  5. Второстепенные члены предложения:
  • второстепенный член на камне поясняет сказуемое: лежала где? – на камне.

6. Делаем вывод: в этом предложении одно словосочетание – лежала на камне.

Это предложение:

  • по цели высказывания – повествовательное;
  • по интонации – невосклицательное;
  • простое;
  • распространенное.

Задание 184

-8

Как выполнить задание

Форзац:

-9

Выделяем части слова в группах однокоренных слов:

-10

Задание 185

-11

Как выполнить задание

Памятка:

-12

Пользуясь памяткой, разбираем слова по составу:

Мастерица

  1. Мастерица – работница, которая очень хорошо и качественно выполняет какую-либо работу. Это имя существительное. Слово изменяется.
  2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: мастерицы, мастерицу, мастерицей. При этом в слове исчезла буква а. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: мастерица.
  3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: мастерица.
  4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: мастер, мастерок, мастерить. Общая одинаковая часть во всех словах – мастер-. Это корень: мастерица.
  5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
  6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -иц-. Выделяем суффикс в слове: мастерица.
  7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
-13

°

Пёрышко

  1. Пёрышко – небольшое перо. Это имя существительное. Слово изменяется.
  2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: пёрышки, пёрышком, пёрышку. При этом в слове исчезла буква о. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: пёрышко.
  3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: пёрышко.
  4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: перо, перья, перистый. Общая одинаковая часть во всех словах – пер-. Это корень: пёрышко.
  5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.
  6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -ышк-. Выделяем суффикс в слове: пёрышко.
  7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
-14

°

Дошкольный

  1. Дошкольный – период времени до школы, предшествующий школе. Это имя прилагательное. Слово изменяется.
  2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: дошкольная, дошкольному. При этом в слове исчезло буквосочетание -ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: дошкольный.
  3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: дошкольный.
  4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: школьный, школьник, школа. Общая одинаковая часть во всех словах – -школ-. Это корень: дошкольный.
  5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. Подбираем однокоренные слова с другой приставкой или без нее: школьный, пришкольный, зашкольный. Изменяемая часть перед корнем – до-. Это приставка: дошкольный.
  6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: дошкольный.
  7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:
-15

Задание 186

-16

Как выполнить задание

°

Определяем, какие пары слов являются однокоренными.

За́мок - замо́к. Это омонимы – слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное лексическое значение. НЕ являются однокоренными.

Рука - ручка. Слова имеют общую часть -рук-(-руч-) с похожим значением часть тела. Это однокоренные слова.

Город - города. Это формы одного слова в единственном и множественном числе. НЕ являются однокоренными.

Горка - горе. Слова имеют одинаковую общую часть, но разное лексическое значение: небольшая возвышенность (горка) и печальное событие (горе). НЕ являются однокоренными.

Собака - щенок. Слова с разными корнями и смыслом. НЕ являются однокоренными.

Жёлтый - желток. Слова имеют общую часть -жёлт-(-желт-) с одинаковым значением цвет. Это однокоренные слова.

Мороз - холод. Это синонимы – слова с похожим значением, но разные по написанию и звучанию. НЕ являются однокоренными

Лифт - лифтёр. Слова, которые имеют общую одинаковую часть лифт- и похожее значение, связанное с подъемным механизмом. Это однокоренные слова.

Вывод:

Пары слов, которые являются однокоренными: рука – ручка, жёлтый – желток, лифт – лифтёр.

°

Для слов, помеченных цифрой 2, следует выполнить разбор по составу:

Ручка

1. Ручка – часть тела (маленькая рука) или деталь, за которую можно держаться (дверная ручка).

Это имя существительное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: ручки, ручкой, ручками. При этом в слове исчезла буква а. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: ручка.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: ручка.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: рука, ручной, ручища. Общая одинаковая часть во всех словах – рук-(руч-). Это корень: ручка.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -к-. Выделяем суффикс в слове: ручка.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-17

°

Жёлтый

1. Жёлтый – цвет, имеющий золотистый или песочный оттенок.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: жёлтые, жёлтому, жёлтая. При этом в слове исчезло буквосочетание ый. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: жёлтый.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: жёлтый.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: желтизна, желток, желтоватый. Общая одинаковая часть во всех словах – желт-. Это корень: жёлтый.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В данном слове после корня сразу стоит окончание, значит суффикса нет.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-18

Задание 187

-19

Как выполнить задание

Определяем лексическое значение слов:

Звёздочка – маленькая звезда.

Подсвечник – предмет, в который устанавливаются свечи.

Оленята – детеныши оленя.

Пришкольный – находящийся рядом со школой.

Ягода – сочный плод некоторых растений.

Зёрнышко – одно из семян злаковых культур.

Заморозки – небольшой мороз, наступивший ночью.

Подорожник – растение, которое растет около дороги.

Облако – скопление мелких водяных капель в воздухе.

Дочка – девочка по отношению к своим родителям, уменьшительно-ласкательное название от слова дочь.

Кормушка – приспособление, ёмкость, в которую закладывается корм для животных.

Поездка – путешествие.

Соотносим слова с данными схемами:

-20

Схема 1– слово имеет только корень и окончание. Основу слова составляет корень.

Схема 2 – слово имеет корень, суффикс и окончание. Основу слова составляют корень+суффикс.

Схема 3– слово имеет приставку, корень, суффикс и окончание. Основу слова составляют приставка+корень+суффикс.

°

Если мы затрудняемся самостоятельно определить части слова (морфемный разбор), следует обратиться к СЛОВАРЮ разбора слова по составу.

°

Выписываем слова в порядке расположения схем, указываем части слова:

-21

°

Для слова, помеченного цифрой 1, выполняем звуко-буквенный разбор:

Дочка [до́ч’ка] – 2 слога;

д - [д] – согл., звон. парн., твёрд. парн.;

о - [о́] – гласн., ударн.;

ч - [ч’] – согл., глух. непарн., мягк. непарн.;

к - [к] – согл., глух. парн., твёрд. парн.;

а - [а] – гласн., безуд.

5 б., 5 зв.

Задание 188

-22

Как выполнить задание

°

Вставляем пропущенные буквы. Проверяем написание по словарю, потому что эти слова являются словарными:

-23

°

Подбираем однокоренные слова к трем словам на выбор:

Завод – заводской, заводик, заводишко, заводище, заводчанин, заводчанка, заводчик, заводчица, лесозавод, хлебозавод, внутризаводской.

Ракета – ракетница, ракетный, ракетовоз, ракетчица, ракетчик, ракетоноситель, ракетоносец, противоракетный, авиаракетный.

Молоко – молочко, молочный, безмолочный, кисломолочный, молоковоз, молочник, молочница, молочишко, молокосос, млечный, млекопитающее.

Задание 189

-24

Как выполнить задание

Лишние слова: облачному, из снега, осенние. В предложениях каждое из этих слов упоминается вместе с другим однокоренным словом, возникает повтор речи. Поэтому одно из слов следует убрать.

°

Записываем предложения без лишних слов, подчеркиваем грамматическую основу:

-25

°

Выделенное слово в предложениях: снежную. Схема состава слова:

-26

°

Для слова, помеченного цифрой 2, выполняем разбор по составу:

Осенние

1. Осенние – происходят осенью, связаны с осенью.

Это имя прилагательное. Слово изменяется.

2. Определяем окончание. Для этого изменяем формы слова: осенняя, осеннее. При этом в слове исчезло буквосочетание -ие. Это изменяемая часть слова, которая является окончанием: осенние.

3. Определяем основу. Это часть слова без окончания: осенние.

4. Определяем корень. Для этого подбираем однокоренные слова: осень, по-осеннему. Общая одинаковая часть во всех словах – осен-. Это корень: осенние.

5. Определяем приставку. Она должна стоять перед корнем. В данном слове перед корнем ничего нет, значит приставки нет.

6. Определяем суффикс. Он стоит после корня. В нашем слове это -н-. Выделяем суффикс в слове: осенние.

7. Указываем знаками все части слова, которые мы определили:

-27

***

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые полезные публикации.

Также читайте:

Картинная галерея. Работа с картиной В ГОЛУБОМ ПРОСТОРЕ