Каждый в жизни сталкивается с трудностями при достижении успеха: какого-то жизненного достатка (либо вдобавок к этому материальному достатку обще-ственного признания и социаль-ного статуса), терпит определё-нное количество трудностей (как говорят, "набивает шишки на лбу"). Но когда смотришь фильм Габри-эле Муччино "В погоне за счасть-ем" (2006) поражаешься, наско-лько бывает этих шишек много и какого "гигантского" они размера. Другими словами, насколько тру-ден был путь к жизненному благо-получию главного героя Криса Га-рднера, кстати, реального брокера и предпринимателя, сыгравшего детективов, пришельца из космоса, алладина и, даже, самого себя (сплошь главные роли в известном, в, какой-то степени культовом кино). Но именно "лайф стори" "легенды сетевого маркетинга" Криса Гарднера он назвал люби-мой. Вдогонку ко дню психологии расскажу об этой известной в на-чале 2000-х кинокартине.
Награды кинокартины 2007 - но-минация на премию “Оскар” за лучшую мужскую роль (Уилл Смит); две номинации на премию “Золотой глобус” - за лучшую му-жскую роль и лучшую песню; номинация на премию Гильдии киноактеров США за лучшую мужскую роль; премия Нацио-нальной ассоциации содействия цветному населению за дости-жения в сферах кино, телевидения, театра, музыки и литературы; спе-циальная премия “Серебряная ле-нта” (Габриеле Муччино) и др.
Светлана Прокудина, кинокритик:
- К середине 2000-х американский актер Уилл Смит уже настоящая зве-зда блокбастеров (“Плохие парни”, “Люди в черном”, “Я, робот”). И тут ему неожиданно попадает сценарий по реальной истории Криса Гар-днера - горе-бизнесмена, отца-оди-ночки и бездомного в начале 1980-х и - мультимиллионера спустя 25 лет. Уилл Смит так загорается желанием сыграть Гарднера, что сам ищет ре-жиссера для будущей картины и предлагает взяться за съёмки италь-янцу Габриеле Муччино, чьи рома-нтические фильмы Смиту очень нравились. Муччино польщён и со-глашается, решая, что кому как не иностранцу снимать фильм о вопло-щении американской мечты. Так в 2006-м появилась биографическая кинодрама “В погоне за счастьем”.
Сам Крис Гарднер, кстати, в фильме тоже появляется - в финале он идет навстречу главному герою и его ма-ленькому сыну уверенной походкой победителя жизни. На этапе выбора актёров у него были большие со-мнения относительно кандидатуры Смита. “Думаешь об Уилле, и на ум приходят инопланетяне, космиче-ские корабли, море насилия, ору-жие, быстрые машины. Да ладно?!” Опасения Гарднера не оправдались. Звезда блокбастеров отлично спра-вился с ролью непотопляемого ме-чтателя.
1981-й год. 27-летний Крис Гарднер живет в съёмной квартире в Сан-Франциско с женой и ребёнком. Ка-ждое утро он ведет сына в дешевый детский сад, который держат кита-йцы, а потом отправляется по боль-ницам штата, пытаясь продать нико-му не нужный чудо-аппарат. По те-левизору тем временем выступает президент Рейган, что-то объясняя гражданам про сложную экономи-ческую ситуацию.
Незадолго до этого нам показывают цитату из Декларации независимо-сти США - о том, что каждый чело-век имеет право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Последняя часть этой фразы вызывает у героя беспокойство: он не понимает, оз-начает ли слово “стремление”, что счастье в принципе недостижимо? Правильный ответ зрители узнают в конце, а пока Уилл Смит носится по городам со странным белым ящи-ком в руках. В покупку целой партии этих ящиков главный герой вложил все свои деньги в надежде заинте-ресовать ими врачей. Когда бизнес-план Гарднера проваливается, он решает стать брокером. Подта-лкивает его к этому пример одно-классника, который сумел на фина-нсовых операциях заработать на “феррари”. В общем, перед нами настоящий авантюрист. В какой-то момент это понимает и жена героя. В результате она оставляет ему пя-тилетнего сына, а сама едет на зара-ботки в Нью-Йорк...
Интересно читать разборы отдель-ных фильмов, среди которых можно встретить точки зрения военных, работников профсоюзов или, даже, профессиональных психологов. Нам, я думаю, весьма любопытно было бы последняя точка зрения (хотя бы по причине недавно прошедшего дня представителей данной про-фессии).
Крис (кстати, сына его тоже так зо-вут) потратил весь свой "бюджет чёрного дня" на денсиометры (не-большие кубической формы белые ящики представляющие собой ре-нтген-аппарат, но в 2 раза большей чёткости изображения и, соотве-тственно раза в полтора дороже обычного) и теперь вынужден бе-гать по городу и пытаться аппараты продать. Покупатели берут нео-хотно, но 2 таких продажи обеспе-чивают месячный достаток семьи Гарднеров...
Линда работала на бесперспек-тивной работе в прачечной местно-го отеля. Напряжённость в их отно-шениях возрастала пропорциона-льно накоплению задержки платы за жильё и по счетам. Крис часто па-рковал машину в неразрешённых местах, чтобы успевать на встречи вовремя, а после парковки многочи-сленные штрафные талоны не опла-чтвал. В конце концов, Линде надо-едает такая жизнь, и она переезжает (наблюдая за ситуацией вполне мо-жно такой поступок женщины по-нять, ведь семье нечем расплатиться за жильё и она живёт в долг).
Крис соглашается на неоплачива-емую стажировку в знаменитой ма-клерской фирме "Дин Вайтер Рей-нольдс", которая обещает трудо-устройство только одному стажёру из двадцати по результатам стажи-ровки. Недостаток денег и отсут-ствие денситометров для продажи ставит Криса в тупиковое положе-ние, в итоге он и его сын становятся бездомными. Крис и сын вынуждены спать в туалете метро, вследствие этого они в конце каждого дня вста-ют в очередь в приют методистской церкви в попытке получить место для спокойного сна. Иногда им уда-ётся попасть в приют, иногда они остаются на улице. Делая всё возмо-жное для сына, несмотря на все сло-жные обстоятельства, Крис находит в себе силы завершить программу стажировки и стать тем единстве-нным стажёром, которого наймёт фирма.
В итоге Крис получает работу, а позже в 1987 году основывает собственную брокерскую фирму. Продав в 2006 году свой пакет акций, он заработал миллионы долларов.
Я уже говорил, что нас интересует психологическая сторона фильма (соответвенно, жизненной истории Криса Гарднера, который попав в тяжелейшие условия, когда "мир был против него" (но и сам делал много элементарных жизненных ошибок)) сумел "прогнуть обстояте-льства под себя", параллельно при этом поумнев и научившись счи-таться с другими людьми и с объ-ективными трудностями, которые приносит быт. Если вам интересно, то для вас Продолжение следует