Найти в Дзене
Репетитор Иванова

Вечер трудного дня

Начало тут, продолжение тут, тут, тут Итак, начнём наш режим дня не с утра, как в расписании, которое висит на стенке, а с вечера, когда вы, уставший, пришли домой, а дома бардак, посуда не вымыта, уроки не сделаны, а ваше чадо лежит в школьной форме на кровати и смотрит видосики (см. пост понедельника). Вы вздыхаете, вспоминаете все медитации мира, возможно, употребляете глоток успокоительного средства (мы не будем тут рассказывать взрослым и догадливым людям, что это может быть за средством, но вы же не собираетесь в ближайшие часы садиться за руль, верно?), и говорите своему лучшему на свете ребёнку: "Давай-ка, дружок, переоденься, вымой руки и иди ужинать." Обычно на это лучший ребёнок на свете отвечает: "Ща!" - и продолжает лежать на кровати. Вы повторяете про себя все медитации мира ещё раз и продолжаете в том же спокойном тоне: "Я пошла греть ужин. Через десять минут он на столе. Кто успел, тот поел." И идёте греть ужин. Знаете, что вы прямо сейчас делаете? Вы создаёте тот самый
Изображение сгенерировано с помощью ИИ.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ.

Начало тут, продолжение тут, тут, тут

Итак, начнём наш режим дня не с утра, как в расписании, которое висит на стенке, а с вечера, когда вы, уставший, пришли домой, а дома бардак, посуда не вымыта, уроки не сделаны, а ваше чадо лежит в школьной форме на кровати и смотрит видосики (см. пост понедельника).

Вы вздыхаете, вспоминаете все медитации мира, возможно, употребляете глоток успокоительного средства (мы не будем тут рассказывать взрослым и догадливым людям, что это может быть за средством, но вы же не собираетесь в ближайшие часы садиться за руль, верно?), и говорите своему лучшему на свете ребёнку: "Давай-ка, дружок, переоденься, вымой руки и иди ужинать." Обычно на это лучший ребёнок на свете отвечает: "Ща!" - и продолжает лежать на кровати.

Вы повторяете про себя все медитации мира ещё раз и продолжаете в том же спокойном тоне: "Я пошла греть ужин. Через десять минут он на столе. Кто успел, тот поел." И идёте греть ужин.

Знаете, что вы прямо сейчас делаете? Вы создаёте тот самый ритм, который впоследствии будет вашим спасением. Поэтому сейчас надо приложить некоторое старание, да.

Ритм важнее уроков!

И ребёнок, почуяв запах котлет, встаёт, стаскивает с себя форму, идёт мыть руки, вытирает их потом об футболку и плюхается на стул напротив вас. Только не требуйте идеальности! Он дошёл до кухни, это уже прекрасно. Собственно, он же выполнил ваше требование. Поставьте галочку в мысленном списке заданий на вечер.

Скорее всего, он взял с собой на кухню телефон, и вы должны забрать его у него. Не в качестве наказания, а потому, что начиная с ужина и вплоть до отправления в школу телефона у ребёнка нет. Скандал? Возможно. Но вспомните пресловутое "отрицание, гнев, торг, депрессия и принятие НЕИЗБЕЖНОГО". Это - неизбежно и не изменяется ни по каким причинам. Перед ужином телефон убирается. До того момента, как будет нужно утром выходить в школу.

Телефон вечером это главный источник сопротивления и истерик

После ужина, который должен быть не позже 20:00, ребёнок может позаниматься любыми своими делами ещё примерно полчаса, но вы никаким образом не напоминаете ему о том, что нужно делать уроки! А примерно с половины девятого вы оба начинаете готовить его, ребёнка, ко сну.

Он развешивает разбросанную одежду, а вы, например, задёргиваете шторы. Он идёт в душ, а вы открываете ненадолго окно, чтобы проветрить комнату. Потом он должен попить и сходить в туалет, и вы должны зафиксировать в его памяти, что он это сделал. В 21:00 он ложится спать и говорит, что никогда в жизни не заснёт так рано. Вы отвечаете: "Спокойной ночи, можешь не спать, просто полежи". И уходите, закрыв за собой дверь.

Он действительно вполне может ворочаться в кровати довольно долгое время, особенно поначалу. Поэтому вам важно на этом этапе обеспечить максимально возможную тишину в доме. Это ваша зона ответственности. Но даже если он будет ворочаться час, он всё равно уснёт раньше, чем если бы вечером делал уроки до 23:00.

По поводу бесконечных походов "попить - пописать" после 21:00, чтобы не засыпать. Ребёнок не робот, и он действительно может снова захотеть сходить в туалет. Поэтому правило будет таким: Сходить, безусловно, можно, но только один раз. Выбирай сам, пойдёшь ты или нет.

Выстраивайте не идеальность, а последовательность

Он уснул, а вы можете выдохнуть. Пункт "вечер" завершён.

Утром вам нужно будет его разбудить за 1 ч 10 мин до выхода, и вот почему:

🔹первые 10 минут он просто пытается сообразить, где он, и что вообще происходит,

🔹10-15 минут уходит на гигиену и одевание,

🔹10-15 минут на завтрак, и завтрак нужен обязательно, потому что мозгу нужно питание,

🔹ещё около пяти минут он может просто смотреть в окно или перед собой, а потом

🔹10-15 минут он должен потратить на самые важные домашки, которые ему заданы - буквально по одному упражнению по каждому предмету

🔹и остаётся ещё целых 5 минут на сборы - шапка, шарф, ботинки, сменку взял, портфель не забыл, можно идти. И выдаёте ему телефон.

продолжу в следующем посте...

Части 6 и 7.

Меня зовут Татьяна Иванова, я репетитор детей с учебными трудностями, автор курса «Я навижу русский» и цикла книг, посвящённых образовательной траектории. Пишу о том, как дети учатся на самом деле.