Найти в Дзене
SailingFox

Учебное судно и акватория

Недавно мне пришлось вступить в полемику по поводу обучения парусу, которым я занимаюсь уже более 15 лет. Оппонент мой доказывал, что совершенно не имеет никакого значения, на каких яхтах, и в какой акватории обучать курсантов, более того, по его мнению, чем хуже условия и состояние яхт, тем большему научится будущий шкипер. Как пример, он приводил такой аргумент: вот после обучения на автошкольной «семерке», у которой двигатель глохнет, нет гидроусилителя и плохо переключаются передачи, ты возьмешь и легко поедешь на любой нормальной машине! Не люблю аналогий морского образования и сухопутного, но тут сразу вспомнил несколько школ, учебные суда которых примерно соответствовали этому описанию – они уверенно тонули в походах, двигатели заставляли бороться за каждый мото-час, а паруса музейной свежести не выдерживали умеренных порывов ветра. Следует добавить, что эти яхты были изумительно тихоходны и практически никогда не выдерживали заявленных клиентам графиков. Но при этом, школы зая

Недавно мне пришлось вступить в полемику по поводу обучения парусу, которым я занимаюсь уже более 15 лет. Оппонент мой доказывал, что совершенно не имеет никакого значения, на каких яхтах, и в какой акватории обучать курсантов, более того, по его мнению, чем хуже условия и состояние яхт, тем большему научится будущий шкипер.

Как пример, он приводил такой аргумент: вот после обучения на автошкольной «семерке», у которой двигатель глохнет, нет гидроусилителя и плохо переключаются передачи, ты возьмешь и легко поедешь на любой нормальной машине!

Как-то едем, учимся...
Как-то едем, учимся...

Не люблю аналогий морского образования и сухопутного, но тут сразу вспомнил несколько школ, учебные суда которых примерно соответствовали этому описанию – они уверенно тонули в походах, двигатели заставляли бороться за каждый мото-час, а паруса музейной свежести не выдерживали умеренных порывов ветра. Следует добавить, что эти яхты были изумительно тихоходны и практически никогда не выдерживали заявленных клиентам графиков.

Но при этом, школы заявляли, что обучают по высоким международным стандартам International Yacht Training (IYT) или им подобным и их выпускники готовы к чартеру в любых акваториях мира.

Но вот здесь, мягко говоря, они лукавят. Есть существенная разница между почтенного возраста румпельными «шведками» (при всем уважении)

Инструктор сказал - освоишь румпель, а там хоть за штурвал звездолета!
Инструктор сказал - освоишь румпель, а там хоть за штурвал звездолета!

или продукцией Соломбальского деревообрабатывающего комбината

Ох, давно нас настругали из сосны на Соломбале!
Ох, давно нас настругали из сосны на Соломбале!

и современными парусными яхтами

Dufour 45
Dufour 45

Да и сами методики преподавания в акватории Маркизовой лужи не раскрывают всего круга проблем, с которыми потом столкнутся новоиспеченные шкипера в маринах Средиземного моря. Большинство наших яхтенных стоянок отличаются от средиземноморских как ларек от супермаркета, а стоимость стоящих в них яхт должна вызывать некоторую осторожность, помноженную на опыт.

Вот и наблюдаешь периодически, как такие «викинги» заходят на швартовки, упираясь отпорниками в изумленных соседей, собирая чужие муринги и якоря, и, как говорится, до «характерного глухого удара». На паруса они не налегают, потому что правильно их настраивать не позволяла матчасть учебных яхт, и пользоваться навигационным оборудованием не умеют по причине его отсутствия на школьных судах.

Швартуемся, парни!
Швартуемся, парни!

В этом нет их вины. Их просто плохо и не там учили.

Яхтинг – это прекрасное хобби, и эстетические чувства, возникающие при выверенности маневров послушной рулю яхты, правильной постановке парусов, дающей ей хороший ход, удобному устройству кокпита без заноз и гвоздей, ведут именно к тому, что мы ищем в море – удовольствию. Этого сложно достигнуть на ушатанной, медленной «каркалыге», из которой хозяева школы выжимают все, не вкладывая ни копейки.

Объяснение термина "каркалыга"
Объяснение термина "каркалыга"

Поэтому, мой вам совет, поступающие в парусные школы, – посмотрите, сначала, на чем и где вас будут учить. Если вы планируете начинать вашу чартерную практику в лазурных водах Средиземного моря, то и учиться езжайте туда.