Недавно мне пришлось вступить в полемику по поводу обучения парусу, которым я занимаюсь уже более 15 лет. Оппонент мой доказывал, что совершенно не имеет никакого значения, на каких яхтах, и в какой акватории обучать курсантов, более того, по его мнению, чем хуже условия и состояние яхт, тем большему научится будущий шкипер. Как пример, он приводил такой аргумент: вот после обучения на автошкольной «семерке», у которой двигатель глохнет, нет гидроусилителя и плохо переключаются передачи, ты возьмешь и легко поедешь на любой нормальной машине! Не люблю аналогий морского образования и сухопутного, но тут сразу вспомнил несколько школ, учебные суда которых примерно соответствовали этому описанию – они уверенно тонули в походах, двигатели заставляли бороться за каждый мото-час, а паруса музейной свежести не выдерживали умеренных порывов ветра. Следует добавить, что эти яхты были изумительно тихоходны и практически никогда не выдерживали заявленных клиентам графиков. Но при этом, школы зая