Найти в Дзене

Сияющий цилиндр над бывшим автозаводом: как будет выглядеть станция «ЗИЛ» первой рубиновой линии метро

Художественный нейро-арт коллаж Кратко: что уже решили по «ЗиЛу» В Москве согласовали архитектурную концепцию станции «ЗиЛ» Бирюлёвской линии метро. Это будет конечная и первая станция новой рубиновой линии, которая пойдёт от бывшей промзоны ЗИЛ через Нагатинский Затон, Печатники, Царицыно и районы Бирюлёва к южным окраинам города. Станция строится в южном административном округе, на проспекте Лихачёва. Она станет мощным пересадочным узлом: здесь можно будет пересесть на МЦК «ЗиЛ» и уже действующую одноимённую станцию Троицкой линии. Первый участок Бирюлёвской линии от «ЗиЛ» до «Курьяново» планируют запустить в 2028 году, а полностью вывести линию в Бирюлёво — к 2030-му. Кольцо над промышленным прошлым 📸 1.1: Общий вид южного вестибюля с высоты: круглый павильон-«цилиндр» в центре зелёной площади, радиальные дорожки и посадки деревьев. 📸 1.8: Фасад южного вестибюля: высокий цилиндрический объём с вертикальными световыми прорезями и красной буквой «М» на вершине. На рендерах будуща
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

Кратко: что уже решили по «ЗиЛу»

В Москве согласовали архитектурную концепцию станции «ЗиЛ» Бирюлёвской линии метро. Это будет конечная и первая станция новой рубиновой линии, которая пойдёт от бывшей промзоны ЗИЛ через Нагатинский Затон, Печатники, Царицыно и районы Бирюлёва к южным окраинам города.

Станция строится в южном административном округе, на проспекте Лихачёва. Она станет мощным пересадочным узлом: здесь можно будет пересесть на МЦК «ЗиЛ» и уже действующую одноимённую станцию Троицкой линии.

Первый участок Бирюлёвской линии от «ЗиЛ» до «Курьяново» планируют запустить в 2028 году, а полностью вывести линию в Бирюлёво — к 2030-му.

Кольцо над промышленным прошлым

📸 1.1: Общий вид южного вестибюля с высоты: круглый павильон-«цилиндр» в центре зелёной площади, радиальные дорожки и посадки деревьев.
📸 1.1: Общий вид южного вестибюля с высоты: круглый павильон-«цилиндр» в центре зелёной площади, радиальные дорожки и посадки деревьев.
📸 1.8: Фасад южного вестибюля: высокий цилиндрический объём с вертикальными световыми прорезями и красной буквой «М» на вершине.
📸 1.8: Фасад южного вестибюля: высокий цилиндрический объём с вертикальными световыми прорезями и красной буквой «М» на вершине.

На рендерах будущая станция выглядит как светящийся цилиндр, посаженный в центр зелёной площади (фото 1 и 8). Круглый наземный вестибюль окружён концентрическими кольцами дорожек и озеленения — фактически это маленькая городская площадь, которая станет центральной точкой нового квартала на месте бывшего автозавода.

Станцию строят у пересечения проспекта Лихачёва с улицами Лисицкого, Братьев Рябушинских и Архитектора Леонидова — прямо там, где ещё недавно тянулись заводские корпуса ЗИЛа.

Такой выбор локации не случаен. Бирюлёвская линия «стартует» именно с территории легендарного завода имени Лихачёва, первого крупного автомобильного предприятия страны.

Промышленная эстетика в металле и мозаике

📸 1.2: Платформенная часть: металлический свод, массивные колонны из нержавеющей стали, поезда у обоих путей, мозаичные панно на стенах.
📸 1.2: Платформенная часть: металлический свод, массивные колонны из нержавеющей стали, поезда у обоих путей, мозаичные панно на стенах.
📸 1.5: Ещё один вид платформы: поезд у путевой стены, пассажиры на скамейках вокруг круглых колонн-сидений.
📸 1.5: Ещё один вид платформы: поезд у путевой стены, пассажиры на скамейках вокруг круглых колонн-сидений.
📸 1.7: Платформа с акцентом на мозаики: пассажиры у путевых стен с крупными индустриальными сюжетами и поезд Бирюлёвской линии.
📸 1.7: Платформа с акцентом на мозаики: пассажиры у путевых стен с крупными индустриальными сюжетами и поезд Бирюлёвской линии.

Главная идея оформления — напомнить о времени, когда отечественное машиностроение было символом технического прогресса. Поэтому архитекторы выбрали язык «промышленной эстетики»: чистый металл, графика механизмов, строгие геометрические линии.

Металл, который работает на атмосферу

В интерьере платформы доминирует нержавеющая шлифованная сталь. Ею облицуют массивные круглые колонны и потолочные конструкции (это хорошо видно на фото 2, 5 и 7). Светильники встроены в цилиндрические «колпаки», которые словно свисают с мощных металлических балок.

Пол выложат плитами из натурального тёмного термообработанного гранита — материал стойкий, фактурный и понятный для московского метро. Он даёт контраст к светлому металлу и делает пространство визуально устойчивым.

Мозаика как отсылка к советскому искусству

Путевые стены украсят художественные панно в технике мозаики (часть мотивов можно рассмотреть на фото 2 и 7). Это прямая отсылка к классическим станциям советского метро, где мозаика часто рассказывала историю страны. Здесь тема очевидна — автомобили, конвейеры, заводские цеха и инженерные чертежи ЗИЛа.

На торцах платформ и на колоннах появятся круглые информационно-декоративные панели с схемами легендарных грузовиков и лимузинов завода. Такой приём уже используют на станции «ЗиЛ» Троицкой линии, и новая станция Бирюлёвской линии визуально продолжит эту тему (фото 2, 5, 7).

Вестибюли-«световые барабаны»

📸 1.3: Южный вестибюль изнутри: круглый зал с большим световым отверстием в центре потолка, белые колонны и подвесные навигационные табло.
📸 1.3: Южный вестибюль изнутри: круглый зал с большим световым отверстием в центре потолка, белые колонны и подвесные навигационные табло.
📸 1.6: Северный вестибюль: ровный потолок из параллельных металлических ламелей, светлые стены, турникеты и навигация.
📸 1.6: Северный вестибюль: ровный потолок из параллельных металлических ламелей, светлые стены, турникеты и навигация.

Если платформа выдержана в тёмном металлургическом настроении, то вестибюли максимально светлые и воздушные.

На фото 3 видно южный вестибюль: большой круглый зал с широким световым отверстием в центре потолка. Вокруг — ровные белые колонны и мягкие световые кольца по периметру. Такое решение создаёт эффект «атриума», где естественный свет из верхнего фонаря сочетается с аккуратной круговой подсветкой.

Северный вестибюль (фото 6) более строгий: низкий потолок из параллельных металлических ламелей, светлые стены и лаконичные турникеты. Здесь акцент смещён на функциональность — быстрый поток пассажиров, понятные навигационные табло и прямой доступ к пересадке.

Во всех вестибюлях сохранён единый визуальный язык Московского транспорта: привычные навигационные плашки с номером линии 18 и названием станции, интуитивная разметка потоков и простые, читаемые пиктограммы.

Лестницы на пересадку и единый транспортный узел

📸 1.4: Лестница на пересадку на Троицкую линию: широкий марш между двумя платформами, над ним — указатели с направлением к другим линиям.
📸 1.4: Лестница на пересадку на Троицкую линию: широкий марш между двумя платформами, над ним — указатели с направлением к другим линиям.

Одна из главных задач станции «ЗиЛ» — превратить бывшую промзону в крупный транспортный хаб.

С платформы Бирюлёвской линии пассажиры смогут по лестницам и эскалаторам (фото 4) подняться к переходу на станцию «ЗиЛ» Троицкой линии и к платформам МЦК. В результате получится тройная пересадка «метро–метро–МЦК» в одном месте.

Для жителей новых кварталов на месте ЗиЛа это означает сразу три маршрута на выбор:

  • по Бирюлёвской линии — в сторону Нагатинской поймы, Печатников, Царицына и Бирюлёва;
  • по Троицкой — в сторону Ленинского проспекта, «Вавиловской» и далее по юго-западному радиусу;
  • по МЦК — кольцевое движение с быстрыми пересадками на большинство линий метро.

ЗИЛ: от первого автозавода к новому городскому району

Чтобы понять, почему архитекторы так настойчиво цитируют заводскую эстетику, нужно вспомнить историю места.

Завод имени Лихачёва возник здесь ещё в 1916 году как первый крупный автомобильный завод России. В разные годы он носил названия АМО, ЗИС и, наконец, ЗИЛ. Именно здесь выпускались первые массовые советские грузовики, парадные лимузины для руководства страны, автобусы и даже холодильники.

После распада СССР производство постепенно сокращалось, и к 2013 году сборка автомобилей была полностью остановлена. Территорию огромной промзоны начали перестраивать под новый городской район: здесь появились жилые комплексы, спортивный кластер «Парк Легенд», музей хоккея и благоустроенный парк «Тюфелева роща».

Новые станции метро — МЦК «ЗиЛ», «ЗиЛ» Троицкой линии и будущая станция Бирюлёвской линии — стали логичным продолжением этой трансформации: от закрытого промпредприятия к открытому, живому городскому пространству.

Бирюлёвская линия: рубиновый коридор на юг

Бирюлёвская линия станет новой радиальной веткой метро длиной около 22,2 км. На первом этапе на ней запланировано 10 станций: «ЗиЛ», «Остров Мечты», «Кленовый бульвар», «Курьяново», «Москворечье», «Кавказский бульвар», «Каспийская», «Липецкая», «Лебедянская» и «Бирюлёво».

По итогам голосования на портале «Активный гражданин» линия получила рубиновый цвет на схеме метро — его как раз будут использовать в навигации и визуальной айдентике.

Новая ветка свяжет между собой сразу несколько районов, где живёт суммарно около миллиона человек: Даниловский, Нагатинский Затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлёво Восточное и Бирюлёво Западное. Для многих жителей это будут первые станции метро в шаговой доступности.

Как идёт стройка сейчас

По данным столичных властей, на площадке будущей станции «ЗиЛ» уже завершена разработка грунта котлована. На участке оборотных тупиков начали земляные работы — это те тоннели, где поезда будут менять направление в конце линии. Монолитные конструкции станционного комплекса готовы примерно наполовину.

Параллельно возводятся ещё две станции первого участка — «Остров Мечты» и «Кленовый бульвар». Таким образом, формируется плотный узел пересадок:

  • «ЗиЛ» — пересадка на МЦК и Троицкую линию,
  • «Остров Мечты» — пересадка на «Технопарк» Замоскворецкой линии,
  • «Кленовый бульвар» — пересадка на одноимённую станцию Большой кольцевой линии.

Что получат горожане после открытия

Когда первый участок от «ЗиЛ» до «Курьяново» заработает, южные районы получат сразу несколько преимуществ:

  1. Сокращение времени в пути. Жителям Бирюлёва и Царицына не придётся делать крюк через Замоскворецкую или Серпуховско-Тимирязевскую линию: появится прямой коридор к МЦК и Троицкой линии.
  2. Разгрузка существующих линий. Пересадочный узел «ЗИЛ» перераспределит пассажиропотоки: часть людей пересядет с перегруженных радиусов на новую линию и МЦК.
  3. Развитие бывшей промзоны. Полноценный транспортный хаб повысит привлекательность района для бизнеса, жилья и общественных пространств — фактически это завершение долгой истории ревитализации ЗИЛа.

Вместо вывода

Станция «ЗИЛ» — редкий пример, когда архитектура метро не просто обеспечивает пересадку, а бережно работает с памятью места. Металл, мозаика, строгие линии и круглые «барабаны» вестибюлей делают проект узнаваемым и логично продолжают индустриальную историю этой части Москвы.

Через несколько лет здесь можно будет сесть в поезд рубиновой Бирюлёвской линии и буквально за пару минут «перепрыгнуть» из бывшего автозавода в новые районы на юге города.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники

При подготовке статьи использованы открытые официальные материалы Правительства Москвы о строительстве Бирюлёвской линии и развитии территории бывшего автозавода ЗИЛ, а также справочные данные о заводе и транспортной инфраструктуре района.

Основные источники:

  1. Официальный сайт Мэра Москвы и Правительства Москвы (mos.ru) — новости о строительстве Бирюлёвской линии, публикации Сергея Собянина о станции «ЗИЛ» и редевелопменте промзоны ЗИЛ. (Мос.ру)
  2. Портал Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы (stroi.mos.ru) — разделы, посвящённые проектированию и возведению Бирюлёвской линии и пересадочного узла «ЗИЛ».
  3. Портал «Активный гражданин» — результаты голосования по выбору цвета Бирюлёвской линии и материалы о развитии транспортной системы Москвы.
  4. Официальный сайт Московского метрополитена (mosmetro.ru) — схемы линий метро и МЦК, информация о пересадочных узлах и станции «ЗИЛ» Троицкой линии.
  5. Справочные статьи о заводе имени Лихачёва, истории промзоны ЗИЛ и проектах её редевелопмента (включая «Парк Легенд» и парк «Тюфелева роща») на mos.ru и stroi.mos.ru.
  6. Публикации пресс-службы Мэра и Правительства Москвы с архитектурными рендерами станции «ЗИЛ» Бирюлёвской линии.

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна Бирюлёвская линия, рекомендуем подборку: Путь на СБЕР-Сити

В нашем Телеграм канале еще больше информации!