Найти в Дзене
Репетитор Иванова

Что происходит в голове ребёнка

Начало тут и тут Ну вот теперь можно поговорить и о третьей стороне конфликта. Об организме ребёнка, который пытается выжить в невыносимых условиях бесконечного марафона. Начнём, как водится, с нейрофизиологии. Лёг ребёнок вчера сильно позднее 21:00, а это время прямо показано как самое позднее для детей вплоть до 12 (двенадцати!!!) лет, и поэтому свои 9-10 часов сна недобрал. А в 7 утра его будят, и, конечно, он хронически недосыпает. День за днём, неделю за неделей. Хроническое недосыпание это главный разрушитель поведения и учёбы в начальной школе Префронтальная кора после недосыпа будет просыпаться ещё несколько часов, а это именно та часть мозга, которая отвечает за самоконтроль, планирование, удержание цели и способность начинать дело самостоятельно. Самое лучшее время для её включения - раннее утро, но только если ребёнок проснулся самостоятельно, прекрасно выспавшись. Существенная доля детей на это в принципе не способна, потому что они совы. А школьное расписание, очевидно, с
Изображение сгенерировано с помощью ИИ
Изображение сгенерировано с помощью ИИ

Начало тут и тут

Ну вот теперь можно поговорить и о третьей стороне конфликта. Об организме ребёнка, который пытается выжить в невыносимых условиях бесконечного марафона. Начнём, как водится, с нейрофизиологии.

Лёг ребёнок вчера сильно позднее 21:00, а это время прямо показано как самое позднее для детей вплоть до 12 (двенадцати!!!) лет, и поэтому свои 9-10 часов сна недобрал. А в 7 утра его будят, и, конечно, он хронически недосыпает. День за днём, неделю за неделей.

Хроническое недосыпание это главный разрушитель поведения и учёбы в начальной школе

Префронтальная кора после недосыпа будет просыпаться ещё несколько часов, а это именно та часть мозга, которая отвечает за самоконтроль, планирование, удержание цели и способность начинать дело самостоятельно. Самое лучшее время для её включения - раннее утро, но только если ребёнок проснулся самостоятельно, прекрасно выспавшись.

Существенная доля детей на это в принципе не способна, потому что они совы. А школьное расписание, очевидно, составляли бодрые жаворонки, которые ставят самые сложные предметы на 2-4 уроки, когда, по медицинским показателям, у детей самый активный период.

Префронтальная кора в режиме недосыпа немного взбадривается только к обеду, поэтому утренние уроки для невыспавшегося ребёнка проходят впустую

В обед мозг немного приходит в себя и начинает функционировать почти в полную силу, но мы же помним о хроническом недосыпе, правда? Поэтому после 16:00 он снова будет стараться при каждом удобном случае притормозить мозговую деятельность, потому что так тратится меньше энергии. Как телефон в режиме экономии батарейки отключает все энергоёмкие функции, так поступает и организм ребёнка.

И вот настало время разговора о гигиене. Но не про чистые руки мы будем сейчас говорить, а про полноценный сон. Девятичасовой сон просто обязан быть в наличии у каждого ребёнка, если вы, конечно, хотите, чтобы ваш ребёнок хорошо учился и не болел. Никакими полезными микроэлементами, взятыми из брокколи и паровых котлет вы не компенсируете недостаток сна.

Причём сон должен быть полноценным, а не урывками. В проветриваемом помещении, без гаджетов, долгий и глубокий. Потому что во время сна мозг ребёнка активно развивается и структурирует всё, прожитое за день. Если этого не сделать, ваш ребёнок рано или поздно "поломается".

Ни один ребёнок не выдержит двойную нагрузку в ежедневном формате

Когда мы мучаем его ежевечерней домашкой в то время, когда пора спать, мы устраиваем ему вторую школу. Первая у него была с утра, собственно в школе, а вторая - вот сейчас.

Вы сами-то работали когда-нибудь не 40-часовую, а 80-часовую рабочую неделю? Понравилось вам? Вряд ли, даже если за это заплатили по двойному тарифу. Но то же самое вы сейчас делаете со своим ребёнком - устраиваете ему сверхурочные.

Есть ли выход из этого замкнутого круга? Есть. Но он, конечно, потребует взрослого решения взрослых людей. И я имею в виду именно вас.

Части 4, 5, 6, 7

Меня зовут Татьяна Иванова, я репетитор детей с учебными трудностями, автор курса «Я навижу русский» и цикла книг, посвящённых образовательной траектории. Пишу о том, как дети учатся на самом деле.