Найти в Дзене
OnlyGreen

Очарование чудовища: почему «Франкенштейн» так популярен в культуре?

«Франкенштейн, или современный Прометей» - роман Мэри Шелли, о существовании которого я не знала, но, конечно, слышала про чудовище Франкенштейна. Сам роман небольшой, 300 страниц, и, хотя и читается легко, на меня большого впечатления книга не произвела. Она ощущается чрезмерно наивной даже для своего времени (а это начало 19 века) и пропитанной духом пуританства. Второстепенные персонажи, как один, картонные, идеальные, и нужны лишь для того, что подчеркнуть кощунство их убийства. Но как бы я ни оценила книгу, есть непреложный факт - идея Франкенштейна пережила свою создательницу на 200 лет, а сама книга ни то что не канула в лету, а с завидной регулярностью переиздается и переснимается. У фанатов чудовища есть огромный выбор экранизаций для ознакомления, да и не только в одноименных фильмах проросла идея - множество других произведений так или иначе обращаются к роману или содержат Франкенштейн-подобных персонажей. Так что, отложив свое первое впечатление в сторону, я начала думать:
Оглавление

«Франкенштейн, или современный Прометей» - роман Мэри Шелли, о существовании которого я не знала, но, конечно, слышала про чудовище Франкенштейна.

Сам роман небольшой, 300 страниц, и, хотя и читается легко, на меня большого впечатления книга не произвела. Она ощущается чрезмерно наивной даже для своего времени (а это начало 19 века) и пропитанной духом пуританства. Второстепенные персонажи, как один, картонные, идеальные, и нужны лишь для того, что подчеркнуть кощунство их убийства. Но как бы я ни оценила книгу, есть непреложный факт - идея Франкенштейна пережила свою создательницу на 200 лет, а сама книга ни то что не канула в лету, а с завидной регулярностью переиздается и переснимается. У фанатов чудовища есть огромный выбор экранизаций для ознакомления, да и не только в одноименных фильмах проросла идея - множество других произведений так или иначе обращаются к роману или содержат Франкенштейн-подобных персонажей.

Так что, отложив свое первое впечатление в сторону, я начала думать: в чем же тогда состоит секрет Франкенштейна? Многие более выдающиеся персонажи и истории имеют меньшую репрезентативность в массовой культуре. Чем же тогда Франкенштейн так всем угодил?

Вот мои 4 гипотезы о причинах живучести Франкенштейна в умах и культуре:

1. Простота

Та незамысловатость большинства персонажей и самой истории, которая меня оттолкнула, одновременно является и козырем повествования. Сложность Виктора и чудовища, их многогранность как персонажей, стремление разобраться в себе и устройстве мира оттеняется простотой других героев из их окружения. Не случайно роман сразу после издания начали ставить в театрах: второстепенные персонажи и есть живые декорации, на фоне которых Виктор и чудовище проживают свои жизни и сталкиваются с нечеловечески сложными выборами.

2. Обращение к самому сильному чувству читателя

Все хотят любви. Как писал Стейнбек: «Под наружным покровом слабости каждый хочет быть хорошим и чтобы его любили. Мало того, большинство наших пороков - это неудавшиеся попытки найти легкий, кратчайший путь к добродетели». Так и безобразное создание Франкенштейна через всю историю несет мысль, что хочет найти любовь и понимание. Он тщетно пытается встретить того, кто сможет принять его во всей чудовищности. Он одинок до предела, и этим пределом становится ненависть к себе и другим. Мэри Шелли обращается к фундаменту человеческой природы, которая не приемлет одиночества, и показывает трагедию существа, которое обречено проживать его вечно.

3. Подтверждение церковных догматов

«Франкенштейн» - настоящий учебник по тому, что любая попытка раздвинуть рамки человеческого знания в сторону постижения тайны сотворения жизни обречена на провал. Это очень понятная консервативная мысль, которая многим откликается. Преступление (посягательство на священное таинство зарождения жизни) и следующее за ним страшное наказание укладывается в религиозные нормы. В этом смысле книга служит наставлением каждому, кто только помышляет приблизиться к тайне.

Оттого, кстати, вдвойне странно, что книга называется «Франкенштейн, или Современный Прометей», ведь Прометей не только стал героем, но и в конечном итоге избежал участи вечного страдания. Современного Прометея Мэри Шелли ждет совершенно иная судьба, более жестокая и говорящая о том, что он избрал неверный путь.

4. Вопросы родительства

Если немного присмотреться, становится понятно, что Франкенштейн для своего чудовища не только создатель, но и родитель. Так писательница приходит нас к мысли о взаимоотношении отцов и детей. Франкенштейн в какой-то момент оставляет свое создание на произвол судьбы, но чудовище по-прежнему любит его, хотя чувства его и очень запутаны. Так и ребенок, какими бы ни были его родители, в детские годы любит их безоглядно и желает быть им нужным.

Родители, которые приводят нас в мир, и их любовь к нам, закладывают основу личности. Лишенный ее человек часто теряется в жизни и, подобно чудовищу Франкенштейна, мучительно и долго ищет путь к себе. Подобная аллюзия откликается большинству читателей и делает из фантастической книги очень жизненную, бытовую.

Так что, несмотря на кажущуюся незамысловатость произведения, Мэри Шелли создала необычного персонажа и подняла вопросы, которые и по сей день откликаются читателям и зрителям.

А как вам история Франкенштейна и его чудовища?