Найти в Дзене
Архитектурные излишества

Уралмаш, древнейшие памятники культуры и местная Рублёвка – чем заняться в столице Урала?

Петр Кропоткин писал в 1860-е годы: «Самое лучшее доказательство значения Екатеринбурга то, что он хотя и не губернский город, а гораздо больше, красивее и богаче многих губернских: в нем жизнь видна на улицах; торговля идет хорошо, жители не жалуются на скуку, напротив, говорят, что живется весело». Доброе утро, Екатеринбург! Всегда приятно прогуляться вокруг Плотинки, взглянуть на старые домики, поздороваться с авангардом, пройтись мимо штаб-квартиры РМК и УГМК-Арены. Заглянем в район Вторчермет, где в обычной хрущевке на улице Титова, 44 рос поэт Борис Рыжий. Здание отличается от соседних только памятной табличкой. Вторчик мало изменился с тех пор, а в парке Камвольного комбината плавают потомки тех уток, которых кормил Рыжий. К дому рекомендуем приезжать на трамвае № 15. Помнишь дождь на улице Титова, что прошел немного погодя после слёз и сказанного слова? Ты не помнишь этого дождя! Помнишь, под озябшими кустами мы с тобою простояли час, и трамваи сонными глазами нехотя оглядыв

Петр Кропоткин писал в 1860-е годы: «Самое лучшее доказательство значения Екатеринбурга то, что он хотя и не губернский город, а гораздо больше, красивее и богаче многих губернских: в нем жизнь видна на улицах; торговля идет хорошо, жители не жалуются на скуку, напротив, говорят, что живется весело».

Доброе утро, Екатеринбург! Всегда приятно прогуляться вокруг Плотинки, взглянуть на старые домики, поздороваться с авангардом, пройтись мимо штаб-квартиры РМК и УГМК-Арены.

Заглянем в район Вторчермет, где в обычной хрущевке на улице Титова, 44 рос поэт Борис Рыжий. Здание отличается от соседних только памятной табличкой. Вторчик мало изменился с тех пор, а в парке Камвольного комбината плавают потомки тех уток, которых кормил Рыжий.

К дому рекомендуем приезжать на трамвае № 15.

Помнишь дождь на улице Титова,

что прошел немного погодя

после слёз и сказанного слова?

Ты не помнишь этого дождя!

Помнишь, под озябшими кустами

мы с тобою простояли час,

и трамваи сонными глазами

нехотя оглядывали нас?

Идеальная прогулка по Екатеринбургу: обходим Шарташские каменные палатки, ищем башню и ступенчатого человека, а потом идем смотреть на художественно осмысленный дворик на Лодыгина, 13.

Здравствуй, матушка Сысерть, с крутыми горами!

Здравствуй, быстрая река, с темными борами!

Сысерть находится в часе езды от Екатеринбурга. Именно тут понимаешь главный принцип уральской истории 18-19 века: люди рождались при заводе, жили на заводе и умирали на заводе. Отсюда родом Павел Бажов — создатель уральской вселенной с Хозяйкой Медной горы, Данилой-мастером и Огневушкой-поскакушкой.

Продвижением Сысерти уже много лет занимается краевед и педагог Александр Савичев: учит правильно ставить ударение (на второй слог!), развивает «Музей на заводе», проводит экскурсии, выступает на мероприятиях. В городе сильны общественные инициативы и действует Агентство развития Сысерти.

Сейчас Сысерть часто называют «уральской Рублевкой»: в окрестностях несколько десятков коттеджных поселков, здесь варят хороший кофе и играют в гольф. Но при этом у города потрясающая и наполненная историческая первооснова!

Завод Турчаниновых-Соломирских и креативный кластер при нем, барочный храм 18 века, фарфоровый завод, природный парк «Бажовские места» и озеро Тальков Камень, дом-музей Бажова, новая панорамная лестница.

В Сысерти издавна существовал домашний керамический промысел. После войны на Урале задумались о том, чтобы развивать массовое фарфоровое производство. В 1960-е годы после окончания Абрамцевского училища сюда приезжают увлеченные художники, в 1977 году появляется Сысертский завод художественного фарфора.

Сейчас предприятие «Фарфор Сысерти» активно ищет свое лицо и начинает работу с социальными сетями. Тут делают сервизы, кофейные и чайные пары, бокалы, сувениры и даже иконостасы. На заводе планируют обустроить музейное пространство со старыми печами для обжига. На предприятии работает около 60 человек.

В 10 минутах езды от Сысерти расположено озеро с названием Тальков Камень. Это затопленный карьер, добычу талькового сланца в котором прекратили в 1920-е годы. Глубина до 60-70 метров, живописные берега. Чем не уральская Рускеала? Вход в природный парк стоит 251 (именно 251!) рубль.

Белая башня — доминанта екатеринбургского района Уралмаш. Раньше она была видна отовсюду и особенно хорошо просматривалась с улицы Культуры.

В начале 2000-х писали: «На эту башню надо водить студентов и показывать ее как воплощенный образец смелой и талантливой технической мысли, шедевр конструктивистской архитектуры. Эта башня символизирует в строительстве новую эру, эру бетона, демонстрируя возможности нового строительного материала. Высота башни — 35 метров».

Потом потребление воды выросло, и с 1960-х гг. башня лишилась своей первоначальной функции. Но она высится над районом — как социалистический символ преобразования и обуздания пространства.

Уралмаш — интересный для изучения 180-тысячный район на севере Екатеринбурга. Он вырос в начале 1930-х годов вокруг УЗТМ (Уральского завода тяжелого машиностроения). Здесь много авангарда, сталинского стиля, модернизма.

Некоторые памятники пребывают в увядающем состоянии, а в общественном сознании район часто ассоциируется с одноименной ОПГ. Но это не повод вторить стереотипам — обойдите гостиницу «Мадрид», стоквартирный дом, «Дворянское гнездо», дом-пилу. Здесь много Свердловска и мало Екатеринбурга.

Жители района первыми в городе получили метро — оно сначала было только на Уралмаше и лишь потом связало район с центром. Часто приводят слова Бориса Ельцина: «Уралмашевцы заслужили право возвращаться домой с первомайской и октябрьской демонстраций на метро».

Именно в таких районах пишут пост-рок, растут режиссеры, снимающие культовые черно-белые фильмы, а культовая работа «Бригада» Славы ПТРК уже покрыта росписями дерзких потомков.

На Урале лучше всего работается в Музее истории Екатеринбурга в кластере Л52.

Изучили интересный объект в центре Екатеринбурга, реставрацией которого занималась «Брусника». Это дом мещанина Аверьяна Фомина, кирпичный особняк, достаточно типичный для рубежа 19-20 столетий. С 1920-х годов тут располагалось коммунальное жилье, в начале 21 века сюда въехал коммерческий банк.

«Брусника» дала зданию необычное наполнение — здесь с сентября начнет работать частный детский сад на 60 ребят. Команда девелопера очистила фасады от краски, сохранила кирпичную кладку, пересобрала крышу, а из заброшенного чердака сделала мансарду. Работы шли с 2021 года. Внутри симпатичная лестница, кабинеты, деревянные кровати-трансформеры.

Хороший функционал во времена, когда все поголовно открывают в ОКН гостиницы и рестораны.

А вы знали, что в Екатеринбурге можно увидеть старейшую сохранившуюся в мире деревянную скульптуру? Это Большой Шигирский идол, ему 12 тысяч лет. Кроме того, в Музей истории и археологии Урала стоит заглянуть ради необычной лестницы со звездой (бывшее здание ДК 1930 года в Городке чекистов).

Лучший способ узнать Екатеринбург — отправиться кататься на трамвае. Особенно советуем маршрут № 11: значительная часть пути одноколейная, 2/3 времени вагон идет по берегу пруда, номер не менялся с 1930-х годов.