Найти в Дзене
Showgraphic

«Пролетая над гнездом кукушки» — 50 лет: фильм, который «вгрызается» в душу и остаётся там навсегда

В 1997 году на русском языке была издана книга Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху». В этом исследовании он выступал за изменение взглядов на лечение психических расстройств. Человечество прошло долгий путь: от трепанации и лоботомии до комфортабельных больниц и фармакологического лечения. Побочным эффектом этих размышлений стало осознание того, что на самом деле никто не нормален. Каждый из нас в той или иной степени отклоняется от «идеальной» модели нормы, и можно сказать, что все мы немного сумасшедшие. Многие назвали бы Кена Кизи безумцем, битником, хиппи, наркоманом, известным тем, что проходил электрошоковую терапию, просто чтобы понять, «каково это». Однако, когда в 1962 году он написал роман «Пролетая над гнездом кукушки», он и его творчество практически сразу стали культовыми. История борьбы МакМёрфи за достоинство, неоднозначная и аллегоричная, она идеально вписывалась в литературный тренд, критикующий не только культуру того времени и отношение людей к психичес
История борьбы бунтаря МакМёрфи
История борьбы бунтаря МакМёрфи

В 1997 году на русском языке была издана книга Мишеля Фуко «История безумия в классическую эпоху». В этом исследовании он выступал за изменение взглядов на лечение психических расстройств. Человечество прошло долгий путь: от трепанации и лоботомии до комфортабельных больниц и фармакологического лечения. Побочным эффектом этих размышлений стало осознание того, что на самом деле никто не нормален.

Каждый из нас в той или иной степени отклоняется от «идеальной» модели нормы, и можно сказать, что все мы немного сумасшедшие. Многие назвали бы Кена Кизи безумцем, битником, хиппи, наркоманом, известным тем, что проходил электрошоковую терапию, просто чтобы понять, «каково это». Однако, когда в 1962 году он написал роман «Пролетая над гнездом кукушки», он и его творчество практически сразу стали культовыми.

Fantasy Films
Fantasy Films

История борьбы МакМёрфи за достоинство, неоднозначная и аллегоричная, она идеально вписывалась в литературный тренд, критикующий не только культуру того времени и отношение людей к психически больным, но и тоталитарный режим. Роман, казалось, был создан для большого экрана — кино любит анархистов, бунтарей и сумасшедших. В 1975 году известный чешский режиссёр Милош Форман снял такую ​​экранизацию. И создал настоящий шедевр.

Главный герой, Рэнди Патрик МакМёрфи, заключён в психиатрическую больницу как «антисоциальный человек». Он преступник, симулирующий психическое заболевание. В медицинском учреждении он сталкивается с настоящим «зверинцем»: здоровяк индеец (вероятно, страдающий аутизмом) и целый ряд извращенцев и девиантов. А ещё есть медперсонал во главе с садистской старшей сестрой Рэтчед. Так начинается борьба, которая постепенно, от детских выходок, превращается в настоящую войну за высшие ценности.

В глазах зрителя МакМёрфи поднимается до уровня поборника инаковости и защитника инвалидности. Он единственный, кто относится к больным как к нормальным людям. Другими словами, он действительно способен принять человечество таким, какое оно есть.

Fantasy Films
Fantasy Films

Джек Николсон сыграл одну из самых выдающихся ролей в своей карьере. В нём есть какая-то животная энергия. Он бегает, кричит, смеётся, шумит и присутствует в каждом кадре — это завораживает. В то же время он — это квинтэссенция мужественности: то, как он смотрит спортивный матч, играет в баскетбол, рыбачит с друзьями в море и рассказывает о своих романтических победах. Каким-то волшебным образом Николсон одновременно становится тренером, наставником, отцом и гуру по жизни, — только чтобы в конце стать своего рода религиозной жертвой ради нашего пробуждения.

А его антагонист? Вспомните сотрудницу почты в окне № 2. Злобную соседку, которая вызывает полицию. Контролёршу троллейбуса и холодную учительницу химии. У каждого из этих персонажей есть качество, блестяще переданное Луизой Флетчер в роли сестры Рэтчед — безмолвный приказ к абсолютному подчинению.

Fantasy Films
Fantasy Films

Напоследок стоит отметить узнаваемый режиссёрский приём Формана (который он позднее также использовал в своём «Амадее» 1984 года) — эволюция тональности фильма от трагикомического к драматическому, затрагивающему самые высокие темы. «Пролетая над гнездом кукушки» работает на всех уровнях интерпретации: как анализ отношения к психически больным, как борьба с «системами», как конфликт между потребностью индивидуализма и «бегством от свободы». Форман создал выдающееся произведение, фильм, который «вгрызается» в душу и остаётся там навсегда.