«Больше всего я сожалею, что у меня не было возможности петь c величайшим тенором, которого я когда-либо слышала», – сказала в одном из своих интервью великая Мария Каллас.
А выдающийся тенор XX века Пласидо Доминго говорил: «Страсть и звучание голоса Марио Ланца – это то, что заставило меня стать оперным певцом. Вообще-то, я обязан своей любовью к опере ему... парню из Филадельфии».
Продолжение истории жизни Марио Ланца, которую рассказал Муслим Магомаев. Все части по ссылке ниже:
... Марио Ланца подписывает контракт с киностудией MGM. Он не понимал тогда, что кино, это своеобразный «опиум» для актера и, что это не просто приятный случай: отсняться в одном-двух фильмах… Сети Голливуда – это нечто большое, это качели, которые, захватывая дух, вздымают тебя к небесам и на такой же скорости приземляют, чтобы вновь поднять ввысь. Но, в конце концов, все эти взлеты и падения имеют свой финал, и этот финал не в небесах, а на земле.
Но Ланца стремительно шел за славой, все дальше и дальше, уходя от своей сокровенной мечты стать оперным артистом. Он уже подписал контракт со студией на семь лет. По контракту Ланца получал аванс 10 тысяч долларов и была договоренность, что за первый фильм он получит 15 000 долларов, за второй – 25 000, и за каждый последующий 75 000 долларов.
Что же это было? Заключение сделки с дьяволом или же предначертанный судьбой неминуемый шаг. Ведь кино, в конце концов, подняло Ланца в популярности на невероятную высоту. Поговорить с ним, пожать ему руку были рады и президент Соединенных Штатов, и королева Великобритании, не говоря уже о различных принцах, графах и богатейших людей мира. Благодаря фильмам Ланца сделал множество записей своего голоса, которые мы с вами сегодня имеем возможность слушать.
Core 'ngrato:
Был бы Марио Ланца такой же личностью и в опере, достиг бы он и на этом поприще такой же небывалой высоты? Вот здесь меня преследуют сомнения… Ведь серьезное искусство требует полной отдачи и каждодневных занятий. А Ланца был неусидчив, недисциплинирован, не любил серьезно заниматься.
То в нем вдруг появлялась неутолимая жажда деятельности, и он начинал работать, как одержимый, но вдруг все бросал и на него нападала безысходность, тоска, безразличие ко всему. И он глушил это чувство в себе постоянными посиделками, компаниями, вечеринками, которые очень, кстати, любил. И тогда лилось рекой шампанское, в котором он, к сожалению, нередко находил забвение от терзающих его мыслей.
Но мы отвлеклись… Итак, Ланца посвящает себя кинематографу. До начала съемок фильма «Полуночный поцелуй» кинокомпания предоставляет Ланца полную свободу действий сроком на 6 месяцев. И он использовал это время, на удивление всем, с огромной пользой. Он несколько раз спел на оперной сцене в Новом Орлеане в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй». Его дебют был с восторгом принят и зрителями, и прессой.
Stolta Paura, L'Amor:
Осенью 1948 года Марио и Бетти переезжают в Беверли-Хиллз, в дом, в котором родилась их первая дочурка. А в это время продюсер Джо Пастернак мучился с буйным, неукротимым Ланца на съемках фильма «Полуночный поцелуй».
В первом фильма Ланца еще только пробовал свои способности драматического актера, поэтому движения и жесты его были не всегда естественны и уверены. Да и сам сценарий был заурядным, развлекательным, где спасало положение только прекрасное пение Марио Ланца, плюс его очаровательная партнерша, актриса Кэтрин Грэйсон.
В основу фильма был положен сюжет из жизни самого Ланца, где его герой, простой грузчик становится кумиром публики, оперным певцом. Фильм имел огромный успех у зрителей, его просмотрели миллионы людей. Мнение же критиков было единодушным: фильм с банальным сюжетом спас Марио Ланца с его невероятным обаянием и великолепным голосом. Главная песня фильма «Я знаю» композитора Кайпера, стала самой популярной песней того времени и, как мне кажется, доставит вам удовольствие и сейчас…
I know, I know, I know:
Кассовый сбор от фильма «Полуночный поцелуй» превысил все ожидания. Киностудия MGM ликовала. И чтобы прочнее закрепить контакты с певцом, дающим не только наслаждение своим «золотым голосом», но и чистое золото, измеряемое в денежных купюрах, решает заплатить Ланца вместо обещанных 15 000 – 25 000 долларов. И сразу же приступает к сценарию следующего фильма, который будет называться «Любимец Нового Орлеана».
И опять, перед подготовкой студии к съемкам Ланца предоставляется полная свобода на 5-6 месяцев. На этот раз он не пользуется возможностью спеть на оперной сцене, хотя и получает постоянно приглашения. И опять его самоуспокаивающийся ответ: «Еще успею».
Он едет на гастроли, все прочее закрепляя за собой славу концертного певца и известного киноактера. И всюду ошеломляющий успех, буквально обожествление его имени. Ланца идет на поводу миллионов своих поклонников, исполняя в основном популярные оперные арии и известные свои шлягеры, делает он это охотно и неустанно.
Dicitencello vuje:
Ланца неминуемо несло по течению, и он, как мне кажется, не собирался делать никаких усилий, чтобы выплыть из него. Слишком долго он мечтал в юности о славе, очень он хотел петь, он очень хотел признания своего таланта, он мечтал, чтобы его любили, как любили великого Карузо.
Ланца понимал, что до пения Карузо ему еще очень далеко, но неимоверная популярность неоспорима, и он не хочет отворачиваться от нее. Кажется, Кусевицкий сказал: «Невозможно звезду посадить вновь за школьную скамью».
И не деньги волнуют нашего героя, он разбрасывается ими так же щедро, как и своим голосом. Он дарит дорогие подарки родителям, друзьям и просто знакомым, он с легкостью бросает деньги на бесконечные угощения, не отказывая ни в чем, ни себе, ни своей семье.
Мне кажется, Ланца боялся перерыва в своем триумфальном шествии, а вдруг его забудут… И что он будет представлять из себя на оперной сцене, ради которой он все бросит. И он продолжает «ковать железо, пока горячо», успокаивая себя тем, что поет в концертном исполнении, наряду с пулярными песнями, известные оперные арии. А значит, он все же близок к опере.
Но вот в концертной деятельности Ланца наблюдаются все более частые отмены. В последнем турне из 27 запланированных выступлений состоялось всего 12. Ланца начинает панически бояться сцены, его и раньше преследовали беспокойства за свой голос: вдруг не послушается, вдруг откажет. Тогда позор, что скажут его поклонники?
La Fleur Que Tu M'avais Jetée:
Вспомним, как несколько лет тому назад он не пошел на прослушивание к Тосканини, как игнорировал пробы в Метрополитен-опера… Он объяснял это высокой ответственностью перед своей публикой. И действительно, каждый уважающий себя певец испытывает большое волнение перед выходом на сцену, но у Марио Ланца это чувство перешло в страх, который он пытался пересилить подмешиванием коньяка в чай. Находились угодливые «друзья» с явным удовольствием доставляющие ему это сомнительное «лекарство». Но оно помогало лишь временно, а затем еще больше расстраивало и расшатывало и так уже разрушающуюся нервную систему певца.
И к тому же когда Ланца прибыл в Голливуд на съемки нового фильма, продюсером и режиссером было высказано недовольство тем, что Ланца заметно пополнел и от него потребовали пройти курс лечения, подвергнув его безжалостной «голодной диете» и лекарствами. В связи с чем Марио, за сравнительно небольшой срок, сбросил 22 килограмма. Так был сделан первый шаг к дальнейшему изнурению его организма.
Фильм «Любимец Нового Орлеана» с участием Марио Ланца был во всех отношениях значительно лучше первого. Здесь наш герой показал себя превосходно в актерской игре – естественной, правдивой и полностью раскованной. Правда, сюжет фильма немногим отличался от предыдущего. Если в «Полуночном поцелуе» он вначале грузчик, а потом известный певец, то здесь он рыбак, затем знаменитый оперный артист. Партнершей Ланца в этом фильме во второй раз стала актриса Кэтрин Грэйсон. В фильме были прекрасно исполнены арии из опер, которые Ланца специально записал для этой картины.
И опять же в фильме прозвучала новая песня, написанная для него специально, большим другом Марио Ланца, композитором Николасом Бродским. Песня называлась «Будь моей любовью». Эта песня обрела невероятную популярность. Она звучала отовсюду, из баров, кафе, ресторанов, игорных домов, ее играли в салонах высшей аристократии. Она вышла миллионными тиражами пластинок и заставила забыть все песни, звучавшие до нее. Эта песня стала чуть ли не гимном музыкальной Америки 50-х годов.
Be My Love:
Уже много лет у кинематографистов Голливуда, а также Италии, вынашивался один проект. Рассказывает исследователь жизни Марио Ланца Герман Эмхаузнер:
«Кинематограф, который до сих пор не останавливался, ни перед кем, ни перед чем, который бесцеремонно фиксировал все подряд на пленку, испытывал пока еще некоторую робость перед человеком, чье имя стало легендой – перед Энрико Карузо. А его жизнь так и просилась на экран. Но все предпринимавшиеся попытки оказывались бесплодными из-за отсутствия актера, обладавшего таким голосом, который не оказался бы смешон в роли Карузо. А Марио Ланца и прям был рожден для этой роли.
Как только его посвятили в замысел постановщиков фильма, он мгновенно загорелся, ведь могла сбыться его мечта. "Да, я сделаю все, чтобы создать незабываемый образ", – вырвалось у него, когда его пригласили для переговоров к Луи Майеру, – "Я согласен на любые условия, если вы окажете мне доверие". Видимо, эти по-детски наивные слова растрогали всемогущего хозяина киностудии, и уже предчувствуя большой бизнес, он ответил: "Благодарю вас, Марио, мой мальчик. Вы сумеете это сделать лучше, чем кто-либо другой в мире"»
К приезду Ланца в киностолицу все уже было приготовлено для воскрешения Карузо на экране. Как в королевскую мантию, во время коронации, Ланца облачился в «костюм Карузо» и стал подражать манерам и жестам своего кумира. Он сдержал свое обещание, что будет Карузо «каждую минуту». И когда, кадр за кадром, жизнь певица ожила на экране, то все присутствующие были потрясены таким живым и убедительным образом Карузо, созданным Марио Ланца.
Через есколько месяцев фильм был закончен и стал неслыханным триумфом. Если раньше высказывались опасения со стороны критиков и людей, видевших и знавших Карузо, что романтическая карьера великого певца может предстать слишком примитивной или же в чересчур преувеличенной форме, то после премьеры фильма все были приятно удивлены.
Редкая удача сопутствовала фильму «Великий Карузо». Лишь очень немногие исторические фильмы были осуществлены с таким проникновением и поэзией, и вместе с тем, с таким пафосом и лиричностью. Ланца, вне сомнения, достиг вершины славы в киноискусстве. Весь мир был у его ног.
Because:
Но уже во время съемок стало отчетливо вырисовываться, куда ведут этот культ звезды, эта шумиха и непомерное возвеличивание. Он снова поддался своей прежней слабости – опять пристрастился к неумеренному возлиянию.
То он осыпал знаками дружественного расположения окружающих его людей, то мог вдруг незаслуженно их обидеть. Даже когда съемки фильма были уже далеко позади, Марио Ланца появлялся на улицах в «костюме Карузо», в разговорах неизменно ссылался на своего предшественника, постоянно сравнивал себя с великим певцом и пытался оправдать свои странные поступки его именем.
«Комплекс Карузо», как это впоследствии единодушно определили газеты, был не чем иным, как фантазией ребенка. Но если в обычных условиях родителям удается удержать детскую фантазию в определенных границах, то певцу как раз не хватало людей, которые могли вернуть его на почву реальности. Но Марио уже давно пропускал мимо ушей все дружеские советы, в том числе и советы старого маэстро Розати, который настоятельно рекомендовал Ланца работать над собой и своим голосом для того, чтобы стать не великим Карузо, но великим Ланца.
Часто разочаровываясь в людях и не без основания, переставший им доверять, Ланца надел на себя маску неприступного гордеца. Но какие же добрые, простые и благородные чувства скрывались за этой все более непроницаемой маской полного отчуждения и неприступности… И это проявлялось во многих эпизодах его жизни.
Когда его навещали родители, будь то дома или на киностудии, он весь излучался идущей от сердца радостью и любовью, он обнимал их и с гордостью рассказывал о своих успехах и новых замыслах. Он вдруг возвращался в привычный для себя, родной мир, где снова превращался в милого, всегда готового прийти на помощь мальчика.
И на съемках его тянуло к тем людям, кто располагал к себе простотой общения и открытой душой. В их обществе он с удовольствием снимал маску высокомерия. И тогда он становился самим собой – добрым, щедрым, искренним и жизнелюбивым Марио Ланца.
В феврале 1953 года во всех газетах появилась история об одной девочке по имени Рафаэла и об одном певце. Все расценили ее, как слащаво-сентиментальную выдумку газетных репортеров. Но это история, к сожалению, была трагической правдой.
Одна неизлечимо больная и уже отмеченная печатью смерти девочка, чуть более десяти лет от роду, жившая со своими родителями, сестрами и братьями в штате Нью-Джерси, все свое маленькое сердце отдала певцу, которого она знала только по радио и по газетам. Все мысли и чувства Рафаэлы были отданы Марио Ланца.
Когда однажды доктора объявили родителям, что нет никакой надежды на спасение, то мать девочки решила сделать все, чтобы доставить минуты счастья и радости маленькой затухающей жизни.
В порыве отчаяния она отважилась набрать номер домашнего телефона Ланца, хотя сама внутренне была убеждена, что вряд ли ее желание осуществимо и что Ланца не приедет к ее дочери. С отчаявшейся женщиной говорил по телефону тренер Ланца Терри Робинсон, который утешил ее и пообещал, что Марио непременно позвонит. И он действительно позвонил.
Собрав все свои силы, девочка жадно прислушивалась к голосу, доносившемуся из телефонной трубки, плотно прижатой к ее уху. Ее глаза округлились, а обычно мертвенно-бледные щеки порозовели, как никогда раньше. Это было перед Рождеством, и Марио спел своей маленькой поклоннице Silent Night…
Он пытался уложить свои взволнованные чувства в строки песни. Сочувствие к этому ребенку, к бедной девочке, которую он мысленно представлял себе во время пения, перевернуло в нем все. Только осознание того, что смертельно больная Рафаэла ничего не знает о своем состоянии, придало ему силы, чтобы петь дальше.
Марио Ланца добился, чтобы больную девочку перевезли из Нью-Джерси в Калифорнию. Она навещала его несколько раз в студии во время съемок и приходила к нему домой в гости, где она могла провести вместе с его детьми последние счастливые часы своей жизни. Даже когда Рафаэла опять вернулась в свой штат, не проходило и недели, чтобы Ланца не звонил ей и не посылал подарки и цветы.
30 января 1953 года Ланца, как обычно, позвонил Рафаэле. К телефону подошел отец девочки:
«К сожалению, я должен вам сказать, что Рафаэла больше не сможет услышать ваш голос. Своими последними словами она была с вами, ей так хотелось еще раз услышать песню от вас… Но, увы»
Весь день Ланца был нелюдим, не дотронулся до еды. Единственной его заботой было приобрести, упаковать и отправить последний маленький подарок. Это был небольшой серебряный медальон с изображением Богоматери. Когда девочку несли в последний путь, у ее на шее был этот маленький медальон.
Всю жизнь Марио Ланца помнил Рафаэлу и переживал эту трагедию так, как будто это был его собственный ребенок.
Silent Night:
Продолжение следует...