Найти в Дзене
Заметки Инсайдера

А ведь фильм "Жмурки" — совсем не тот, каким кажется на первый взгляд. И почему финал фильма наверняка вызвал вопросы у западного зрителя?

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера". Алексей Балабанов, без сомнения, знаковая фигура в российском кинематографе. Он оказал огромное влияние на развитие постсоветского кино. Трудно представить, чтобы какие-либо другие фильмы, созданные за последние четверть века, транслировались по телевидению так часто, как "Брат" или "Жмурки". Принято считать, что "Жмурки" – наиболее лёгкая работа Балабанова, своеобразная чёрная комедия, подражающая стилям Тарантино и Ричи. Так что не будем тянуть время, а по-честному скажем, где героин. Провести параллель с творчеством Гая Ричи и "Криминальным чтивом" – не новость. В начале 2000-х эти ленты по популярности уступали лишь "Матрице" и "Властелину колец", поэтому идея снять отечественный аналог лежала на поверхности для ведущего режиссёра страны. Всё это знаем, давай глубже. В "Криминальном чтиве" герои спорили о массаже ног и божественном провидении. Смотри-ка, верующие! — А что такого? Я тоже верующий. — И какой
Оглавление

Привет, друзья! На связи Александр, и вы на канале "Заметки Инсайдера".

Алексей Балабанов, без сомнения, знаковая фигура в российском кинематографе. Он оказал огромное влияние на развитие постсоветского кино.

Трудно представить, чтобы какие-либо другие фильмы, созданные за последние четверть века, транслировались по телевидению так часто, как "Брат" или "Жмурки".

Принято считать, что "Жмурки" – наиболее лёгкая работа Балабанова, своеобразная чёрная комедия, подражающая стилям Тарантино и Ричи.

Так что не будем тянуть время, а по-честному скажем, где героин.

Провести параллель с творчеством Гая Ричи и "Криминальным чтивом" – не новость. В начале 2000-х эти ленты по популярности уступали лишь "Матрице" и "Властелину колец", поэтому идея снять отечественный аналог лежала на поверхности для ведущего режиссёра страны.

Всё это знаем, давай глубже.

В "Криминальном чтиве" герои спорили о массаже ног и божественном провидении.

Смотри-ка, верующие! — А что такого? Я тоже верующий. — И какой у вас в Эфиопии Бог будет?

В свою очередь, персонажи "Жмурок" обсуждали не менее важные вопросы, разрешая их в диалогах, напоминающих дискуссии героев Достоевского.

Разговоры, поднятые Фёдором Михайловичем, до сих пор не потеряли актуальности, именно поэтому он и классик.

Как и у консерватора Достоевского, позиции героев противоположны.

Ты ещё дырку себе во лбу не пробил? — Ты святого-то не трожь, а то я тебе дырку в башке пробью!

Один защищает русские пироги, а другой предпочитает макдональдсовский фастфуд и учит английский по комиксам, мечтая уехать в США.

Ты что, попутал, что ли? Что ты это фуфло-то разглядываешь?

Поразительно, как мало меняется со временем.

25 мая 2025 года исполнилось 20 лет со дня премьеры в России фильма "Жмурки", а новости о "Макдональдсе" вновь стали актуальными в нашей стране в 2022 году, как и массовая эмиграция.

Ты в монастырь, а я за бугор скручу. — Нужен ты там кому?

Приверженцы фастфуда из колонок не пьют

-2

Вот в чём величие Балабанова: пока многие бьются над злободневными вопросами, он уже давно дал на них исчерпывающие ответы в своём творчестве.

Серёга совершает крестное знамение при виде церкви, а "иностранец" Саймон приходит в восторг от внушительной коллекции виниловых пластинок с западной музыкой.

Смотри, Саймон, сколько здесь винила!

Саймон, хоть и не видел ничего плохого в том, чтобы перекусить в "Макдональдсе", из колонки пить не стал:

Ты чё думаешь, я из этой байды пить стану? - Не понял? - Мне здоровье моё дорого!

Стоит отметить, что первоначальный сценарий, вдохновлённый Тарантино, был написан Стасом Мохначевым, но он представлял собой более прямолинейный боевик.

Балабанов переработал сценарий, и именно он стал автором запоминающихся диалогов.

Вспомним знаменитую сцену с обсуждением McDonald's в "Криминальном чтиве". Вероятно, молодой сценарист отвечал за подражание стилю, а Балабанов превратил это в своеобразный русский ответ Тарантино.

Тарантино продолжит династию, а я – Балабанов.

В то время как в "Криминальном чтиве" обсуждали "Роял чизбургер", в "Жмурках" Серёга прямо выражает свое негативное мнение о "Макдаке".

Связь с Тарантино проявляется не только в запутанном криминальном сюжете и "чемодане" с ценностями, переходящем из рук в руки (хотя сам "чемодан" взят из "Криминального чтива", а схема его перемещения – из "Карты, деньги, два ствола").

Жестокость в "Жмурках" больше напоминает стиль Тарантино, чем Гая Ричи, поскольку в британских фильмах, таких как "На игле" или "Карты, деньги, два ствола", в отличие от картин Тарантино, персонажи произносят колкие фразы о своём обществе или государстве.

Вся британская империя построена на чае. — Ага, и посмотри, что с ней стало.

Порошок точно тот самый?

-3

В "Жмурках" Балабанов акцентирует внимание на социальном подтексте.

Начальная сцена с упоминанием "стартового капитала" задаёт тон всему фильму, помещая комедийный сюжет в исторические рамки и подсказывая зрителям, как следует интерпретировать происходящее.

Далее фильм демонстрирует процесс становления капитализма и методы добычи этих самых "стартовых капиталов".

Балабанов, подобно Тарантино, переосмысливает кинематограф и поп-культуру, используя узнаваемые атрибуты того времени: малиновые пиджаки, кожаные куртки, автомобили BMW и специфический сленг.

В отличие от европейских режиссёров, Тарантино создал уникальное американское кино, а Балабанов в "Жмурках" показывает, что способен успешно работать в жанре, освоенном Тарантино и Гаем Ричи.

Этот жанр, однако, стал лишь эпизодом в его карьере.

В фильме присутствует ирония, пародирующая штампы боевиков, когда персонажи пробуют героин на вкус.

У Балабанова персонажи открыто признаются в непонимании своих действий и неспособности отличить героин от стирального порошка.

"Жмурки" стали актуальным высказыванием о русском бандитском кино.

К 2005 году фильмы, такие как "Бандитский Петербург", "Бумер" и "Бригада", прочно вошли в культурный контекст.

Серьёзно снимать на эту тему стало неактуально. Настало время для сатирического кино, поскольку всерьёз рассуждать о бандитской тематике уже не представлялось возможным.

Эфиоп с русскими корнями

-4

Балабанову, как никому другому, удавалось прочувствовать дух времени, и он осознавал, что лента, подобная "Жмуркам", не потеряет своей актуальности.

Так вот, появление эфиопа в сюжете – это не просто ирония, это уже постмодернистский жест.

Темнокожий участник криминальной группировки в России 90-х – это сам по себе театр абсурда, не требующий дополнительных пояснений. Сразу видно, что этот человек опасный.

К эфиопу, по одной из версий, имел отношение Пушкин, в каком-то смысле основатель русской светской культуры.

О, эфиоп! — Я русский!

Эфиоп, упорно настаивающий на том, что он русский, может расцениваться как издёвка над бесноватыми, пытающимися задеть великого русского поэта. Или это может быть просто отсылкой к прадедушке Александра Сергеевича.

Балабанов – художник с большой буквы, и в его работах нет ничего случайного.

Папа, давай покормим крокодильчика? – А тебе мышку не жалко? – Папа, крокодильчик же голодный.

Эфиоп – это точно не просто попытка сыграть на теме детей Олимпиады-80.

Главное в этих шутках, что они смешные, а смеяться, право, не грешно над всем, что кажется смешным. Николай Михайлович Карамзин сказал это задолго до рождения Пушкина.

У вас в Эфиопии все-таки умные?

В "Жмурках" Балабанов отдал дань уважения "Бандитскому Петербургу" Владимира Бортко.

Актёр, игравший адвоката в "Бандитском Петербурге" (Дмитрий Певцов), исполнил роль карикатурного адвоката в "Жмурках", что является признанием заслуг Бортко, снявшего культовый фильм за небольшие деньги.

В "Бандитском Петербурге" бандиты бездельничали, работы не было, и фильм был снят оперативно за скромный бюджет.

В "Жмурках" также присутствует отсылка к "Бригаде" с персонажем Кабаном, которого никто не видел, но он существовал. Балабанов как бы представил этого Кабана публике.

Привет Алексею Серебрякову, который в "Бандитском Петербурге" Бортко тоже был адвокатом, а в "Жмурках" выступил в роли доктора.

Персонажи "Жмурок" словно взяли одежду братвы из "Адвоката" со склада питерской студии, отряхнули её от пыли и вышли на площадку.

Большая часть костюмов "Бандитского Петербурга" была довольно скромной.

У Балабанова также был ограниченный бюджет на "Жмурки".

Российские актёры снимались в эпизодических ролях в "Жмурках" практически бесплатно, так как к 2005 году Балабанов был признан одним из ведущих режиссёров страны.

Я уехал в Петербург, а приехал в...

-5

Владимир Бортко отличался умением адекватно оценивать свои возможности и нередко обращался к уже существующим произведениям.

Второй сезон "Бандитского Петербурга", названный "Адвокат", выделяется благодаря крепкой литературной основе и режиссёрскому мастерству Бортко.

Вершиной его творчества можно считать экранизацию "Идиота" Достоевского, которая, возможно, является лучшей адаптацией произведений этого писателя.

Тарковский также хотел экранизировать "Идиота", но не смог реализовать задуманное.

Бортко, по сути, создавал высококачественные сериалы для российского телевидения в то время, когда HBO только начинала свой путь с первого сезона "Сопрано".

"Адвокат" был для мужской аудитории тех лет столь же значим, как "Сопрано" или "Настоящий детектив" для современных зрителей.

Забавно, что местом съёмок "Жмурок" Балабанов выбрал Нижний Новгород.

В Москве эпоха девяностых завершилась к девяносто восьмому году, однако в отдалённых уголках страны она продолжалась и позже.

А вы что, ребята, всё стреляете в Нижнем Новгороде? — атмосфера того времени ещё чувствовалась там, в отличие от более благополучных городов, которые к 2005 году уже начали меняться.

Пейзажи Нижнего Новгорода впечатляют: древний город с Кремлём и последствия постсоветского периода.

Места в "Жмурках" напоминают "Бандитский Петербург" первых сезонов: архитектура XIX века, набережная, разбитые дороги, трамвайные пути.

Большую часть своей жизни Балабанов провёл в Свердловске. После распада СССР он переехал в Петербург и стал одним из видных представителей этого города.

Возможно, если бы он жил в Москве, его творчество не было бы таким уникальным.

В Москву ехать надо, в Москве вся сила.

Публика сразу полюбила Балабанова, увидев в девяносто седьмом году фильм о прибывшем в "Бандитский Петербург" ветеране чеченской войны, которого сыграл молодой Сергей Бодров с невинным взглядом и образованием историка итальянской живописи.

Этот контраст между Бодровым и персонажем Балабанова сделал Данилу Багрова культовым героем.

Именно таким был подход Балабанова: он говорил, что пишет не сценарии, а кино.

Экранизации порой получаются выдающимися

-6

Для Балабанова его сценарии не существовали отдельно от процесса режиссуры, подбора и взаимодействия с актёрами.

Известно, что роль Данилы создавалась специально для Бодрова-младшего.

Как-то, сидя в кафе на пляже, за разговором родилась идея снять кино "просто так, бесплатно".

Алексей Балабанов – своеобразный Достоевский современности. Кому-то такое сопоставление может показаться спорным, но время диктует своих гениев.

А по-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге. Бога нет – значит, всё позволено. Помни: миллионами можно убивать.

Есть мнение, что Достоевский написал "Идиота" ради денег, чтобы играть в казино.

Несмотря на финансовые трудности, он писал по зову души. Это характерная черта гениев.

Даже в долгах он создавал шедевры, непревзойденные до сих пор.

Так же и Балабанов. "Брат" был снят для заработка и репутации, необходимых для авторских проектов. Но, снятый почти случайно, за небольшие деньги, он стал культовым явлением в России и за её пределами.

Балабанов стремился снимать кино, несмотря ни на что. После распада СССР кино переживало кризис, финансирования не было. Целое поколение выпускников режиссёрских и актёрских факультетов оказалось невостребованным. Среди них был и талантливый Александр Баширов, сыгравший у Балабанова, в том числе в "Жмурках".

Его поколение не реализовалось, многие ушли на телевидение, Баширов стал актёром. Но те, кто горел своим делом, продолжали снимать.

Интересно, что у Гая Ричи и Балабанова есть похожие моменты в карьере. Ричи снял "Карты, деньги, два ствола" ради бюджета для более серьёзного фильма, которым стал "Большой куш".

Экранизация "Замка", снятая Алексеем Балабановым, — лучшая интерпретация произведения Франца Кафки.

Передать уникальную атмосферу книг Кафки кажется невозможным, но Балабанову это удалось. Точно так же, как Бортко смог максимально приблизиться к духу "Идиота" Достоевского в своей экранизации.

Даже при минимальном бюджете можно снять годноту

-7

Подобно Достоевскому, Алексей Балабанов, несмотря на всеобщее признание, до конца своих дней испытывал финансовые затруднения.

Многие коллеги и представители творческой интеллигенции не могли смириться с его талантом, однако отрицать его было невозможно, особенно учитывая огромную любовь зрителей.

Именно поэтому даже в эпизодических ролях в "Жмурках" снимались ведущие актёры страны, такие как Андрей Панин, появившийся всего на пару минут в образе недалёкого архитектора.

Михалков также создал запоминающийся образ в фильме Балабанова.

Разумеется, у кинокомпании СТВ не было средств для выплаты актёрам их обычных гонораров.

Вас кинули, Серёжа, кинули...

Интересно, что между "Криминальным чтивом" и "Жмурками" есть связь в лице Михалкова.

В 1995 году он вместе с Тарантино участвовал в церемонии вручения "Оскара". "Криминальное чтиво" удостоилось награды за лучший сценарий, а "Утомлённые солнцем" получили "Оскар" как лучший иностранный фильм.

Тарантино получил "Оскар" за лучший сценарий совместно с Роджером Эвери.

После выхода "Криминального чтива" между Эвери и Тарантино возникли разногласия, и поклонники до сих пор спорят о вкладе Эвери, но все признают, что он был важной составляющей успеха фильма.

Известно, что Эвери полностью написал главу "Золотые часы", посвящённую Бучу, Зеду и событиям в подвале ломбарда.

Создаётся впечатление, что отсутствие финансовой стабильности у русских гениев — это закономерность.

Кем вдохновлялся Алексей Балабанов?

-8

В романе "Бесы" Достоевский устами рассказчика замечает, что некая умственная ограниченность представляется почти обязательным атрибутом, если не всякого активного человека, то по крайней мере любого, кто серьёзно занят зарабатыванием денег.

Эта фраза, кажущаяся цитатой мудреца, приобретает особый смысл в свете биографии самого писателя.

Достоевский, живя в подобном положении практически всю жизнь, вероятно, сталкивался с подобными "деятелями" и, возможно, благодаря этому стал одним из величайших творцов России.

Когда Балабанов представил фильм "Груз 200" на суд публики, он столкнулся с людьми, не желающими или не способными постичь суть его произведения, цепляющимися за свою узость мышления.

Сегодня ситуация изменилась, и никто не пытается оспорить их ограниченность.

Балабанова занимал вопрос о стеснённом материальном положении Кафки и его влиянии на творчество.

Кафка, по-видимому, был для Балабанова ключевой фигурой. Помимо уникальных по стилю романов, Кафка оставил после себя дневники и письма, раскрывающие глубину его депрессивного состояния.

Читая эти личные записи, можно проникнуть в бездну его отчаяния, что свидетельствует о его величии как писателя.

Смерть Бодрова и съёмочной группы стала тяжёлой утратой для Алексея Балабанова, а последние годы жизни были исполнены трудностей.

Сергей Сельянов, его близкий соратник, предложил ему сценарий комедии "Жмурки", чтобы взбодрить его и вывести из апатии.

В результате появился один из самых выдающихся фильмов Балабанова.

Финал фильма "Жмурки", наверняка, остался непонятым западными зрителями

-9

По уровню проработки и внутренней гармонии картина "Жмурки" сопоставима лишь с такими работами, как "Брат" и "Груз 200".

Сюжет разворачивается динамично, одна сцена плавно перетекает в другую.

Мастерство создателя граничит с гениальностью. В простоте, даже примитивности, скрывается неожиданность, вызывающая вопросы: как это сделано? Откуда взялась эта идея?

Великолепен выбор натуры и мест для съёмок, диалоги не уступают лучшим западным образцам. Прекрасный кастинг и убедительная игра актёров, особенно Сергея Маковецкого в роли отморозка по кличке Корон.

Запоминающиеся реплики мгновенно уходят в народ.

Блестящий дуэт: Дюжев в роли "быка" Саймона и Панин, прячущийся за папкой во время разборок.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, фильм сделан с невероятным вниманием к деталям. Примером тому служит композиция кадра, напоминающая полотна Караваджо. Мизансцены, выражения лиц, даже натюрморт – всё продумано до мелочей.

"Жмурки" и "Груз 200" – это фильмы, каждый кадр которых может стать темой для обсуждения.

Концентрация качественного контента в "Жмурках" просто неимоверная. И в то же время типажи, представленные в фильме, не так уж далеки от тех, что встречались в реальной жизни того времени.

Персонажи фильма очень близки, они словно взяты из жизни.

Роскошные виды Нижнего Новгорода идеально дополняют общую картину.

Фильм одновременно лаконичен и насыщен деталями.

Оригинальна идея с папкой, усиленной стальной пластиной. А русская рулетка в финале – это настолько русское кино, что западным зрителям оно вряд ли будет понятно.

Алексей Балабанов создавал разные фильмы, но всегда оставался верен себе и искусству.

Спасибо за прочтение, друзья! Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации. Если статья наберёт 200 лайков, я расскажу, о чём на самом деле фильм "Брат 2".

До новых встреч!