Найти в Дзене
Пётр Барчуков

Происхождение русского казачества: путь к разгадке тайны

Происхождение русского казачества — тайна, которую не по силам было разгадать учёным многих поколений… Казалось бы, хроники сохранили немало свидетельств, но чем глубже погружаешься в материал, тем больше вопросов возникает. Где же истина? Она затеряна в лабиринте эпох — там, где блистательные победы оборачивались падением держав, а на руинах ушедшего мира пробивались ростки новой жизни. Разгром Хазарского каганата: точка отсчёта Возникновение казачества во многом связано с походом князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата в 965 году. Согласно летописи «Повесть временных лет» и арабо‑персидским источникам (трудам Ибн Хаукаля и аль‑Мукаддаси), в ходе этой военной кампании были уничтожены ключевые центры Хазарского государства: • Хазаран; • Самдар; • Итиль (столица каганата); • Саркел (крепость, позднее известная как Белая Вежа). Разгром этих городов привёл к крушению хазарской государственности и открыл возможности для заселения степных территорий русским народом, поскол

Происхождение русского казачества — тайна, которую не по силам было разгадать учёным многих поколений… Казалось бы, хроники сохранили немало свидетельств, но чем глубже погружаешься в материал, тем больше вопросов возникает. Где же истина? Она затеряна в лабиринте эпох — там, где блистательные победы оборачивались падением держав, а на руинах ушедшего мира пробивались ростки новой жизни.

Разгром Хазарского каганата: точка отсчёта

Возникновение казачества во многом связано с походом князя Святослава Игоревича против Хазарского каганата в 965 году. Согласно летописи «Повесть временных лет» и арабо‑персидским источникам (трудам Ибн Хаукаля и аль‑Мукаддаси), в ходе этой военной кампании были уничтожены ключевые центры Хазарского государства:

• Хазаран;

• Самдар;

• Итиль (столица каганата);

• Саркел (крепость, позднее известная как Белая Вежа).

Разгром этих городов привёл к крушению хазарской государственности и открыл возможности для заселения степных территорий русским народом, поскольку они стали частью Древнерусского государства. В итоге хазары утратили своё былое влияние и навсегда исчезли с исторической сцены.

От «козар» к «козак»: этимологическая гипотеза

Лучшие умы России за множество веков так и не смогли разгадать загадку происхождения казачества, а я смог!

Анализируя древнерусские летописи, я обнаружил любопытный факт: хазары именовались «козары» (множественное число) и «козар» (единственное число). На этом основании я выдвигаю гипотезу: слово «козак» является результатом фонетической трансформации от «козар», где буква «р» сменилась на «к».

Примечательно, что изначально слово писалось через «о» — «козак». Написание через «а» («казак») появилось позднее, вероятно, под влиянием тюркских языков в эпоху монголо‑татарского владычества.

Важно подчеркнуть: «казаки» изначально не являлись ни этносом, ни даже субэтносом. Это был катойконим — термин, обозначающий жителей определённой территории. Например, в Москве живут москвичи, а в Санкт‑Петербурге — петербуржцы; это и есть катойконим.

P.S. Хазары не сохранились как народ — они были полностью уничтожены. От них осталось лишь имя, которое закрепилось за территорией, впоследствии заселённой русским народом. Именно от этой территории и произошёл катойконим «козаки».

Эволюция: от катойконима к субэтносу

Возникновение казачества как субэтноса русского народа напрямую связано с монголо‑татарским завоеванием. После того как завоеватели захватили территории, населённые казаками, и основали на них своё государство — Золотую Орду, — казаки оказались вытеснены на периферию древнерусских княжеств.

Осознавая угрозу полного истребления от вражеских войск, казачество пошло на стратегический союз с русскими князьями.

Договор носил взаимовыгодный характер: казаки принимали на себя функции пограничной службы, обеспечивая охрану рубежей княжеств, а взамен получали гарантированное материальное содержание и защиту для членов своих семей. Последние — престарелые родители, дети и жёны — размещались в укреплённых поселениях за крепостными стенами.

С течением времени казачество превратилось в мощную военную силу. Оно выработало самобытную систему самоуправления, сформировало уникальную культуру и традиции. Так из простого географического обозначения (катойконима) возник полноценный субэтнос, навсегда вписанный в русскую историю.

P. S. Следует отметить, что эволюция из катойконима в субэтнос русского народа характерна не только для казаков, но и для поморов.