Знаете, я обожаю, когда планы складываются спонтанно и прекрасно. Так вышло и с моей поездкой в Калугу на ноябрьские праздники. Я совершенно случайно попала на «Ночь искусств» в местный Музей изобразительных искусств, и билет на вечернюю экскурсию обошелся мне в смешные 350 ₽. В группе нас оказалась двое — можно сказать индивидуальная экскурсия. То, что я увидела внутри, стоило в разы дороже.
Атмосфера купеческого усадебного дома XIX века
Музей встречает тебя не как официальное учреждение, а как гостеприимный дом. Потому что находится он в настоящей усадьбе XIX века — доме купцов Билибиных-Чистоклетовых.
Высокие потолки, старинная лепнина, стройные колонны из искусственного мрамора (пик моды того времени!),скрип паркета под ногами и ощущение, что ты перенесся на 200 лет назад. Уже ради одной этой атмосферы сюда стоит заглянуть.
История одного подарка, или как у врача оказалась коллекция произведений искусства
Но главное, конечно, внутри. Основа всей этой красоты — страсть одного человека. Врач Никанор Иванович Васильев, уроженец Калуги, в конце XIX — начале XX века собрал потрясающую коллекцию искусства.
После своей смерти он завещал родному городу 91 произведение: 77 картин, 11 скульптур и даже три изделия из фарфора. Представляете? Один человек — и такой щедрый дар! Музей открыли прямо в доме Васильева в 1918 году.
После революции коллекция росла как снежный ком: сюда свозили вещи из разоренных усадеб Калужской губернии. Особенно помогла коллекция князей Горчаковых из имения Барятино. Оттуда, например, в музей попала жемчужина — картина «Мадонна со щегленком» неизвестного итальянского мастера XVI века.
А в эту красивейшую усадьбу музей переехал только в 1959. И тогда коллекцию щедро пополнили Эрмитаж, Третьяковка и Государственный музейный фонд. Так в Калуге оказались:
Иван Айвазовский и его морские пейзажи
Николай Ярошенко с внутренним реализмом его героев
Алексей Саврасов с красотой и лирикой русской природы
Василий Поленов и его восхитительные пейзажи
Константин Коровин и Борис Кустодиев – с их яркой, сочной палитрой.
Этюды Василия Сурикова к его монументальным полотнам «Боярыня Морозова» и «Переход Суворова через Альпы».
И вишенка на торте — эскизы Рубенса! Да, того самого Питера Пауля Рубенса. В Калуге. До сих пор не верится. Это работа тоже попала из собрании князей Горчаковых в имении Барятино Тарусского уезда Калужской губернии.
Коллаборация с Эрмитажем
На протяжении нескольких лет Калужский музей изобразительных искусств сотрудничает с Русским Эрмитажем. Суть заключается вот в чем. Эрмитаж предоставляет какую-то знаменитую картину из своей коллекции на несколько месяцев в Калужский музей, чтобы все желающие могли увидеть шедевр. В мой приезд выставлялась картина Бартоломé Эстéбан Мурильо «Благовещение».
Правую сторону картины занимает образ Богоматери. Ее традиционные атрибуты — корзина с шитьем, книга и лилии — символизируют, соответственно, добродетели трудолюбия и мудрости, а также душевную чистоту.
Слева изображен архангел Гавриил, рукой он указывает на белого голубя, олицетворяющего Святой Дух. Сцена разворачивается над небесами, где парят херувимчики.
Картина итальянского автора можно увидеть в музее до 2 февраля.
Подвиг ради искусства
И немного о грустном. В годы Великой Отечественной войны Калуга 79 дней была в оккупации. К сожалению, вовремя эвакуировать шедевры музея не успели. Одну треть всей коллекции (и самую лучшую) немцы вывези в Германию. Где она сейчас — не известно. Но меня потряс один исторический факт. Во время отступления немцы подготовили для вывоза вторую часть коллекции, но сотрудник музея Николай Маслов, спрятав ящики с бесценными произведениями искусства, просто сказал, что картины уже забрали и отправили в Германию. В спешке фашисты не стали разбираться. Благодаря ему мы сегодня можем все это видеть. Низкий поклон этому человеку.
Друзья, на этом все!
Спасибо, что дочитали до конца. Об еще одном уникальном музее Калуги можно прочитать здесь: