Белокаменный привет всем! С вами снова Саша Ольшевская, я успела по вам соскучиться. Расскажу вам про один из самых трогательных наших проектов – «Дворы» (2022).
Сегодня вы узнаете, какой самый необычный питомец за всю историю наших проектов был у главного героя, как призвать дождевую тучу и что общего между «Дворами» и шедевром Балабанова «Брат».
Ставьте лайк и ловите очередную порцию ностальгии по беззаботному лету!
Итак, в проекте под названием "Дворы" мы продолжили держать курс на реализм, на исследование судеб и на актуальные жизненные вопросы. На этот раз – не на детские, а на юношеские.
О процессе съемок мы впервые стали рассказывать в ВК сообществе с кратким фотоотчетом. И эта практика нам очень понравилась. По такому материалу, кстати, легче восстанавливать события прошлого:) Если интересно, серию постов про "Дворы" до сих пор можно найти в нашем сообществе.
Показ фильма состоялся на нашей базе, в гимназии, и на него снова пришло много гостей. Для премьеры были изготовлены настоящие билетики. Радостно было петь вместе финальную песню и видеть в конце слезы зрителей.
Начнем, как обычно, с описания сюжета.
В первой версии сценария события крутятся вокруг метаний упрямого подростка Мити, который, поссорившись с авторитарной бабушкой, стал пропадать в дворах и пытаться прибиться к неблагополучной компании. Однако, по нашей доброй традиции, все было переделано. Неизменными остались лишь декорации в виде летних московских двориков и парков.
Итак, в центре итоговой версии истории оказалась подростковая компашка-не разлей вода, сохранившая дружбу с детских лет. Митя, Игорь, Кая и Юля играют в дворовый баскетбол, занимаются спортом, устраивают пикники, бренчат на гитаре и, в целом, живут веселой молодой жизнью. До тех пор, пока одна из девчонок, Юлька, не начинает вести себя странно – избегать компании, часто убегать. Однажды она ловится Каей за попыткой скрыть раны и синяки на теле. И перед ребятами встает выбор: разузнать, что скрывает подруга или не лезть. Разведка приводит их в самый эпицентр переживаний Юли, которая не чувствует себя нужной в собственном доме рядом с родным отцом. Друзьям предстоит столкнуться с по-настоящему трагичной историей и, через боль от расставания, отпустить дорогого человека туда, где ему будет хорошо.
В название вынесено место с неоднозначной репутацией. Бабушка Мити считает, что дворы – центр притяжения всякой гадости и недовольна, что внук сбегает из дома. Однако это мнение в фильме так и подтверждается. Родной двор предстает, как место встречи настоящих друзей. Ребят объединяют на долгие годы совместные занятия и приключения, а испытывает на прочность горе, мимо которого они могли спокойно пройти мимо.
В фильме затрагивается тема дружбы и извечный вопрос, вторгаться или не вторгаться в личное пространство близкого человека. Попытаться найти ответы на загадки в его поведении или не делать этого? Так, Кая мало того, что сама берется за расследование тайн подружки, так еще и подбивает на это пацанов, которые поначалу сомневаются. Даже ее парень Игорь недоверчиво относится к идее. "Что мы можем сделать, если она говорить не хочет? Каждый в этой жизни сам решает, кого в нее пускать, а кого – нет", – говорит он. Однако девчонка идет за своим нехорошим предчувствием и не особо заботится о том, как будет выглядеть со стороны слежка.
В фильме многогранно представлена любовь. Первые в жизни нежные чувства настигают Митю по отношению к Юльке, и он пытается найти ответы на свои вопросы у Каи и Игоря, которые уже давно вместе и являют образец здоровых и близких отношений: подбадривают друг друга, умеют просить прощения, оказывают поддержку. В итоге, паренек так и не открывается Юльке, но получает серьезный урок на всю жизнь.
Сложно показана родительская любовь отца Юльки. Точнее, ее жалкие крохи. Несмотря на то, что он предстает перед зрителем как человек неуравновешенный и эгоистичный, с легкостью поднимающий руку на дочь, в воспоминаниях девочки можно увидеть и светлые моменты: совместные поездки, приятные подарки. От этого становится понятно, почему девочка так путается в собственных чувствах. Она чувствует себя нужной и любимой только вспышками и мгновениями, когда как на постоянке ее одолевают тревога, страх и ощущение брошенности. И то, конечно, большой вопрос, что перевесит на весах воспоминаний ребенка о детстве, поход с палатками или скандалы на кухне с битьем посуды. Результатом внутренней работы Юльки становится решение переехать к родной бабушке. Уехать туда, где ее ждут, и где появится чувство того самого дома.
Нельзя не упомянуть и всепрощающую любовь бабушки Мити. На протяжении фильма, бабушка и внук ругаются чуть ли не по каждой мелочи. Сидение в Интернете, кусочничество, побеги, хамство, игнорирование звонков, поздние приходы, внешний вид друзей, странный питомец – кажется, что между родными людьми лежит огромная пропасть, которую не преодолеть. Однако, когда герои решаются на откровенный диалог, ситуация меняется. К концу фильма Митька осознает, насколько бабушка для него дорога. А сама бабушка перестает видеть в дворовых ребятах врагов и в сцене во время титров пьет чай с Каей, девочкой с татуировкой и пирсингом, которую несколькими днями ранее выставила за дверь, когда та только на минуточку зашла к Митьке.
Теперь пройдемся по интересным моментам с самих съемок.
Про технические шоколадки (точнее, неполадки)
Актерский состав "Дворов" получился очень дружным – мы почти все были одного возраста, и нам было очень весело за кадром. Но нам в этот раз крайне не повезло с постоянным оператором и ассистентами. Поэтому местами камеру вручали даже мне. Хотя я чувствовала себя ужасно неуверенно и вообще не умею снимать.
Микрофон во время съемок приказал долго жить, и весь фильм пришлось переозвучивать. Тогда мы даже подумать не могли, что эта работа станет постоянной частью нашего постпродакшена. Сейчас все наши последние проекты проходят данный этап.
Также "Дворы" подарили нам первый опыт самостоятельной записи саундтреков для фильма. Выбран был знакомый большинству гитарный репертуар – измененные версии песен "Мое сердце" Сплин, "Любите, девочки" группы "Браво" и оригинальная версия "Дом" группы "Радость". Музыка осталась прежней, мы написали только новый текст для двух первых песен, соотносимый с сюжетом. "Мое сердце" превратилось в песню друзей, а "Любите, девочки" – в гимн спортсменов. Эти песни мы записывали целый день в квартире, под пледом, для лучшей звукоизоляции. И в 30 градусов жары, между прочим. На "Дом" у нас тогда уже не хватило сил, и с ней работали отдельно.
Особенно хочется отметить вклад Николая Тараканова, исполнителя всех гитарных партий, а также помощь Анны Зайцевой в записи и сведении треков.
Где твои крылья?
Те, кто смотрел "Дворы" уже задались вопросом: "А почему не упомянуты "Крылья" группы "Nautilus Pompilius"?" А все потому, что в изначальной задумке этой композиции не было вообще. Она попала в проект по чистой случайности. Надеюсь, вы уже пришли к пониманию, что в наших фильмах немало фишек появилось именно благодаря тому, что что-то пошло не по плану, и не удивляетесь...
Итак, мы сидели обсыхали во время съемок сцены с пикником у канала имени Москвы. Коля, исполнитель роли Игоря и наш гитарист, наигрывал разные песни. Звучали "Кино", "КиШ", "Гражданская оборона" и даже дед Максим затесался. В какой-то момент очередь дошла до "Крыльев", и я неожиданно для себя начала напевать. Просто потому, что знала текст. Ольга Александровна песню ни разу не слышала, но она проняла ее до слез. И вот так узнаваемая мелодия стала темой печальной Юльки, потеснив немного-немало одну из песен Цоя.
Чуть позже я узнала, что "Крылья" роднят наш проект с фильмом Балабанова «Брат». Мелочь, а приятно.
Машина времени
В "Дворах" был использован один из наших любимых приемов – воспоминания о прошлом. Для этого Ольга Александровна, которая в то время работала с группами продленного дня в школе, нашла среди своих воспитанников ребят, похожих на исполнителей главных ролей. Снимать их было непросто из-за шума, особенно в массовых сценах. Еще младшим ребятам очень понравилась искусственная кровь, которую мы использовали в кадре, где маленький Игорь разбивает колени. За кадром они так и норовили намазать друг друга.
В качестве примера покажу вам, на мой взгляд, самое меткое попадание в образ. Митя-второклассник и Митя-подросток
Также младший состав поучаствовал в фотосессии, в результате которой получились снимки для альбома Мити. Этот альбом герой приносит во время беседы бабушке, чтобы показать, что те самые дворовые друзья, которых она считает новыми, на самом деле с ним почти всю жизнь.
Кстати, дорогие читатели, а вы продолжаете вести семейные альбомы? Или считаете, что эта традиция устарела? Напишите в комментариях! У нашей кинокомпании есть свой собственный памятный альбом, который уже разросся на два тома. Так что мы в лагере хранителей традиции.
Как мы снимали побои
В этот раз решили попробовать инновационный метод нанесения побоев. А именно – переводные татуировки в виде ссадин и синяков. Последние, кстати, получились особенно реалистичными. Ссадины, на мой вкус, ярковаты.
Правда такой грим оказалось сложнее убирать с кожи. Хорошо помню, что для удаления приходилось использовать ногти и песок.
Спортивные страдания
Еще по статье о "Песне для Луизы" вы помните, что спорт требует жертв...
Во время съемок первой же сцены в проекте, когда Митя любуется Юлькой на поле, один из актеров за кадром сверзнул на себя тяжеленные футбольные ворота. Железная штанга чудом не попала ему по голове. А съемочная команда в эти мгновения увидела все звезды небесные от ужаса.
На этой же площадке массовка-команда дворовых баскетболистов, насадила мяч на железный прут, из-за чего пришлось срочно ехать в ближайший магазин, покупать замену.
Когда мы снимали купание после пикника, вода еще не успела прогреться, так как на дворе был июнь. А все четыре друга должны были оказаться в воде. И даже немного жаль, что искренний вопль моей героини Каи «Холодно, капец!», не попал в финальную версию фильма.
Очень непросто было при съемках соревнования по бегу. На стадион мы приехали рано и очень торопились, так как с минуты на минуту должны были набежать местные культуристы. Помню, как мне быстро приходилось пришивать бегунам на спины заранее подготовленные номера, и как Ольга Александровна меня торопила. А я боялась, что все, к лешему, оторвется и разлетится. Но, к счастью, никто свои номера не потерял.
Несколько раз в кадре получался фальстарт. А когда спортсмены побежали, оператору и звукарю, пришлось бегать то за ними, то впереди них.
Еще на этом же стадионе мы попытались сделать эффект наползающей на героев тучи. На фото внизу можете оценить нашу изобретательность.
Выпускайте кракена!
А вот мы и подошли к разговору о питомце. Митя является обладателем самого необычного домашнего животного за всю нашу фильмографию. А именно, речного рака. В фильме его можно увидеть на рабочем столе героя в стеклянной банке. Бабушка членистоногого не одобряет, называет "гадостью", однако все же моет ему банку, когда непутевый внук забывает, что о животном нужно заботиться.
Если говорить точнее, рак был женского пола, и мы называли ее Рея. Ее пришлось с боем добывать в магазине, потому что продавцы не горели желанием продавать одного единственного рака. Отважный кракен прожил с нами весь период съемок, а потом был торжественно отправлен на ПМЖ в реку Вольга.
По итогу можно сказать, что «Дворы» – очень личная, простая история про сложное и вечное, про личную драму и взаимную поддержку. И о том, что дружба – это не только веселое времяпрепровождение, но и боль, разделенная на количество сердец, объединенных дружеской любовью.
На этом на сегодня у меня все. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые статейки и фильмы! Не забывайте про лайки и комменты! Они поддержат нас как рассказчиков и создателей кино!
С вами была Саша Ольшевская, и до новых встреч!
Наше сообщество в ВК, Дзен и тг-канал. Всех ждем в гости!
#ДетскоеКино #АвторскоеКино #СемейноеКино #детиснимаюткино
#досугвмоскве #кинокружок #киноодетях #семейныеценности #дружба
#кинокомпанияБелыйкамень #запискирежиссера