Найти в Дзене

Подземная сцена Самары: как под площадью Куйбышева растёт станция метро «Театральная»

Художественный нейро-арт коллаж Пока на площади Куйбышева монтируют ёлки, проводят парады и фестивали, в нескольких десятках метров под ногами самарцев уже сформирована новая подземная «сцена» города — станция метро «Театральная». Корреспондент «Другого города» Анастасия Кнор спустилась вместе со строителями в тоннели и вестибюли, чтобы посмотреть, как идёт работа и что уже готово. А директор АО «ВТС-Метро» Алексей Федосеев рассказал, на каком этапе стройка и почему несколько старых домов мешают открыть все пешеходные выходы. Где появится «Театральная» и почему она так важна «Театральная» станет 11-й станцией Самарского метрополитена и конечной первой (и единственной) линии подземки. Она строится на пересечении улиц Галактионовской и Красноармейской — фактически под площадью Куйбышева, у здания Самарского академического театра оперы и балета. Площадь Куйбышева площадью 17,4 га называют одной из крупнейших в Европе: её размеры сопоставимы с несколькими футбольными полями. Новая станция
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

Пока на площади Куйбышева монтируют ёлки, проводят парады и фестивали, в нескольких десятках метров под ногами самарцев уже сформирована новая подземная «сцена» города — станция метро «Театральная».

Корреспондент «Другого города» Анастасия Кнор спустилась вместе со строителями в тоннели и вестибюли, чтобы посмотреть, как идёт работа и что уже готово. А директор АО «ВТС-Метро» Алексей Федосеев рассказал, на каком этапе стройка и почему несколько старых домов мешают открыть все пешеходные выходы.

Где появится «Театральная» и почему она так важна

«Театральная» станет 11-й станцией Самарского метрополитена и конечной первой (и единственной) линии подземки. Она строится на пересечении улиц Галактионовской и Красноармейской — фактически под площадью Куйбышева, у здания Самарского академического театра оперы и балета.

Площадь Куйбышева площадью 17,4 га называют одной из крупнейших в Европе: её размеры сопоставимы с несколькими футбольными полями. Новая станция позволит прямо из метро выходить к оперному театру, к ОДО и к историческим кварталам вокруг площади.

Сейчас первая линия самарского метро — от «Юнгородка» до «Алабинской» — насчитывает 10 станций, эксплуатационная длина около 11,6 км. При этом подземка перевозит примерно 12,5 млн пассажиров в год, или около 34 тысяч человек в сутки.

По расчётам проектировщиков, только «Театральная» в первый год работы сможет пропускать до 47,8 тысячи пассажиров в сутки. Интервал движения поездов после ввода станции планируют сократить до 3,5–6 минут (с нынешних 9–12 минут). Для центра Самары это означает совсем другой уровень доступности общественного транспорта.

Долгая история недостающей станции

Изначально станция имела рабочее название «Площадь имени Куйбышева» — по главной городской площади. Позже утвердили более «говорящее» название «Театральная»: метро фактически подводят к оперному театру.

О полноценном выходе метро к историческому центру и площади Куйбышева начали говорить ещё в начале 2000-х. Проект корректировали несколько раз, меняя трассировку первой линии и стоимость работ. В 2014–2016 годах оценка бюджета колебалась от 6,5 до 11,9 млрд рублей.

Реальный рывок произошёл осенью 2021-го, когда Самарская область получила инфраструктурный кредит на завершение первой линии метрополитена — 10,4 млрд рублей под 3% годовых. Тогда же была озвучена предельная стоимость строительства «Театральной» с перегоном — 18,4 млрд рублей. Позднее её увеличили ещё примерно на 700 млн: сейчас общая оценка — около 19,1 млрд, из которых 8,7 млрд дают региональные власти.

По условиям кредита станцию хотели открыть в первом квартале 2024 года. Потом называли октябрь 2024-го, затем сроки сдвинули сначала на 2026, а официальным крайним сроком теперь значится 2027 год. При этом в свежих заявлениях регионального Минстроя уже звучит осторожная формулировка: «высокая вероятность запуска в первой половине 2028 года».

Так что «Театральная» — одна из самых долгожданных строек города и, по сути, финальный штрих в истории первой линии метро.

Путь будущего пассажира: от площади к платформе

Выход на поверхность: стройка между историческими фасадами

📸 1.1: Строительство выхода на поверхность и наземных сооружений у оперного театра
📸 1.1: Строительство выхода на поверхность и наземных сооружений у оперного театра
📸 1.9: Общая панорама строительства наземных сооружений возле площадки метро
📸 1.9: Общая панорама строительства наземных сооружений возле площадки метро

На поверхности стройка выглядит как узкий коридор между бетонными стенами и лесами. На первом снимке — один из будущих пешеходных выходов: рабочие бетонят стенки и перекрытия, монтируют арматуру, сверху стоит лес над формируемым входным павильоном (Фото 1).

На другом кадре видна более широкая панорама стройплощадки: кран поднимает элементы опалубки, вдоль котлована — склады арматуры, мешки с сухими смесями, контейнеры и временные бытовки (Фото 9). Здесь разместятся наземные павильоны, вентиляционные киоски и технические строения станции.

Всего у «Театральной» запроектировано три наземных павильона и четыре подземных пешеходных выхода: два — в сторону театра, ещё два — к ближней стороне улицы Самарской.

Подъем в вестибюль: «черновая» геометрия станции

📸 1.2: Спуск по лестнице из вестибюля на платформу
📸 1.2: Спуск по лестнице из вестибюля на платформу
📸 1.4: Вид на ту же лестницу из платформенной части в сторону вестибюля
📸 1.4: Вид на ту же лестницу из платформенной части в сторону вестибюля

Второе фото — взгляд вниз по длинному лестничному маршу в будущее подземное пространство станции (Фото 2). Сейчас это «голый» бетон и временная проводка с лампочками, но именно здесь позже появятся отделка, поручни, декоративное освещение и информационные панели.

На снимке с видом снизу вверх видна та же лестница — уже со стороны платформенной части (Фото 4). Широкий марш, высокие стены, ровный потолок: типичная геометрия колонной станции мелкого заложения. Проектом предусмотрено два подземных вестибюля, соединённых с платформой лестницами — без эскалаторов.

Платформенная часть: подземный зал под оперным театром

📸 1.3: Платформенная часть станции во время строительных работ
📸 1.3: Платформенная часть станции во время строительных работ
📸 1.8: Путевое развитие и технический коридор перегона
📸 1.8: Путевое развитие и технический коридор перегона

Третья фотография переносит нас в главный объём станции — будущий платформенный зал (Фото 3). Сейчас он освещён зелёными строительными прожекторами, пол закрыт листами фанеры и временными настилами, по периметру идут кабельные лотки и трубы.

Вдоль зала уже стоят массивные железобетонные колонны, удерживающие перекрытие. Платформа будет островной, длиной 102 м и шириной 10 м — под составы из пяти вагонов, которые планируют пустить после завершения линии до «Театральной».

На восьмом снимке виден соседний технический коридор и путевое развитие (Фото 8). Здесь пройдут пути, ведущие к перегонным тоннелям и к перекрёстному съезду перед станцией: он позволит поездам переезжать с одного пути на другой и обороты составов выполнять быстрее.

Сейчас, по словам Алексея Федосеева, железобетонные конструкции самой станции практически завершены: монолит по основным блокам готов на 95–97%. Развернулись отделочные работы — штукатурка, кирпичная кладка, окраска. Они выполнены более чем на 80% по станционному комплексу, без учёта выходов.

Вестибюли: кирпич, коридоры и будущие кассы

📸 1.5: Отделочные работы и кирпичная кладка в вестибюле
📸 1.5: Отделочные работы и кирпичная кладка в вестибюле

Пятое фото показывает один из будущих вестибюлей (Фото 5). Здесь уже выложены кирпичные стены, намечены дверные проёмы кассовых и служебных помещений, смонтированы металлические кабель-каналы под потолком.

Сейчас в вестибюле — строительный беспорядок: стопки кирпича, арматура, опалубка, временное освещение. Но по проекту именно здесь позже появятся кассы, автоматы по продаже билетов, контрольно-пропускные пункты досмотра, системы видеонаблюдения и автоматизированные комплексы управления станцией.

Заодно в вестибюлях разместят технические помещения, санузлы для персонала, шкафы связи и системы пожарной безопасности — с автоматическим оповещением, дымоудалением и установками пожаротушения.

Техническое сердце станции: вентиляция и электроснабжение

📸 1.6: Вентиляторы тоннельной вентиляции в технических помещениях
📸 1.6: Вентиляторы тоннельной вентиляции в технических помещениях
📸 1.7: Электрощитовая и оборудование тягово-понизительной подстанции
📸 1.7: Электрощитовая и оборудование тягово-понизительной подстанции

На шестом фото — впечатляющий машинный зал тоннельной вентиляции (Фото 6). Два огромных вентилятора с голубыми кожухами, похожие на турбины самолёта, уже смонтированы на бетонных фундаментных плитах. Вдоль стен идут чёрные металлические лотки для воздуховодов и кабелей.

Всего на станции и перегонах установят несколько мощных вентустановок: они будут подавать свежий воздух и вытягивать дым в случае пожара. Значительная часть вентиляционного оборудования — местного производства, в том числе крупные машины, изготовленные в Тольятти.

Седьмой снимок — это уже мир высоковольтных шкафов и пультов (Фото 7). В длинном коридоре выстроились ряды распределительных устройств и ячеек тягово-понизительной подстанции. Именно здесь высокое напряжение, поступающее по городским сетям, преобразуют до параметров, необходимых для питания контактного рельса, систем освещения, вентиляции и автоматики. Саму подстанцию разместили в подземном объёме рядом со станцией.

Тоннели: круглосуточная проходка и самая низкая точка

От «Театральной» в сторону действующей станции «Алабинская» прокладывают два перегонных тоннеля. Работы ведутся щитом, который стартовал из котлована станции и идёт в сторону демонтажной камеры у пересечения улиц Полевой и Ново-Садовой.

По словам Алексея Федосеева, сейчас проходимка организована в две смены по 12 часов, средняя скорость — 12–14 метров в сутки. Бывают технологические паузы и нештатные остановки, но график позволяет завершить проходку второго тоннеля к концу ноября 2025 года. После этого понадобятся ещё 2–3 месяца на окончательные монолитные работы в зоне 11-го блока.

Маршрут тоннеля интересен и с точки зрения геологии. Из станции «Театральная» он уходит на понижение, достигая самой низкой точки примерно напротив здания областного суда на улице Самарской, где глубина заложения достигает порядка 30 метров. Затем тоннель снова начинает подниматься, выходя к Полевой.

Согласно сводным данным правительства и подрядчиков, к осени 2025 года второй перегонный тоннель прошли более чем на 40%, а общий объём монолита станции довели до 95%

Что мешает открыть все четыре выхода

На бумаге у станции четыре пешеходных выхода. На практике пока активно строятся два — № 1 и № 3.

  • Выход № 1 — со стороны театра. Монолитные конструкции здесь уже готовы примерно на 97%, дальше — гидроизоляция, отделка и благоустройство.
  • Выход № 3 — со стороны ближних кварталов улицы Самарской. Котлован полностью закреплён и разработан, идёт устройство монолитных конструкций.

С выходами № 2 и № 4 ситуация сложнее. Они должны выходить в кварталы вдоль Галактионовской, но на пути стоят несколько старых домов: угол Галактионовской и Рабочей (дом 127/8), а также здания по Галактионовской, 109, 111 и 113.

По словам директора АО «ВТС-Метро», эти дома физически мешают строительству подземных коридоров и лестниц. Для продолжения работ нужно распоряжение правительства региона на их демонтаж и решения по переселению жителей. Пока заказчик и власти прорабатывают вопрос, строители сосредотачиваются на тех выходах, где юридических препятствий нет.

Как изменится центр после открытия «Театральной»

После запуска станции первый участок метро от «Юнгородка» наконец-то получит логичную конечную в самом центре города — у крупнейшей площади и главного театра.

Метро подведут к нескольким важным городским функциям:

  • площади Куйбышева с массовыми мероприятиями и парадами;
  • Самарскому академическому театру оперы и балета;
  • Окружному дому офицеров и историческим кварталам вокруг;
  • остановкам наземного транспорта на Красноармейской и Галактионовской.

За счёт увеличения длины линии и уменьшения интервалов поезда смогут перевозить больше пассажиров в часы пик, разгружая трамваи и автобусы, идущие в центр. В перспективе обсуждается перевод части потоков на наземный рельсовый транспорт, но именно «Театральная», по заявлениям властей, должна стать ключевым элементом будущей комбинированной системы.

Когда ждать первый поезд

Сейчас официально крайний срок завершения строительства станции и перегона — 2027 год. На практике сроки зависят от двух факторов: темпов проходки второго тоннеля и решения по пешеходным выходам, где задействованы старые жилые дома.

Если проходка завершится к концу 2025-го, как планируют строители, у подрядчика останется около двух лет на укладку путей, монтаж постоянных систем, архитектурную отделку и пусконаладочные работы. Чиновники уже осторожно говорят о высокой вероятности запуска движения в первой половине 2028 года — но пока это прогноз, а не жёсткое обязательство.

Одно можно сказать точно уже сейчас: новый подземный зал под площадью Куйбышева существует. Колонны, перекрытия, лестницы, венткамеры и подстанции — всё это уже не картинки из проектной документации, а реальные бетонные объёмы. И когда на платформу «Театральной» придёт первый состав, самарцы увидят, как привычная площадь над метро стала частью большой городской сцены.

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники

Материал подготовлен на основе официальных сообщений правительства Самарской области и Минстроя региона о строительстве станции «Театральная», открытых данных о Самарском метрополитене, а также экскурсии корреспондента «Другого города» на стройплощадку, в ходе которой директор АО «ВТС-Метро» Алексей Федосеев рассказал о ходе работ, готовности станции и пешеходных выходов.

Основные источники:

  • Интернет-портал «Другой город» — репортаж со строительной площадки станции метро «Театральная»
  • Официальный сайт правительства Самарской области — раздел о развитии Самарского метрополитена
  • Сообщения Минстроя Самарской области о ходе строительства станции «Театральная» и перегонных тоннелей
  • Официальный сайт Самарского метрополитена — сведения о линии, существующих станциях и пассажиропотоке
  • Публичные презентации и пресс-релизы о проекте продления первой линии метро до станции «Театральная»
  • "Другой город"

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо за внимание!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Ставьте Лайк и Подписывайтесь на канал!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема Самарского метро, рекомендуем подборку: Общая тема

В нашем Телеграм канале еще больше информации!