Впрочем, о кино я не пишу никогда. Точнее, если пишу про конкретный фильм или сериал, то лишь в контексте сегодняшней России. Киноведению я обучался, но не считаю для себя возможным рассуждать о кино, как профессионал. Я не он. :)
Но про последний сериал Кончаловского поговорить хочется. Тем более, что, пока откладывал статью, несколько событий просто подталкивали к написанию.
Итак, Андрон Сергеевич. Западническая часть семьи Михалковых-Кончаловских. Никита Сергеевич, кстати, недавно подтвердил, что Кончаловские недолюбливали Михалковых за всегдашнюю близость к власти. По нашему нынешнему, за патриотизм. Хотя, по мне, старший брат не менее патриотичен, во всяком случае сегодня. Об этом ниже.
А когда он уезжал, по стране пошла гулять эпиграмма, приписываемая Гафту, но я точно знаю, что не все "гафтовские" эпиграммы написаны им. Да это и не важно, потому что чушь там была. Достойная семья, побольше бы таких.
Не всë, что снял Андрон, мне нравилось и нравится. В процентном соотношении младший брат мне ближе, особенно ранний. Хотя до ста процентов моей сипатии и ему далеко. Вот ведь бедолаги. :)
Но, мне кажется это правильно, иначе не будешь объективным. Сложное отношение и к Юлии Высоцкой. С одной стороны, никто кроме мужа еë не снимает. А он снимет всегда. А с другой, актриса она неплохая, уж точно лучше, чем кулинар. В последнем сериале вопрос не в том, как играла, здесь как раз всë органично. Вопрос, зачем этот персонаж вообще появился? Кстати, вот настоящим кинокритикам работка. Могу подкинуть идейку, пусть спорную, так и не настаиваю. Героиня Высоцкой здесь, наравне с Горьким (помните, они почти с первой сцены рядом) олицетворяют интеллигенцию. Не крупно, штрихами. Так же, как герой Борисова олицетворяет казачество, спецслужбы и офицерство вообще. На фоне развала, а затем кровавого возрождения страны, она старается выжить. Сперва, как вся интеллигенция, поддерживая терроризм против Империи, затем сбегая уже от красного террора. Хорошо было профессору Преображенскому. Сам создал чудовище, сам же смог исправить. А эти даже не все поняли свою вину в случившемся. Может поэтому у героини Высоцкой постояно накокаиненный взгляд. Кстати, хороший ход, если это не случайность. Далее. Автор, наверняка имея свои предпочтения, остался над схваткой. Так и надо, вообще-то, более ста лет прошло. Хоть это и не совсем по-русски. Мы до сих пор рубимся до крови за и против Петра или Иоанна Васильевича. А тут совсем не зажившее. Но Андрон Сергеевич никого не озлодеивает и никого не героизирует. Царь - лучшая, на сегодня, роль Никиты Ефремова. Удержит планку, значит достигнет высот отца и деда. Он не плохой и не хороший. Он никакой. Уставший от своего бремени мужчина, который хочет лишь покоя. Окружение невероятно коррумпировано, но кого это удивляет? Ленин - тоже сильная роль очень нелюбимого мною Ткачука. Может, потому что его так Прилепин нахваливал, но не принимал я его. А тут, на мой взгляд - пять с огромным плюсом. Сперва кажется, слишком комичным, но пригляделся и нет. Мог Ленин быть таким. Теоретиков было много, а вот эксцентричных теоретиков, способных перестроить себя и партию в один момент, кроме него не оказалось. Ведь никто до этого не объяснил, почему вождь, всю предыдущую жизнь призывавший не торопиться, вдруг взял и возглавил этот непростой, в своей непредсказуемости, народ. Не собирался он власть брать, когда садился в бронированный вагон. Хороший момент, на мой взгляд, на Финляндском вокзале, когда Ленин сомневается, когда понять не может, почему его, много лет не жившего в стране, встречает такая толпа народа. А это уже практики революции поработали. Пока теоретики книги писали по Женевам, в Питере солдатам листовки раздавали, Сталиным со-товарищи напечатанные. Дескать, приедет товарищ Ленин и всё будет чики-пуки. С точки зрения маркетинга ход замечательный. Читать "Материализм и эмпириокритицизм" солдат и матрос не будут. А листовку и прочтут и махру в неë закрутят.
Кстати, версия автора про поддержку группой высших военных офицеров фракции практиков из большевистской партии, накануне Октября, интересна. С точки зрения реал политик, а не обычного бла-бла-бла, вполне себе живая версия, многое объясняющая в будущем развитии государства.
Распутин ещё интересен, хоть актëра не знаю. Мне нравился, в исполнении Петренко. Но там бес показан был. А здесь реальный деревенский мужик, достаточно мудрый, чтобы вникнуть в нехитрую, на самом деле, систему власти и использовать еë в своих интересах. Не бес, но и не святой, как считали и считают многие. Такие люди в Сибири и сейчас есть, наверняка.
Манасевич. Ну, это просто неудаляемая опухоль российской государственности. Впрочем, любой, наверное.
Путилов и прочие промышленники. Да они платили. Вся революция и переворот в октябре и даже Корниловский мятеж, проплачены ими и банкирами. Правда, считаю слишком упрощëнной версию о провале Корнилова из-за того, что Путилов перестал платить. Единожды предав...
Горцы не пошли за генералом, который предал царя, которому они присягали. Предпочли вернуться домой, где тут же передрались между собой.
Другие революционеры, Парвус, эсеры и прочее. Здесь как раз красиво показано, как они все, по очереди, банкротились, начиная с Гапона. В жизни же, начиная с декабристов и прочих розовых пони.
Вот, собствнно и все действующие лица. Не народ же, в самом деле, делал революции. Народ оплачивал и всегда оплачивает своей кровью и потом. А акторы, как сейчас принято говорить, это непосредственно власть, околовластные нашëптывальщики, интеллигенция, силовики. Ну и как без бузотëров, которые всегда всем недовольны и других настроят на безобразия? А народ безмолвствует, пока его не накачают всякой идеологической дрянью. Ему жить надо, детей растить, себе на старость зарабатывать. А революция это всегда кровь, разруха, кризис. Ни один нормальный народ не может быть источником революции. Разве что французы, но они вообще не в себе. Народ, по смыслу своему, консервативен, потому что всегда выживает. И народ, скорее будет за власть, за свою страну, иначе как ему выжить?
Уже запланировал писать, как прилëг посмотреть фильм хороший. Идëт по телику, что ж не посмотреть? Пусть в стотысячный раз. Снят в далëком уже 2004-м, учеником Никиты Сергеевича.
Везде знаки. :)
Короче, речь про "72 метра" Владимира Хотиненко. На мой взгляд, это шедевр уровня лучших советских. И лучших же голливудских. Вернëтся ли кино к такому уровню даже не знаю. Пока сомневаюсь.
Именно после этого фильма к нему, в Канаде подошëл старик, со словами: "Что же ты Хотинэнко? Вроде хохол, а такие фильмы снимаешь?" Нехорошо так глядя, спросил.
И прав был старый бандеровец, потому что фильма, настолько поднимающего патриотизм, вспомнить в последующие годы сложно. Наверное есть. Но там, почти каждый эпизод кричит в мир - не трогайте русских, они вам не по зубам! Как Янычар в микрофон буя кричал, кто помнит. И с теми же телодвидениями и лексикой. Снимался, судя по всему, на средства знаменитой тогда украинской алкогольной фирмы. Сегодня "джинсу" забрюливают, но мы, олды помним. Вот эти моряки, уходящие во имя чести, с присяги новому государству, их семьи, переехавшие с юга за Полярный круг, это и есть русский народ. Русские, украинцы, татары... Так же как герой Борисова из сериала Кончаловского, офицер, не захотевший воевать против своего народа.
Мы безмолствуем. Мы просто живëм, мы делаем своë дело. Мы делаем невозможное, если понадобится. Спасаемся из затонувшей подлодки, штурмуем города через газовую трубу.
Но можем делать и великие глупости, когда позволяем себя надуть.
Да, чуть не забыл, сегодня день сыновей.
С дочерьми свои тревоги и волнения, но сын, это вам не дочь, тут всё сложнее. Это я вам как папа дочери и сына говорю.
Сын с самого начала считает себя взрослым. И он же, до старости, останется пацаном, которому обязательно надо если не пальцы в розетку, то хотя бы батарейку полизать. Ты выживаешь чудом своë детство, затем двойным чудом выживаешь жизнь сыновей.
Особенные чувства к тем мамам и отцам, чьи дети сейчас на СВО, к тем чьи вернулись. Тем же чьи не вернулись сил на всю оставшуюся жизнь.
Здесь обсуждëнные фильмы о них, о сыновьях, постоянно охраняющих жизнь, порою ценой смерти.